ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И семинарских занятий

Тема 1 Мотивы вступления в брак. Любовь.

(семинар)

Вопросы:

1. Характеристика любви – как одиного из основных мотивов вступления в брак.

2. Сравнительный анализ исследований любви в работах Э.Фромма, К. Хорни, Р. Мэя.

3. Психологическая характеристика невротической любви.

Дополнительная литература:

1. Фромм Э. Искусство любви., М, 2002.

2. Мей Р. Любовь и воля. М., 1999.

3. Хорни К. Психология женщины. М., 1997.

4. Хорни К.Невротическая личность нашего времени. М., 1997.

Тема 2 Диагностика внутрисемейных отношений супругов.

Практическое занятие 1:

1. Методики диагностики в процессе предбрачного консультирования.

Отработка методик «Брачный договор», «Ролевые ожидания», Тест Т.Лири, тест РОП.

Практическое занятие 2:

2. Проективные методики диагностики внутрисемейных отношений: семейная генограмма, социограмма, психогеометрический тест.

Дополнительная к практическим занятиям:

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. //Вопр. Психологии, 1985.№5.с. 110-116.

3. Егидес А., Козлов Н. Семейный договор. М., 1998.

4. Кроник А.А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде. //Психол. Журнал. 1985.Т.5 №5.

5. Левкович В.П., Зусикова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. //Вопр. Психологии.1987.№ 4, с. 128-134.

6. Семья в психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина, М., 1989.

7. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

8. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. С-Пб., 2000.

9. Эйдемиллер Э. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.-С-Пб., 1996.

Тема 3 Диагностика и методы урегулирования семейных конфликтов.

Семинар 1: Супружеские конфликты: причины и профилактика.

Вопросы:

1. Теории супружеской совместимости.

2. Психологический климат семьи и зоны супружеских конфликтов.

3. Супружеские конфликты: причины и профилактика.

4. Факторы гармоничного супружества.

Практическое занятие 3:

1. Диагностика конфликтности супругов и их взаимоотношений.

Самооценка готовности к конструктивным взаимоотношениям в семье методом тестирования.

Тест Томаса.

Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»

2. Игра «Супружеский конфликт».

Дополнительная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. ЮНИТИ, 1999. – Гл. 25.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.:КСП,1996.

3. Сысенко В.А. Устойчивость брака. М., 1981.

4. Сулимова М.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., Ин-т практ. Психологии,1996. – с. 44-45.

5. Сысенко в. Супружеские конфликты М., 1993.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений М., 2000

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. С-Пб. 2000

Тема 4 Процессы дестабилизации семейных отношений.

Практическое занятие 4.

1. Ролевая игра «Семья».

2. Видеоанализ ролевой игры: психологические предпосылки ревности и измены; «факторы риска» и «факторы успеха» в процессе семейных отношений.

Тема 5 Детско-родительские отношения.

Семинар: Родительское отношение к ребенку: структура, типы, функции.

1. Варианты родительского отношения к ребенку и комплементарные им варианты детского развития и поведения.

2. Типы родительского отношения, патогенные для ребенка.

3. Жизненные сценарии и способы их формирования у ребенка.

4. Психологические особенности детей, воспитывающихся в полной, неполной семье, вне семьи. Последствия материнской депривации.

Дополнительная литература:

1. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. М., 1987.

3. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений М., 2000

Практическое занятие 5.

1. Проективные методики диагностики детско-родительских отношений.

2. Рисунок семьи.

3. Кинетический рисунок семьи.

Дополнительная литература:

1. Лосева В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. М., 1995.

2. Бернс Р., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М., 2000.

Практическое занятие 6.

1. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

2. Опросник для детей в возрасте 3-10 лет.

3. Опросник для родителей и подростков в возрасте от 11 до 21 года.

Дополнительная литература:

1. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Наши рекомендации