Коммуникативная личность. требования к качествам коммуникатора. личность в системе социальной коммуникации
Личность изучают ученые и практики в различных условиях жизнедеятельности: homo sapiens – «человек разумный»; homo politicus – «человек общественный»; homo consuments – «человек-потребитель»; homo liber – «человек свободный»; homo loguens – «человек говорящий». Для раскрытия проблем коммуникации наибольший интерес представляет человек, реализующий себя как коммуникативную личность.
Исходным для изучения коммуникативной личности является понятие «личности». Категория «личность» как философское, социологическое, психологическое и лингвистическое понятие раскрывает социально значимые качества индивида. Множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы обоснования социально значимых признаков личности. Множество теорий рассматривает личность как специфическое образование. Социологическая концепция личности сформировалась в конце 19 – начале 20 веков. Были разработаны теория зеркального «Я», ролевая теория, личностные концепции необихевиоризма, теория референтной группы.
Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским социологом Ч.Кули (1864-1929). Потенциальная разумная природа индивидуального «Я». По его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к индивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне выступает как посредник, обеспечивающий функционирование человеческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. американский философ, социолог Дж.Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т.е. стадии превращения физиологического организма в рефлексивное состояние «Я». В «простой игровой фазе» индивид усваивает роль одного другого, в «сложной игровой фазе» индивид ассимилирует роли и установки нескольких других, в «фазе обобщенного другого» индивид идентифицирует себя со всей общностью. По Миду происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика – способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Индивидуальная «Я» реакция зависит от разнообразия и широты систем коммуникации, в которых «Я» участвует.
В зависимости от роли, придаваемой стадиям процесса формирования личности, различаются подходы в исследовании личности. В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж.Пиаже), в теории нравственного развития – понимание чувств других людей (Л.Колберг), в психоаналитических теориях (З.Фрейд, Э.Эриксон), - преодоление напряженности в сознании собственного «Я», в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания – формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуаоизированного отношения к миру (Конецкая В.П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ин-т бизнеса и управления, 1997).
Сторонники ролевой теории считали, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я.Морено (1892-1974) разработал систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Американский социолог-теоретик Т.Парсонс (1902-1979) приходит к пониманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в символичности (наличие символических механизмов регуляции – язык, ценности и пр.), в нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности (иррациональности и независимости от условий среды).
Личностные концепции необихевиоризма рассматривали действия личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г.Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы. Компаративная референтная группа представляет собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других. Нормативная референтная группа играет регулятивную роль по отношению к индивиду.
Шарков Ф.И.: Основы теории коммуникации. Учебник. – М.: Издательский Дом
«Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2002. – С.96-98.