ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И семинарских занятий
Тема 1 Мотивы вступления в брак. Любовь.
(семинар)
Вопросы:
1. Характеристика любви – как одиного из основных мотивов вступления в брак.
2. Сравнительный анализ исследований любви в работах Э.Фромма, К. Хорни, Р. Мэя.
3. Психологическая характеристика невротической любви.
Дополнительная литература:
1. Фромм Э. Искусство любви., М, 2002.
2. Мей Р. Любовь и воля. М., 1999.
3. Хорни К. Психология женщины. М., 1997.
4. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. М., 1997.
Тема 2 Диагностика внутрисемейных отношений супругов.
Практическое занятие 1:
1. Методики диагностики в процессе предбрачного консультирования.
Отработка методик «Брачный договор», «Ролевые ожидания», Тест Т.Лири, тест РОП.
Практическое занятие 2:
2. Проективные методики диагностики внутрисемейных отношений: семейная генограмма, социограмма, психогеометрический тест.
Дополнительная к практическим занятиям:
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.
2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. //Вопр. Психологии, 1985.№5.с. 110-116.
3. Егидес А., Козлов Н. Семейный договор. М., 1998.
4. Кроник А.А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде. //Психол. Журнал. 1985.Т.5 №5.
5. Левкович В.П., Зусикова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. //Вопр. Психологии.1987.№ 4, с. 128-134.
6. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина, М., 1989.
7. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
8. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. С-Пб., 2000.
9. Эйдемиллер Э. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.-С-Пб., 1996.
Тема 3 Диагностика и методы урегулирования семейных конфликтов.
Семинар 1: Супружеские конфликты: причины и профилактика.
Вопросы:
1. Теории супружеской совместимости.
2. Психологический климат семьи и зоны супружеских конфликтов.
3. Супружеские конфликты: причины и профилактика.
4. Факторы гармоничного супружества.
Практическое занятие 3:
1. Диагностика конфликтности супругов и их взаимоотношений.
Самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования.
Тест Томаса.
Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
2. Игра «Супружеский конфликт».
Дополнительная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. ЮНИТИ, 1999. – Гл. 25.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.:КСП,1996.
3. Сысенко В.А. Устойчивость брака. М., 1981.
4. Сулимова М.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., Ин-т практ. Психологии,1996. – с. 44-45.
5. Сысенко в. Супружеские конфликты М., 1993.
6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений М., 2000
7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С-Пб. 2000
Тема 4 Процессы дестабилизации семейных отношений.
Практическое занятие 4.
1. Ролевая игра «Семья».
2. Видеоанализ ролевой игры: психологические предпосылки ревности и измены; «факторы риска» и «факторы успеха» в процессе семейных отношений.
Тема 5 Детско-родительские отношения.
Семинар: Родительское отношение к ребенку: структура, типы, функции.
1. Варианты родительского отношения к ребенку и комплементарные им варианты детского развития и поведения.
2. Типы родительского отношения, патогенные для ребенка.
3. Жизненные сценарии и способы их формирования у ребенка.
4. Психологические особенности детей, воспитывающихся в полной, неполной семье, вне семьи. Последствия материнской депривации.
Дополнительная литература:
1. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. М., 1987.
3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений М., 2000
Практическое занятие 5.
1. Проективные методики диагностики детско-родительских отношений.
2. Рисунок семьи.
3. Кинетический рисунок семьи.
Дополнительная литература:
1. Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. М., 1995.
2. Бернс Р., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.
Практическое занятие 6.
1. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
2. Опросник для детей в возрасте 3-10 лет.
3. Опросник для родителей и подростков в возрасте от 11 до 21 года.
Дополнительная литература:
1. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.