Как освобождаются от стресса мальчики, как - девочки?
01:23:04 Есть еще одна особенность, которую хорошо знают родители, между мальчишками и девчонками. Это то, что в напряжении, в стрессе, когда мальчик переживает стресс, его психика работает таким образом, что она старается отбросить все лишние элементы. То есть, это называется, можно назвать «синдром падающего воздушного шара». Вы знаете, когда воздушный шар падает, то из корзины воздушного шара выбрасывают все то, что, может быть и является нужными вещами, но в критической ситуации оно, в связи с тем, что отягощает этот воздушный шар, то, что способствует его падению. Поэтому, чтобы просто прийти до намеченной цели, пилот, управляющий воздушным шаром, выбрасывает, может быть даже какие-то очень важные вещи для того, только чтобы достигнуть легкости определенной, дальнейшего движения. И забывает максимум всего, что можно забыть. Мужчины, взрослые, мальчишки в том числе, концентрируются на главной проблеме. И чем больше напряжение, тем больше забывают то, что не относится к основной проблеме.
01:25:22 Была такая история. История со знаменитым ученым, Исааком Ньютоном. Когда он проводил, проводя очень много времени в своей комнате, в своей лаборатории, занимаясь научными соисканиями, и его жена, зная, что к обеду его ждать бесполезно, что, скорее всего, придет к обеду через несколько часов, когда вспомнит об этом, она решила принести ему маленькую кастрюльку, для того, чтобы он сам себе сварил завтрак, сварил яйцо на завтрак. И она принесла ему кастрюльку, принесла ему маленькую горелку, плитку, принесла ему часы, и сказала: «Я не буду мешать тебе работать, я понимаю, что ты обо всем забываешь постоянно, когда ты работаешь. И поэтому съешь прямо не отходя от твоего рабочего стола. Пожалуйста, сам себе приготовь завтрак». И когда она через несколько, некоторое время снова вошла в комнату, она увидела задумчивого Исаака Ньютона, в размышлениях, который стоял над кастрюлькой с яйцом в руках и… Угадайте, что варилось у него в кастрюльке? Это были его золотые карманные часы. Таковы мужчины по природе. Когда они решают какую-то проблему, все остальные детали, остальные маленькие проблемы, как бы, не центральные, не генеральные проблемы, они просто исключаются из памяти вообще.
01:26:44 И девочки, в свою очередь, они чем больше стараются запомнить, тем больше приходят в определенное напряжение, напрягают свою память, тем больший стресс они переживают. Поэтому, в момент напряжения им очень трудно забыть всякие разные детали и нюансы, и параллельные проблемы, и не имеющие вообще проблем. То есть, весь, как бы поток проблем в момент стресса, он поднимается такой волной, пытаясь захлестнуть сознание женщины, сознание девочки. Поэтому, это часто объясняет, и может быть, вполне объясняет то, почему очень частые напоминания, очень частое эмоциональное давление, напряжение со стороны матери. А в конечном счете это приводит к тому, что ребенок становится как бы более безответственным, он забывает все больше и больше вещей он забывает сделать. Потому что самой главной проблемой для него, ответственностью для него стоит, самой главной проблемой для него, на которой он абсолютно концентрируется, является дурное настроение и негативные, эмоционально негативная реакция его матери. Все остальные проблемы, в том числе и не купленное молоко, которое мама сказала купить, или комната, которую она попросила убрать, или собака, которую надо было выгулять, они становятся минорными проблемами, и память мальчика просто выкидывает их за борт, для того, чтобы воздушный шар не упал.
01:28:22 Также важно знать, что как освобождается от стресса мальчики и девочки. В этом смысле наша природа также сильно отличается. Мужчины, мальчики освобождаются от стресса молчанием. Уединение, размышление, возможность посидеть в своей комнате на диване нахмурившись, глядя в потолок, или просто глядя в угол. Помогать мальчику пережить стресс только когда он сам выходит и ищет поддержки у родителей. У матери или отца есть смысл задавать ему какие-то вопросы, и то очень осторожно, и дать ему возможность самому потихоньку раскрыться, потому что в конечном счете потребность делиться эмоционально существует у нас независимо от пола. В то время как девочке невозможно избавится от стресса, пребывая в одиночестве. Это очень часто, как правило, этого не знают отцы, и поэтому они думают, что если у дочери плохое настроение или у нее какие-то проблемы, то лучше всего ей дать побыть одной, также как он это делает, достаточно безуспешно со своей женой. Поэтому как можно большее число вопросов. Срочная, аварийная необходимость, вызвать дочь к разговору. Попробовать угадать, если она сама не может определить. Не всегда ребенок сам может определить свое эмоциональное состояние. Она даже не может назвать те эмоции, которые переживает. Разочарование, ощущение предательства, горечь, боль, страх, тревогу, гнев, обиду, глубокое чувство вины, чувство стыда, позора. Эти вещи, женская природа устроена так, что осознание своих состояний, того, что происходит в уме, тех эмоций, которые переживает, происходит тем глубже, чем больше об этом сказано.
01:30:21 Мужчина осознает все переживания свои тем лучше, чем дольше времени ему дали молчать и думать, и быть наедине. Поэтому, чем больше эмоциональное давление на мальчиков, или чем чаще напоминание, тем быстрее он забывает то, о чем его просили. Это один из секретов позитивного родительства. Родители не склонны слушать обычно детей, когда они боятся, что слушание может поколебать их уверенность в собственной правоте. Еще один важный фактор. Мы говорили о мотивации, о принципах мотивировать, мотивирования ребенка, и одним из них является выслушать ребенка. Но, и он особенно применим здесь, потому что часто ребенок не готов к сотрудничеству, не готов выполнить наши просьбы, потому что есть какая-то более серьезная, глубокая проблема. Для того, чтобы она была как можно более быстрей успешно решена и сотрудничество восстановлено, мальчикам необходимо побыть в одиночестве, необходимо, может быть, просто пойти на улицу, или покататься на велосипеде, или побыть в своей комнате одному. Девочке необходимо прямое, срочное, прямое присутствие и без всякого давления, теплый легкий разговор, который бы помог ей раскрыть свои переживания.
01:31:55 Может быть, есть на этом этапе какие-то вопросы, вы можете их задать. Я, в свою очередь планирую перейти к следующему аспекту различий в природе детей, которые тоже очень важно учитывать. Это типы, типы темперамента, назовем так. Типы темперамента. В этом… Да, мы уже говорили об этом на прошлой лекции, о четырех категориях детей активных, активных, чувствительных, и коммуникативных, рецептивных, но я напомню. Я напомню, что согласно влиянию, или в следствие влияния различных элементов материальной природы, то есть, огня, воздуха, воды и земли, существует четыре типа. В чем-то они сходны известным нам четырем типам: сангвиников, холериков, меланхоликов, и холерики-сангвиники, чтобы был четвертый тип сейчас. Вы, наверное, за меня его произнесли.