Почему нельзя приказывать ребенку?
00:39:38 До девяти лет у ребенка нет полного ощущения себя, как личности. И приказ, просто как распоряжение, увеличивает разрыв между родителями и ребенком, а не укрепляют естественную связь между ними. То есть если ребенку говорят – «пожалуйста, сейчас, пойди и убери в комнате». То есть на эмоциональном уровне «я остаюсь здесь, а ты, пожалуйста, пойди», другими словами – «ты иди отсюда». «Ты отдельно от меня», «я не собираюсь с тобой это делать», «это абсолютно твоя жизнь», «это твоя комната». Иногда родители пытаются досрочно немножко, показать, иногда слишком досрочно, что ребенок, желая подготовить его к взрослой жизни, говорят фразы типа «я не собираюсь делать это за тебя всю жизнь», «а если мамы и папы рядом не будет» или еще одна классическая фраза – это «ты думаешь (это говорят учителя, уверен, вы наверняка эту фразу слышали, и учителя и родители) ты думаешь, мне это надо? (говоря об учебе). Нет, мне это не надо, это нужно тебе. И если это говорится ребенку до девяти лет, то это вызывает очень большие, очень большие напряжения, очень глубокие переживания, которые опять-таки ребенок не может осознать в этот момент. Поэтому нам кажется что мы не сказали ничего вредного или опасного ему, но после того, как ребенок слышит такие фразы, страх отторжения, страх неприятия, страх того, что мне придется идти безо всякой поддержки в жизни возрастает с каждым разом все больше и больше. И по большому счету, это есть определенные предпосылки к атеизму своего рода, бытовой атеизм, когда родители через свое отторжение ребенка, неосознанное, как я уже говорил, чтобы подготовить его к суровым реалиям жизни они показывают тем самым ,что ты один в этом мире, эмоциональное послание такого, месседж, что ты – один в этом мире, ты должен один бороться с этим миром, здесь нет никого, кто тебе поможет. Пока еще есть мы, но мы есть для того, чтобы научить тебя действовать так, что когда нас не будет, идти будет еще хуже, не останется совсем никого, кто бы мог тебе помочь в этом мире.
00:42:34 Вдумайтесь над, как бы настроением этого, ты мог справиьтся, ты мог оказаться на плаву, ты мог остаться благополучным человеком или защитить свою жизнь, защитить своих близких и так далее. То есть хоть и в замаскированной форме, но это пожалуй, один из ярких, одно из ярких проявлений можно бы сказать махрового атеизма, который мы создаем в своих семьях, даже не подозревая, как мы это делаем, как нам это удается. Поэтому, мотивировать ребенка к сотрудничеству, показывая ему, что его служение, его желание участвовать в том, что просят родители, в том, что делают родители, являются самым лучшим способом получить их покровительство. И имея это покровительство, имея эту защиту, имея это руководство на основе любви и заботы о ребенке, он сможет стать человеком, который позже… все проблемы перед которые перед ним поставит его судьба.
00:43:55 Может быть есть вопросы по этому, по этой теме? Вопросы к четырем, по четырем способам ничего не добиться. (пауза) Пока нет. Говоря о причинах непослушания, или нежелания сотрудничать с родителями, для простоты запоминания и понимания этого вопроса, хотелось бы назвать две самые главные. Первая причина, это то, что просто ребенок не получает то, в чем нуждается. Очень часто мы обманываем, как родители, мы обманываем себя, и убеждаем себя, проводим такой самогипноз к тому, что ребенок не может ни в чем нуждаться, поскольку, если он нуждается, в тех условиях, в которых он живет, мы склонны сравнивать детство своих детей с нашим детством или детство, может быть, наших родителей. То есть он нуждается, не склонен сотрудничать, потому что испытывает в чем-то нужду, хотя живет в полном изобилии, в тепле, в комфорте, с полным холодильником, имеет компьютер, имеет возможность посещать школу с физико-математическим уклоном или какой-нибудь другой специализацией какой-нибудь или посещает тренировки, которые оплачивают родители и так далее. То, когда мы даем ребенку, исходя из тех потребностей, которые не реализовали сами, нам кажется, что никаких больше нужд у него быть не может. Или, что даже те нужды , которые у него есть – настолько незначительны, по сравнению с тем, что он получает, что они никак не должны быть причиной для того, чтобы ребенок выражал свое нежелание сотрудничать, взаимодействовать.
00:46:35 Поэтому понимание нужд ребенка согласно его психофизиологическому типу, согласно его природе, согласно его возрасту, мы говорили, что самое важное понимание необходимое для родителей, чтобы мотивировать ребенка к взаимодействию – это понимание того, какую природу, какова природа его тонкого или может быть даже физического тела. И второе – на уровне или на этапе точнее, на этапе развития какого из психического центров и определенных участков головного мозга находится этот ребенок. Потому что мы с вами говорили о трех периодах, три периода по семь лет, каждый из которых представляет определенные приоритеты, или расставляет приоритеты в сфере потребностей ребенка на каждый из этих этапов.