Смысл и есть отражение отношения цели действия к ее мотиву.
Скорее всего, и первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий «появилась потребность что-то сказать друг другу». Можно предположить, что первые слова были слова «приказы», выполняющие «указательные», «организующие» функции.
Но слово не только обозначает, но и обобщает. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания.
Процессы развития труда и языка шли параллельно.
Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Вникните в этимологию слова «сознание»: «со – знание» это совместное знание.
В ходе индивидуального развития через овладение языком человек приобщился к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Таким образом, смыслы и языковые значения оказались по А.Н. Леонтьеву основными образующими человеческого сознания.
Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные, предметные, вербальные, житейские и научные значения.
Смысл – субъективное понимание ситуации, информации и отношение к ней.
Самосознание – это высший вид сознания (Рис. 2.1), возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С.Л. Рубинштейн).
Образ Я, или самосознание (представление о себе), складывается на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):
1. Сознание отличия себя от остального мира;
2. Сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
3. Сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
4. Социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Критерии самосознания:
- Выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
- Осознание своей активности: «Я управляю собой»;
- Осознание себя «через другого» (то, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество);
- Моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.
Согласно точки зрения А.Н. Леонтьева следует говорить о трех, различных по своему значению образующих сознания – это: чувственная ткань сознания, значение, личностный смысл. Смыслы и языковые значения являются основными образующими человеческого сознания.
Таким образом, как пишет А.Н. Леонтьев: «Сознание выступает перед нами как движение, связывающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственной ткани, опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность существования каждого из нас, заключающуюся в обретении личностного смысла – значения для индивидуальной жизни».
2.4.5. Сознание и бессознательное
В зоне ясного сознания отражается малая часть одновременно приходящих из внутренней и внешней среды организма сигналов. Те из них, что попали в эту зону, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также учитываются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне.
Неосознаваемые психические процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала прошлого века.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий;
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий;
3. Надсознательные процессы.
✓ В первый класс - неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят:
- Неосознаваемые автоматизмы. К ним относятся автоматические действия и автоматизированные действия или навыки. Автоматические действия либо врожденны, либо формируются очень рано (сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и многие др.). Благодаря автоматизированным действиям происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия:
- Явления неосознаваемой установки. Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении. Например, чтобы взять предмет мы подстраиваем кисть руки под его форму и размеры или спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку – это примеры моторной установки; если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда начинаете слышать подозрительные шорохи – это пример перцептивной установки;
- Неосознаваемые сопровождения сознательных действий представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации и могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей (непроизвольные движения, мимика, пантомимика, тонические напряжения и т.д.). Примеры: бросая мяч в кольцо мы часто пытаемся «выправить» его движение рукой; человек орудующий ножницами – двигает челюстями в ритме этих движений; человек, который смотрит на другого, порезавшего палец – строит горестную гримасу, сопереживая ему; если мы удивлены – брови непроизвольно поднимаются вверх и т.д.
✓ Во второй класс - неосознаваемых побудителей сознательных действий – входят: инстинкты, неосознаваемые влечения, стремления человека. Эта тема связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда, который создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное.
- Типичными обитателями предсознательной сферы являются скрытые или латентные знания – это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют (это наша память), но при необходимости легко переходят в сознание.
- Бессознательное, согласно З. Фрейду – это хранилище неприемлемых для человека мыслей, желаний, чувств и воспоминаний. Согласно современным теориям – неосознаваемая человеком переработка информации. Хранилищем бессознательной психической энергии, которая по мнению З.Фрейда, стремится к удовлетворению базовых сексуальных и агрессивных побуждений, является Ид (лат. Id - Оно). З.Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т.п.) и невротические симптомы. Содержания области бессознательного не осознаются не потому, что они слабы, как в случае с латентными знаниями – нет, они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на наши действия и состояния. Первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность, второе – они с трудом переходят в сознание, т.к. существуют механизмы вытеснения и сопротивления. Подробнее об этом вы узнаете при изучении психоанализа – глубинной психологии, созданной З. Фрейдом.
✓ И, наконец, обратимся к третьему классу неосознаваемых процессов, которые обозначили как «надсознательные» процессы. Эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами. К этому классу следует отнести процессы творческого мышления, озарения, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т.п. одним из первых психологов, кто обратил специальное внимание на эти процессы, был В. Джемс. Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе, что вы заняты решением проблемы, о которой думаете изо дня в день. Это жизненно важная проблема. И вот в один прекрасный день все проясняется – как будто пелена спадает с ваших глаз. Иногда это случается неожиданно, и вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет, качественно новый – то, что вошло в ваше сознание, является интегральным продуктом предшествовавшего процесса, однако мы не имели четкого представления о ходе последнего. Другой пример из Джемса относится к кризису чувства: «В течение двух лет молодой человек переживал очень тяжелое состояние влюбленности в одну девушку, хотя в глубине души знал, что она не создана быть его женою и не согласится. Но замечательнее всего тот странный, внезапный, неожиданный и бесповоротный конец: он шел утром на работу, как всегда полный мыслями о ней и своей несчастной участи, как вдруг будто какая-то могущественная внешняя сила овладела им, он повернул назад и немедленно уничтожил все, что хранил в память о ней и больше ни одна мысль о любви не возбуждала в нем ее образ». В. Джемс, комментируя этот случай, подчеркивает слова: «как будто какая-то могущественная внешняя сила овладела им». По его мнению, эта «сила» - результат некоторого «бессознательного» процесса, который шел вместе с сознательными переживаниями молодого человека.
Состояния сознания
Традиционно психология признает два состояния сознания: сон, как период отдыха, и состояние бодрствования или активное состояние. Последнее соответствует активации всего организма, которая позволяет ему улавливать, отбирать и истолковывать сигналы внешнего мира, отправлять их в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением, в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование – это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешней действительности.
Это нормальное состояние сознания, является тем не менее состоянием, которое не имеет реальности в себе. На самом деле это идеальное состояние, которое в основном проявляется лишь в нашей способности эффективно расшифровывать внешние стимулы и отвечать на них так, как это принято для большинства членов социальной группы, к которой мы принадлежим. А внушать нам этот способ реагировать начинают с самого раннего возраста. Нейрофизиолог Лилли (Lilly, 1980) отмечала, что мысли, которые мы принимаем за свои собственные, на самом деле на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей. Мы думаем, что наше представление о вещах и то, как мы на них реагируем, – это что-то наше личное, на самом же деле это совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими на протяжении поколений. Мы чаще всего их только воспроизводим и повторяем, чтобы оставаться в гармонии с окружающей нас физической и социальной средой. Поразмышляйте над этим фактом.
Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния – от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудреме. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов. Хебб попытался в 1955 году проиллюстрировать это графически:
Из приведенного графика видно, что по мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств. Студент, который любой ценой должен успешно сдать экзамен, рискует потерять сосредоточенность, необходимую для понимания задаваемых вопросов. Спортсмен, который перед решающим матчем узнает о разрыве с любимой, может полностью потерять интерес к этому матчу.
В критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях. С одной стороны, он должен быть частью объективного мира, в котором его «Я» вынуждено приспосабливаться к внешней реальности. Это уровень экстравертированного сознания, перцептивных функций и принятия решений. С другой стороны, он погружается в субъективный мир измененных состояний сознания, из которого исключена всякая связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное «Свое» [15].
Сон с сопровождающими его сновидениями, представляет собой состояние первостепенной важности – как по месту, которое он занимает в нашей жизни, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе. Так как сон отрезает нас от нашего физического и социального окружения – он является примером измененного состояния сознания.
Измененные состояния сознания
✓ Сон
В среднем наш организм функционирует с таким чередованием: 16 часов бодрствования, 8 часов сна. Известно, что этот 24-х часовой (с вариациями) цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами. Этот цикл имеет название циркадианный ритм (от лат. сirca – около и dies – день). Исследования свидетельствуют о том, что мышление и память функционируют лучше всего в середине циркадианного ритма. Синтия Мей и Лин Хашер (1997) утверждают, что студентов университетов можно назвать «людьми вечера». Их работоспособность растет в течение дня и достигает пика к вечеру. Пожилые люди обычно бывают «людьми утра», их работоспособность снижается к вечеру.
Долгое время полагали, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий восстанавливать силы. Так недостаток сна существенно сказывается на здоровье: ухудшается или даже нарушается мыслительная и трудовая деятельность. Сейчас известно, что сон – это не только восстановительный период, он имеет различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый или парадоксальный сон» - в зависимости от особенностей мозговой активности, фиксируемой с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) [13, 153].
- альфа волны (8-12 Гц) характерны для состояния бодрствующего покоя, когда организм расслаблен, человек сидит спокойно с закрытыми глазами;
- тета волны (4-7 Гц) характеризуют начало медленноволнового сна;
- дельта волны (0,5-3 Гц) регистрируются во время глубокого медленноволнового сна;
- бета волны (13-26 Гц) регистрируются во время бодрствования, активной умственной и физической деятельности и во время «быстрого сна».
1. Медленноволновой сон характеризуется замедлением сердцебиения, дыхания, расслаблением мускулатуры, снижением артериального давления и темпа обменных процессов в организме. Современная наука склонна рассматривать эту стадию как время физического восстановления организма. Тяжелая физическая нагрузка приводит к увеличению продолжительности этой стадии. Одним из ярких расстройств стадии медленноволнового сна является лунатизм или сомнамбулизм (от лат. somnus – сон и ambulare – ходить, бродить). Сомнамбулизм проявляется в выполнении во время сна бессознательных, но внешне упорядоченных действий, о которых человек не может вспомнить после пробуждения. Так, лунатик может ходить по комнате, переставлять предметы и т.д. При сомнамбулизме сон носит как бы «частичный характер», когда торможение захватывает только часть коры головного мозга, оставляя в неприкосновенности двигательные зоны. В нормальном случае медленноволновой сон продолжается непрерывно около полутора часов.
2. Быстрый или парадоксальный (изнутри тело возбуждено, а снаружи оно кажется спокойным) сон был открыт в 1953 г. Ю. Азеринским и Н. Клейтманом. этот сон сопровождается учащением пульса и дыхания, артериальное давление повышается, обмен веществ становится более интенсивным, а глаза совершают характерные быстрые движения, отсюда еще одно название – БДГ-сон (сон с быстрым движением глаз). Быстрый сон – это сон со сновидениями. Человека в этот момент трудно разбудить, но если удается, то в 80% случаев он говорит, что видел сон и может рассказать его в деталях. Скорее всего, основная его функция – активная переработка полученной за день информации. Быстроволновой сон продолжается всего несколько минут, после чего происходит возвращение к медленноволновой стадии. В течение ночи человек переживает несколько периодов быстроволнового сна, причем каждый последующий период длиннее предыдущего (при 8-ми часовом сне данная фаза перед пробуждением может достигать 45 минут).
З. Фрейд утверждал, что сон – это прямая дорога в бессознательное: достаточно истолковать элементы сновидений как некие символы, чтобы прийти к пониманию влечений и конфликтов, вытесненных в бессознательное. Сны служат символической реализации нереализованных желаний человека; разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. Сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения.
✓ Гипноз
Психические явления, обозначенные термином «гипноз», очень разнообразны и известны с давних времен.
Гипноз, по определению В.Л. Райкова, есть особая, резервная форма психического состояния и реагирования, потенциальная готовность к максимальной мобилизации психики, когда измененная функция сознания и самосознания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, включая некоторые элементы бессознательного, а в какой-то степени и организмом в целом [25].
Специфика гипнотического состояния состоит в диссоциации (лат. dissociatio – разъединение) планирующей, исполнительной и контролирующей составляющих поведения, отсутствии сознательной саморегуляции. «Я» субъекта как бы временно исчезает, и эти функции переходят к гипнотизеру. В физиологическом плане диссоциация трактуется как рассогласование типичных, сложившихся систем организации активности нервной системы. Так, привнушении образа другой личности («Вы, Репин, известный художник. Рисуйте!») происходит переструктурирование самосознания: вместо «собственного Я» начинает функционировать гипнотическое самосознание, основанное на той информации, которая есть у испытуемого о художнике И.Е. Репине. При этом на фоне общего возрастания активности всех зон коры мозга электроэнцефалограмма показывает развитие сверхмедленных волн (тета – ритм) в правой лобной доле, что свидетельствует об «отключении» собственного самосознания.
Наиболее распространенная ошибка в оценке гипноза, видимо, связана с тем, что некоторые смешивают особое состояние, называемое гипнозом, с тем или иным феноменом, который в гипнозе можно внушить, т.е. сущность гипноза как состояния измененной психической активности приравнивается к явлениям и эффектам, получаемым в гипнозе.
В гипнозе человек чем-то напоминает спящего, хотя никакой электрофизиологической корреляции с естественным сном в гипнозе нет.
Внушаемость в гипнозе является функцией, адекватной пластичности нервной системы и одной из форм ее актуализации. Внушаемость актуализируется лишь тогда, когда общая интегративная сознательно-бессознательная реакция психики как бы «считает это целесообразным». Нормальная пластичность психики является важнейшим средством адекватной реакции человека и его поведения. Внушаемость может стать патологической в результате разнообразных невротических срывов как следствие болезненных проявлений психики.
Суггестивный (от лат. suggestio – внушение) метод, как показала практика многих десятилетий, может быть очень полезным и представляет собой весьма удобный вариант для психофизиологической тренировки, развивая управление рядом вегетативных, а в отдельных случаях и высших психических функций, включая способность к эйдетизму (греч. еidos – вид, образ; способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен), творчеству, активной саморегуляции эмоций и т.д. Это может происходить в условиях аутогенной тренировки, самогипноза, где имеет место уже самовнушение и саморегуляция, когда человек становится ведущим, лидером уже для самого себя.
И, последнее замечание: в первом приближении кажется, что нет разницы между гипнозом и внушением. Многие авторы сводят его только к внушению. Гипноз, гипнотическое состояние вызывается внушением, но сам гипноз есть состояние психики, связанное с повышенной внушаемостью. Таким образом, в процессе гипнотизации внушения гипнолога повышают внушаемость пациента и в процессе сеанса приобретают все большую и большую силу, способствуя углублению гипнотического состояния. При этом огромное значение имеет готовность «поддаться» гипнозу или, наоборот, активное сопротивление гипнотизации.
При наблюдении сеанса гипноза со стороны может возникнуть впечатление, что человек превращается в робота, однако долгая история экспериментов в этой области (В.М. Бехтерев, В.Л. Райков и др.) показывает, что испытуемому нельзя внушить такие действия, которые он ни при каких обстоятельствах не совершил бы в обычном состоянии (например, «украдите кошелек у женщины, а потом подойдите и ударьте мужчину»), но можно так преподнести смысл требований, что они «обойдут цензуру», не вызовут нравственного сопротивления и будут выполнены («ударьте этого мужчину, он – грабитель и хочет украсть у женщины кошелек, а пока лучше возьмите кошелек себе и спрячьте его»).
✓ Медитация
Под медитацией имеется в виду особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта.
Это практика, известная на Востоке уже много лет привлекает внимание ученых [49, с.566].
Все виды медитации преследуют одну цель – сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания настолько, что мозг будет ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. Есть несколько способов достижения этой цели: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощущениях, как это делают последователи зазены, использовать ритмические танцы, как у дервиш – турнеров, или же практиковать йогу [49, с.543], которая делает акцент на владении телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность – чаще всего типа альфа – волн, а иногда тета – волн, как это бывает у некоторых мастеров зен.
Техника медитации широко популяризируется. Так, например, трансцендентальная медитация основана на использовании особого слова – мантры. Мантра, обычно выбирается «учителем» для ученика и состоит из таких звуков, как, например, О, М, Н, которые легко вступают в резонанс с электрической активностью мозга. Субъект должен повторять свою мантру – ОМ, ЭНГ, ШИРИМ… - сначала вслух, а потом про себя, пока не достигнет состояния полной расслабленности и «чистого сознания», из которого исключены все восприятия внешнего мира и которое граничит, по мнению приверженцев, с «чувством вечности».
2.5. Структура психики человека
В своих проявлениях психика сложна и многогранна. Выделяют три большие группы психических явлений, которые перечислены в порядке убывания динамичности:
1. Психические процессы;
2. Психические состояния;
3. Психические свойства.
2.5.1. Психические процессы
Психические процессы – условное обозначение динамической характеристики психики человека [22, 24].
К ним обычно относят:
- познавательные процессы: ощущения и восприятие как отображение непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как процессы организации и сохранения прошлого опыта; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отображение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию;
- волевые процессы (пробуждение потребностей, возникновение мотивов или побуждений действовать определенным образом, принятие решений и их выполнение, волевое усилие);
- эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности).
2.5.2. Психические состояния
Психические состояния –понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, отражающее особенности функционирования психики человека на ограниченном отрезке времени [28, 154].
К ним относятся проявления чувств (настроение, аффекты эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т.д.
Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях. В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы – навязчивые состояния, в социальной психологии – массовидные психические состояния.
2.5.3. Психические свойства
Психические свойства – еще более устойчивые проявления психики индивида, что указывает на их закрепленность и повторяемость в структуре личности [2, 154].
Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- жизненную позицию, как систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека;
- темперамент, как систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения, тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;
- способности, как систему интеллектуально – волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;
- характер, как систему отношений и способов поведения.
Более подробно перечисленные психические явления, включенные в структуру психики, будут рассмотрены далее.
2.6. Общественно – историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе
Онтогенез – (от греч. ontos сущее и …генез) – индивидуальное развитие организма (…генез от греч. genesis – часть сложного слова, означающая: связанный с процессом образования, возникновения).
Вопрос о природе человеческой психики решался на протяжении веков далеко неоднозначно и продолжает остро дискутироваться.
Крайние точки зрения выражаются вопросами: «Что такое человек: существо биологическое или социальное? К какому царству он принадлежит: природы или духа?»
Конечно, человек – существо биологическое, поскольку он возник в ходе эволюции животного мира, и во многом является результатом этого процесса, продолжающегося многие миллионы лет.
С другой стороны, современный человек есть продукт культурно-исторического процесса, насчитывающего, по крайней мере, несколько сот лет.
Иными словами мы несем на себе печать обеих эволюций. Казалось бы, ответ должен быть «и – и». Однако такой ответ никого не удовлетворяет, ибо все равно неясно: в чем и как проявляются биологическое и социальное (или духовное) начала, и главное в каком отношении они находятся.
И сегодня существует широкий спектр ответов от безусловного примата биологического начала в человеке до абсолютизации его духовного начала (сущности).
Пример биологического полюса: в конце 60-х годов в Америке вышла книга Д. Морриса «Голая обезьяна», в которой автор представляет человека как социальное животное. «За фасадами современной городской жизни – та же голая обезьяна. Изменились только названия: вместо «охоты» – работа, вместо «гнезда» – дом, вместо «спаривания» – женитьба, вместо «самка» – жена» и дальше: «…биологическая природа животного формирует социальную структуру цивилизации, а не наоборот».
Социогенетика (ближе к биологическому полюсу) называет индивида лишь временной оболочкой бессмертных генов. Главное назначение каждого индивида: обеспечить сохранность генов и передачу их потомкам. Все достижения эволюции и индивидуальные – лишь средства наилучшего решения этой задачи.
Другую крайность составляют идеалистические точки зрения, указывающие на божественное происхождение человека: цель жизни каждого – осуществить «замысел божий» (христианская религия), выразить собой часть «объективного духа» (Гегель).
Та и другая теории имеют выход на личную жизнь человека.
Если полагать, что человек существо биологическое, то надо прежде заботится о физическом здоровье, комфорте, потакать страстям, культивировать инстинкты. Ведь это будет естественно, т.е. отвечать природе человека.
Если считать, что человек существо социальное или духовное, то надо жить так, чтобы это начало получило полное развитие.
Практическое следствие этого вопроса, прежде всего, относится к воспитанию детей: о чем прежде всего заботится? Чтобы он был накормлен, одет, здоров или воспитывать истинно человеческие качества – чувство долга и справедливость, стремление к идеалам?
Вы спросите: – Почему «или-или»? Надо – «и-и». Но вот что интересно, в реальной жизни эти заботы сталкиваются как альтернативы. Так что общефилософская, мировоззренческая проблемы выливаются в серию важнейших практических вопросов воспитания и самовоспитания.