В нём щели странноглубоки. 19 страница

Проклятый пулемётчик не жалел патронов, всаживая оче­редь за очередью в содрогающуюся от ударов пуль мёртвую лошадь. Я ощущал каждую пулю своим телом так. как будто она насквозь прошивала меня самого, а не конскую тушу...

Не выдержав эмоционального напряжения, я попытался приоткрыть глаза и прервать медитацию.

Я вздрогнуя от неожиданности, услышав резкий и почти злой крик Учителя:

— Продолжай!

Сознание на какой-то момент отключилось, и я погрузился в темноту. Моё тело сотрясали резкие неприятные толчки. Ле­вую руку терзала ноющая боль. усиливающаяся от тряски и становящаяся почти нестерпимой. Я открыл глаза и снова уви­дел вокруг грязный истоптанный снег. Я знал, что каким-то образом сумел отлежаться до темноты за убитым конём, потом высвободил ногу и добрался до полевого госпиталя. Там мне перебинтовали руку, сказав, что случись это летом, а не зи­мой, пальцы пришлось бы ампутировать. Врач дал мне един­ственную оставшуюся при госпитале клячу, которая была та­кой старой и измученной, что не была способна перейти даже на рысь, не говоря уж о галопе. Несмотря на все мои понука­ния, лошадь переставляла ноги медленно и осторожно, словно дряхлая старушка, боящаяся поскользнуться, но всё же это было лучше, чем идти пешком.

Я двигался по дороге в направлении, куда должна была отойти моя часть. Вокруг было спокойно, шум рвущихся сна­рядов глухо доносился откуда-то со стороны. Бой шёл в не­скольких километрах от меня.

Это хрупкое затишье разорвал стремительно надвигающий­ся сзади рёв моторов. Я обернулся. Прямо на меня пикировал немецкий истребитель.

Я заорал на клячу, изо всех сил понукая её ногами и здо­ровой рукой, которой я вцепился в повод, но проклятое живот­ное даже не подумало ускорить шаг. Оно продолжало аккурат­но и осторожно переставлять ноги, явно не понимая, что от него хотят.

Я забыл о боли в раненой руке, представляя, что мне при­дётся испытать, если очередь не убьет меня сразу, а только ранит. Я знал, что это конец, и единственное, чего я хотел — это умереть мгновенно, без новой боли и предсмертных муче­ний. Я откинул туловище назад, так. чтобы не спина, а ма­кушка моей головы была направлена к самолёту, и пули вошли в неё, а не в тело. Чисто автоматически я продолжал отчаянно

понукать лошадь, которая по-прежнему не обращала на это никакого внимания.

Пулемётная очередь взметнула фонтанчики снега далеко впереди. Моторы проревели над самой моей головой, и, обо­гнав меня, истребитель лёг на крыло, делая круг, чтобы снова зайти на цель.

— Мазила, мать твою... —выругался я про себя. —Даже рас­стрелять по-человечески не можешь!

Показавшаяся мне бесконечно долгой новая пулеметная оче­редь снова легла впереди, на этот раз несколько ближе.

Немец зашёл на новый круг.

— Упорная скотина, —подумал я. —Такой не отвяжется, пока не добьётся своего.

Во мне оживала надежда. Я понял, почему истребитель не мог попасть в меня. Фриц был хорошим стрелком, но он с ти­пично немецкой педантичностью слепо следовал выученным назубок правилам и инструкциям. Нарушить правила он не мог, даже если что-то не получалось.

Наблюдая за мной сверху, он не мог различить, идёт ло­шадь шагом или галопом, но, глядя на то, как бешено я её понукал, он должен был заключить, что коняга мчится во весь опор, и, естественно, давал при стрельбе упреждение, предус­мотренное инструкциями для скачущей галопом лошади.

— Промажешь, — сказал я сквозь зубы, с удвоенной силой понукая упрямую клячу.

В третий раз пули впились в землю передо мной. Сделав большой вираж, самолёт скрылся в том же направлении, отку­да прилетел.

— Наверно, расстрелял весь боекомплект, — подумал я. — Пусть теперь до конца жизни гадает, почему он в меня не попал.

Отпустив поводья, я обессилен™ склонился на шею лоша­ди. Она с облегчением остановилась и замерла, тяжело дыша, как будто действительно только что неслась галопом. Перевя­занная рука снова начала болеть. Я смертельно устал. Мне хотелось одного — закрыть глаза и заснуть на неделю или на несколько лет, пока не кончится это безумие, эта бесконечная беспощадная война.

Прошло несколько минут. Я выпрямился в седле и здоро­вой рукой натянул повод. Лошадь с тяжёлым вздохом подняла голову и обречённо двинулась вперёд нетвёрдым медленным шагом. Я был жив. Нить моей жизни не прервалась. Я ехал в свою часть.

Я открыл глаза. Лицо Учителя было спокойным и бесстра­стным. Мне показалось, что какой-то огромный болезненный нарыв лопнул в моей душе. и впервые в жизни я зарыдал на­взрыд. Я плакал, как ребёнок, оплакивая невыносимые стра­дания и боль, через которые прошли мои родители для того, чтобы, наконец, встретиться и создать новую нить жизни, мою, такую безмятежную и благополучную по сравнению с тем, что довелось пережить им. Я плакал о солдатах, нити жизни кото­рых оборвались на грязном окровавленном снегу, и вместе с которыми погибли их ещё не родившиеся дети.

Мне было стыдно, что мне так повезло, но захлестнувшее меня глубинное понимание уникальности того факта, что моя нить жизни, такая тоненькая и беззащитная перед лицом ужа­сов и катастроф, сотрясающих мир, сумела протянуться из глу­бины времён и веков, и. осветившись на какой-то миг светом моего сознания, уже не прервётся никогда, уходя в бесконеч­ность. наполнило меня почти экстатическим благоговением пе­ред невероятным чудом жизни. Жизнь, дарованная мне, дей­ствительно была чудом, и. незаметно для меня, слезы печали перешли в слезы благодарности и счастья.

Плач прекратился сам собой, словно я исчерпал свои внут­ренние ресурсы. В душе остались только тишина и спокой­ствие, как на омытых росой лугах тёплым весенним утром.

—Теперь ты знаешь, что такое осознание ценности жиз­ни,—негромко сказал Учитель.—Мало того, что твои родите­ли и предки сотни раз подвергались опасностям, каждая из которых могла прервать уникальную цепь перемен, приведшую к твоему рождению, тебе ещё удалось выиграть конкурс среди миллионов сперматозоидов, погибших на своём героическом пути к яйцеклетке. Поверь мне, это гораздо труднее, чем выиг­рать в лотерее.

Взглянув на моё серьёзное лицо, Ли оглушительно расхо­хотался.

Я образно представил себе, как повиливающие хвостиком сперматозоиды, напоминающие мчащихся в морские волны лем­мингов, пихают и расталкивают друг друга, устремляясь к за­ветной яйцеклетке. Контраст этой картины со сценами из Ве­ликой Отечественной войны, которые я только что прожил, был так нелеп, и в то же время в них было что-то общее — стремление в будущее, борьба, смерть и продолжение нити жиз­ни. Я взглянул на раскачивающегося от смеха Учителя и тоже захохотал вслед за ним, сам не понимая, почему.

ГЛАВА 15

Тема жестокости много раз всплывала в наших разговорах с Ли, и урок, который он преподал мне во время обучения в лесах Партизанского водохранилища имел свою предысторию. Поводом к нему послужил вопрос, который мне задал один из моих учеников-комитетчиков, сильный, уравновешенный и хо­рошо подготовленный боец,

Как-то после занятий он отвёл меня в сторону и, смуща­ясь. сказал:

— Знаешь, Саша, похоже, у меня проблема. Недавно я ока­зался в ситуации, когда самым правильным решением было выбить противнику глаза. Я уже поднял руку, но что-то меня остановило. Я просто не мог нанести удар. Мне казалось, я чувствую, как мои пальцы впиваются в его глазницы, прони­кая вглубь и выворачивая окровавленные глазные яблоки. У меня заболели глаза и меня чуть не стошнило. К счастью, я сумел справиться с собой и провести другой приём, но то, что произошло, могло стоить мне жизни. Я не считаю себя слаба­ком и чересчур гуманным человеком. Я мог бы взорвать или пристрелить врага без всякой жалости и угрызений совести, но какой-то внутренний барьер мешает мне вырывать глаза, разрывать ноздри и рот и делать подобные приёмы. Как мне преодолеть этот барьер?

Подобные вопросы возникали у многих моих учеников, я тоже, правда в более лёгкой форме, сталкивался с подобной проблемой, и я не раз задавал Ли вопросы на эту тему.

С раннего детства отец привил мне страсть к охоте, и убий­ство диких животных я воспринимал как нечто само собой ра­зумеющееся. Мне часто приходилось сворачивать шеи ране­ным птицам и добивать зайцев и лис. Уничтожение животных не доставляло мне удовольствия, но также и не вызывало уг­рызений совести. Я добивал подранков из сострадания, и охо­та для меня была скорее не развлечением, а увлекательным и азартным способом добычи пропитания. Доходы моей семьи были весьма скромными и свежее мясо к столу всегда прихо­дилось кстати.

Незаметно для меня самого встречи с Ли изменили моё отношение к охоте. Хотя он обучал меня совершенному искус­ству убивать, моё мировоззрение изменилось настолько, что убийство животных даже ради пропитания стало мне непри­ятно, хотя я по-прежнему мог спокойно свернуть шею птице или добить раненого зверька.

Как-то раз я упомянул об этом в разговоре с Учителем.

—Это плохо,—сказал Ли.—ТЫ перестал быть жестоким.

— А разве быть жестоким хорошо? — спросил я.

— Я говорю о естественной, а не о патологической жесто­кости, — пояснил он.—Раньше ты был жестоким, не задумы­ваясь об этом. Жестокость не поражала твоих чувств, ты был естественным, как сама природа. Я благодарен твоему отцу за то, что он с детства приучил тебя охотиться. Ты даже не пред­ставляешь. как много он сделал для тебя, показав тебе есте­ство этой стороны жизни. Жизнь—это цепочка смертей, это то, что называется цепочкой питания.

—Ты имеешь в виду пищевую цепочку?—спросил я.

— Опять ты цепляешься за научные термины, —недоволь­но сказал Ли. —Термины заслоняют суть вещей. Для меня "це­почка питания” звучит более живо и образно, чем мёртвый термин “пищевая цепочка”. Но суть не в этом. Когда ты встал на путь воинов жизни, ты научился ценить и уважать жизнь во всех её проявлениях, и на смену твоей естественной и не­винной жестокости пришло осознание того, что “Спокойные” называют 'преступлением перед жизненностью высшего и низ­шего порядка”. Преступление перед жизненностью высшего по­рядка— это лишение жизни человека, а преступление перед жизненностью низшего порядка — это уничтожение животных и растений.

Здесь слово “преступление” не совсем правомерно. “Пре­ступление” автоматически ассоциируется с чем-то плохим, зап­ретным и греховным, а для воина жизни не существует таких понятий, как "плохое, запретное и греховное”'. Это относитель­ные понятия, меняющиеся в зависимости от морали и культу­ры общества. Хотя и не совсем точно, но действия воина жиз­ни классифицируются скорее не как плохие и хорошие, а как целесообразные и нецелесообразные.

Целесообразно то, что обеспечивает выживание и гармо­ничное развитие каждого последователя Шоу-Дао и всего кла-

на в целом, а всё, что не является целесообразным, естествен­но, является нецелесообразным.

По мере развития мироосознания и "вкуса жизни” у каждо­го из последователей "Спокойных' на смену естественной же­стокости приходит неприятие преступлений перед жизненнос­тью высшего и низшего порядка, но следующим этапом разви­тия воина жизни является возвращение к его естественной же­стокости. но на этот раз—к жестокости целесообразной.

Жестокость, необходимая тебе для выживания, получения пропитания, обучения и саморазвития, а также для самозащи­ты является жестокостью целесообразной, и она не должна по­ражать твоих чувств, будучи простой и безличной, не связан­ной ни с наслаждением, ни со страданием. К внутреннему по­ниманию целесообразной жестокости ты придёшь через меди­тации осознания, но помимо осознания тебе необходима ещё и практика, поэтому на некоторое время мы вернёмся к любимо­му занятию твоего детства—охоте.

Несколько дней спустя мы отправились в горы охотиться на хомяков. Мне были симпатичны эти любопытные юркие зверьки длиной чуть больше ладони с рыжевато-белыми мор­дочками и с коротким, утолщённым у основания хвостом.

Ли уверенно вёл меня среди невысоких пологих холмов жи­вописно украшенных скалистыми обрывами к месту, где, как он утверждал, водилось множество хомяков. Наконец, наши шаги вспугнули несколько зверьков, и они, прошелестев по траве, молниями бросились в норы.

Учитель остановился.

— Мы будем охотиться здесь, — сказал он. — ТЫ начнёшь охоту с медитации осознания смерти. Представь себе хомяка, представь, как ты схватил его руками, ощути трепет его горя­чего живого тельца, как оно бьётся и сопротивляется твоим усилиям удержать его. А потом представь, что ты его убива­ешь, прочувствуй его предсмертные судороги, запах крови и смерти. Ты забираешь его жизнь не потому, что это доставля­ет тебе удовольствие. Это недостойно человека. Его жизнь нужна тебе, чтобы через ощущения естественной жестокости полу­чить знания о жизни и смерти. Таким образом ты подкрепишь свою жизненность жизненностью менее развитого существа.

Я опустился на землю и сосредоточился. Без особого труда я ощутил в своих руках жестковатый короткий мех. тепло и трепет вырывающегося зверька. Это было приятное ощуще­ние. Теперь я должен был убить хомячка, но мне не хотелось этого делать. Я перешёл к медитации осознания необходимос­ти принесения одной жизни в жертву другой, и жалость к зверь­ку ушла, сменившись отрешённой решимостью и смирением перед судьбой, заставляющей меня делать то, что я должен был сделать. С коротким хриплым выдохом я сжал руки, и резко развёл их в стороны, как бы разрывая хомяка пополам. Мне почудилось, что я услышал его исполненный ужаса пред­смертный писк, и горячие струи крови, дурманя меня своим сладковатым пряным запахом, потекли по рукам. Я вздрогнул и открыл глаза, с недоумением глядя на свои судорожно сжа­тые кулаки. То, что они оказались пусты, в первый момент удивило меня.

—Неплохо. Воин жизни готов к охоте,—с ехидной ухмыл­кой подначил меня Ли. — Как ты предполагаешь их ловить?

—Можно сделать силки или ловушки и положить в них приманку,—предложил я.

— Увы, мой маленький брат, —покачал головой Учитель. — Тебе придётся ловить их руками.

—Руками?—переспросил я.—Но это же невозможно. Они слишком быстро двигаются и не отходят далеко от нор, где они могут укрыться. Я просто не успею их схватить.

—Для последователя учения “Спокойных” нет ничего не­возможного, —торжественно заявил Ли. —Человеку трудно пой­мать хомяка потому, что его руки находятся слишком далеко от земли. Чтобы охотиться на них. ты должен превратиться в животное.

—Как это?—спросил я.

— Смотри.

Ли согнул ноги и наклонил туловище вперёд так, что его свободно болтающиеся руки опустились почти до земли, и пробежался в таком положении, опираясь на руки при резких переменах направления движения. Потом он прыгнул вперёд, используя технику “прыжок с камня” — резкое понижение цен­тра тяжести,—и быстрым оглаживающе-бьющим круговым движением рук прижал что-то к земле.

Я подбежал к нему, думая, что он действительно поймал хомяка, но руки Учителя были пусты.

—Ты был похож на гиббона, —улыбнулся я.

— Попробуй сделать то же самое, — сказал Ли. — Ты дол­жен научиться легко и свободно передвигаться на четверень­ках или с руками, находящимися у самой земли. Учти, у хомя­ков есть привычка бросаться с устрашающими криками и

фырканьем на того, кто перерезает им путь к норе. Очень быстрым круговым движением рук сбоку и сверху-вниз ты должен крепко прижать голову и лапы зверька к земле, чтобы он не успел перевернуться и вцепиться в тебя зубами. Любое мелкое животное нужно ловить, накрывая его ладонью в сто­рону головы, а чтобы умертвить, ему или быстрым движением сворачивают голову, или ломают позвоночник движением, имитирующим разрывание пополам. Точно так же поступают и со змеями. Их разрывают пополам, держа одной рукой за голову, а другой—за хвост.

Я попробовал двигаться, как гиббон, и это у меня неплохо получилось. Согласно китайскому гороскопу, я был огненной обезьяной, и, возможно, в связи с этим мне с детства нрави­лось изображать обезьян. Мне вспомнился школьный КВН, в котором я играл роль человека-обезьяны — пришельца с далё­кой планеты. Я двигался примерно так же, как мне показал сейчас Ли, и удивил публику, умудрившись съесть целиком яблоко, наколотое на кончик зонтика, помогая себе при этом ногой.

Я пробежался на четвереньках, время от времени совер­шая “прыжок с камня” и резко прижимая ладонями к земле воображаемого хомячка.

—Хватит скакать, пора приступать к охоте,—сказал Учи­тель, доставая из сумки полиэтиленовые пакеты, наполненные зерном, семечками и орешками. Сначала мы отыщем их норы, затем рассыпем приманку, и, затаившись, будем ждать, пока они отойдут далеко от нор, а потом ты прыгнешь вперёд и отрежешь им путь к спасению.

Присев на корточки, я замер. Прошло минут двадцать, преж­де чем хомяки успокоились и, обнаружив приманку, приня­лись с аппетитом поедать её. Я рванулся вперёд наперерез одному из зверьков и уже протянул к нему руки, как тот. яро­стно крича и фыркая, бросился на меня. как камикадзе. Хотя Ли предупредил меня об этих повадках хомяков, его атака ока­залась слишком неожиданной. Лёгкий испуг заставил меня за­мешкаться на мгновение, и хомяк, резко нырнув в сторону, ушёл у меня из-под рук и забился в нору.

Ли захохотал.

— Никогда нельзя недооценивать противника, — принимая суровый и неприступный вид, заявил он. —В маленьком хомя­ке живёт душа великого воина. Поэтому отправляясь на бой с ним ты должен быть готов к любым неожиданностям, даже к его вселяющему первобытный ужас фырканью.

Взглянув на мою смущённую физиономию, Учитель не вы­держал и снова расхохотался.

— Жаль, ты не видел выражение своего лица, когда хомяк бросился на тебя. Это было любопытное зрелище.

Хотя я чувствовал себя слегка пристыженным, я не выдер­жал и тоже улыбнулся.

—В следующий раз я буду проворнее,—пообещал я.

—Давай, пройдём немного вперёд,—сказал Ли.—Здесь зверьки слишком напутаны, чтобы ещё раз подпустить тебя к себе. И запомни: уступая маленькому испугу, ты подвергаешь­ся большому испугу. Уступая маленькой боли, ты подверга­ешься большой боли. Не уступая маленькому испугу и не под­даваясь маленькой боли ты избежишь большого испуга и боль­шой боли.

На атаку хомяка ты реагируешь инстинктивным страхом. Но если ты поддашься этому маленькому испугу, твои движе­ния не будут точны, и даже если ты схватишь зверька, он укусит тебя. и ты испытаешь потрясение от маленькой боли. Маленькая боль усилит твой испуг, и ты вновь совершишь ошиб­ку, которая приведёт к ещё большей боли и к ещё большему испугу. Видишь сколько проблем может создать маленький испуг. Поэтому воин жизни всегда должен быть собранным и отрешённым. Тогда он не обратит внимания на маленький ис­пуг. и ему не придётся бороться с большим испугом.

Вскоре мне удалось поймать трёх хомяков. Хотя их атаки и фырканье по-прежнему оказывались для меня неожиданными, я больше не терял концентрации и вовремя успевал накрыть их руками. С сожалением я сворачивал зверькам шеи, пони­мая, что то, что я делаю, —лишь необходимый этап обучения, и их смерть не вызывала у меня чувства вины.

— Чтобы гибель зверьков не стала бессмысленным уничто­жением, мы должны насладиться их вкусом, —сказал Учитель. — Ты сам приготовишь их. Пусть их смерть поддержит твою жизнь.

Сваренные со специями и картофелем хомяки оказались даже более вкусными, чем суслики, которых я не раз пробовал на охоте с отцом.

Мне пришлось много работать для приведения в равнове­сие чувства естественной жестокости. По знакомству я догово­рился, что один день мне разрешат убивать кур на птицефаб­рике, потом я попробовал резать скот на бойне при мясоком-

бинате. С курами проблем не возникало. Я сворачивал им шеи быстрым отточенным движением, так. что они не страдали перед смертью, и мне удавалось оставаться совершенно бес­страстным.

Прежде, чем заняться животными покрупнее, я старатель­но проштудировал брошюру “Как правильно убивать живот­ных” из папиной библиотеки, выбирая наиболее безболезнен­ные способы.

Убив животное, я сначала перерезал ему горло, а потом отрабатывал на нём техники рукопашного боя—вырывание глаз, удары руками, ногами и ножом. Поначалу мне было трудно справиться с неприятным чувством, сопровождающим каждое убийство, и Учитель предложил мне выполнять медитации, по­могающие избавиться от него.

—Ты отождествляешь животных с самим собой, поэтому тебе неприятно убивать их,—сказал он.—Ты чувствуешь, что их жизнь так же ценна, как и твоя жизнь, но их жизнь не находится в твоей власти. Они в любом случае предназначены на убой, и это тебя не беспокоит. Ты покупаешь в магазине свинину и ешь её с удовольствием, не печалясь о судьбе сви­ньи. Почему же ты должен считать себя виноватым, убивая их собственными руками?

Чувствовать грусть, убивая, так же неправильно, как и ис­пытывать наслаждение от убийства. Получающий наслажде­ние от убийства отождествляет животное с врагом, испытыва­ющий грусть отождествляет его с самим собой или с другом. Судьба не бывает плохой или хорошей, она просто есть, и бес­смысленно терзаться ненужными сожалениями от того, что судьба избрала тебя своим орудием. Когда ты сможешь про­чувствовать это в медитации по осознанию судьбы, ты нач­нёшь убивать, не испытывая при этом печали.

Медитацией по осознанию судьбы я занимался перед сном. Я вспоминал свой собственный жизненный путь, во многом определяемый набором случайностей и не зависящих от меня событий, потом я представлял жизненный путь животных, за­канчивающийся на мясокомбинате. Я видел крошечных поро­сят, с наслаждением сосущих материнское молоко, играющих, резвящихся или сладко посапывающих на соломенной подстил­ке, воображал телят, пасущихся на залитых солнцем лугах. Как и в моей жизни, в их жизни были радость и грусть, и я отличался от них только тем. что имел чуть больше свободы выбора, но, как и они, я не догадывался, где и когда меня

может подстеречь смерть. Когда я действительно осознал, что я не властен менять по своему желанию их судьбу, чувство вины и сожаления исчезло, и, перерезая горло овцам и свинь­ям, я смотрел на них глазами брата, отрешённо и спокойно принимающего и их и свою собственную судьбу.

Процесс “осознания судьбы” во многом облегчила беседа с Учителем, в которой он рассказал мне о “жемчужном треуголь­нике противоположностей”.

— Как ты думаешь, сколько противоположностей может су­ществовать?—как-то спросил он меня.

—Две,—не задумываясь ответил я.—Инь и ян, чёрное и белое, зло и добро.

По недовольной мине. которую скорчил Ли. я понял, что, поспешив, снова попал впросак.

— Как ты думаешь, что такое противоположности?—спро­сил он.

— Вероятно это вещи одной и той же природы, но принци­пиально различных характеристик, обычно взаимоисключаю­щих.

— Это довольно сомнительное определение. — сказал Учи­тель. —Вот ты сказал, что чёрное и белое—это противополож­ности, а как тогда охарактеризовать пары белое и красное или чёрное и красное? Согласно твоему определению эти пары тоже являются противоположностями, но тогда можно считать, что чёрное, белое и красное представляют собой три противопо­ложности, а если могут существовать три противоположности, то значит их может быть и бесконечное количество. Что ты думаешь по этому поводу?

— Если так рассуждать, то, наверно, ты прав. Я никогда раньше не задумывался об этом. С детства я привык считать. что если вещи противоположны, то их должно быть две.

— В этом и заключается сила и слабость слов. С одной стороны ими можно объяснить всё, что угодно, а с другой сто­роны, чем больше ты объясняешь и говоришь, тем больше всё запутывается. Слова, которые я произношу, предназначены не для того, чтобы дать тебе застывшие определения каких-то понятий и вещей, а чтобы пробудить в тебе интуитивное осо­знание их. Поэтому не задумываясь больше о том. как можно или нужно определять противоположности или противоречия, ты будешь учиться выделять, осознавать и уравновешивать жемчужные многоугольники противоположностей. Мы начнём с самого простого многоугольника — с жемчужного треутоль-

ника, который играет огромную роль в осознании и выборе собственной судьбы.

— Я уже привык думать, что искусство выбора судьбы зак­лючается в нахождении равновесия среди двух противополож­ностей, двух сторон медали. Похоже, теперь ты скажешь, что каждая медаль имеет множество сторон.

—Так и есть,—улыбнулся Ли.—Ты всегда это знал, но был слишком ленив для того, чтобы углубляться в подобные дебри. Толкование срединного пути как пребывания в равно­весии среди двух крайностей—всего лишь самое простое пред­ставление о нём. Теперь ты понимаешь, что срединный путь— это нахождение равновесия среди бесчисленного множества про­тивоположностей. Но прежде чем отыскивать равновесие, нужно знать, какие части себя или окружающего мира ты хочешь уравновесить. Многоугольники противоположностей описыва­ют противоборствующие начала в природе, обществе и чело­веческом поведении. Осознавая их, ты избавишься от многих проблем и внутренних конфликтов в принятии решений. Зат­руднения, которые возникли у тебя в проявлении естествен­ной жестокости, связаны с нарушением равновесия в жемчуж­ном треугольнике противоположностей.

Ли замолчал, с насмешливым видом ожидая моего вопроса. Пожираемый любопытством, я не стал затягивать паузу и спросил:

—А какие противоположности входят в жемчужный треу­гольник?

— Существует несколько жемчужных треугольников про­тивоположностей, — с важностью произнёс Учитель, явно по­тешаясь над моим нетерпением. —Сегодня мы поговорим о жем­чужном треугольнике жизни. В него входят три основные и противоположные человеческие стремления — это слияние с жизнью, противодействие жизни и уход от жизни. Традицион­ные, но менее удобные для использования названия вершин треугольника жизни в переводе звучат как “ехать на спине Большого Дракона” — слияние с жизнью, “сражаться с Боль­шим Драконом”—противодействие жизни и “спасаться от Боль­шого Дракона”—уход от жизни.

В слиянии с жизнью находит своё отражение инстинктив­ная потребность в обществе себе подобных, в налаживании добрых и доверительных отношений с другими людьми и с ок­ружающей средой.

Противодействие жизни—это агрессивность и потребность в доминировании, исключительно важная и необходимая для выживания.

Уход от жизни предполагает самодостаточность и избега­ние как близости, так и прямой конфронтации с людьми и природой.

Три вершины треугольника присутствуют в каждом чело­веке. Обычно люди их не осознают, слепо следуя непредсказу­емым эмоциональным порывам, именно поэтому они и оста­ются для них противоположностями. “Спокойные” понимают и принимают их не как конфликтующие противоположности, зат­рудняющие принятие решения, но как отдельные и независи­мые пути, на которые можно вступить в нужный момент и с которых можно легко и осознанно вернуться в центр треуголь­ника—в точку равновесия.

Если рассматривать жемчужный треугольник жизни с точки зрения учения об инь и ян, то вершина “спасаться от Большо­го Дракона” соответствует инь, “сражаться с Большим Драко­ном” соответствует ян, а третья вершина — “ехать на Большом Драконе” представляет новую для тебя сущность —слияние инь и ян, сущность, которая не является ни инь, ни ян, и потому противоположна каждому из них.

Каждая точка внутри жемчужного треугольника противо­положностей отражает тип индивидуальной реакции человека на возникающие ситуации. Обычный человек почти никогда не находится в центре треугольника. Он всегда тяготеет к од­ной из его вершин, а в некоторых случаях сознательно выби­рает для себя какую-либо вершину, с отвращением отвергая и отрицая остальные. Так, человек, выбравший для себя в каче­стве ведущего направления слияние с жизнью будет с отвра­щением относиться к агрессии и насилию, к подавлению гу­манных человеческих чувств ради стремления побеждать. Он не сможет принять эти качества не только в других, но и в самом себе, а поскольку невозможно избавиться от естествен­но присущих человеку агрессивных инстинктов даже стара­тельно отрицая их и закрывая на них глаза, он не сможет быть самим собой, а значит не достигнет гармонии. В ситуа­циях, требующих демонстрации силы и жестокости, такой че­ловек не сможет их проявить, и это может стоить ему жизни.

Противодействующий жизни имеет натуру бескомпромисс­ного бойца и победителя. Он сражается с жизнью, с окружаю­щими людьми и с собственными слабостями. Проявление сен-

тиментальности, слабости и глубоких чувств не для него. Это — непростительная слабость, которая лишает его силы. Такой че­ловек с избытком одарён естественной жестокостью и зачас­тую жестокостью, выходящей за границы естественности. У него душа воина, но он никогда не станет мудрецом.

Тот. кто уходит от жизни, отрицает как агрессию и жесто­кость, так и слабость и излишнюю сентиментальность. Не пу­тай мировоззрение воинов жизни, избегающих излишней эмо­циональной зависимости от внешнего окружения, с позицией людей, для которых уход от жизни означает спасительную га­вань, где они могут укрыться от пугающих их отношений и эмоциональных шквалов.

Бегущий от жизни человек не способен быть ни любящим, ни жестоким, это всего лишь моллюск, укрывшийся в безопас­ной раковине убеждений. В отличие от него воина жизни не страшат ни привязанности, ни жестокость. Воин жизни спосо­бен на самую сильную нежность и страсть, и в то же время в нужный момент он бывает холоден, жесток и беспощаден. Спо­койствие и лёгкую отстранённость воин жизни выбирает со­знательно, как проявление мудрости, а не как бегство от проблем.

Когда в медитациях ты осознаешь и прочувствуешь каж­дую из вершин жемчужного треугольника жизни, ты сможешь произвольно выбирать, в каком направлении ты будешь дви­гаться из центра в каждый момент времени. Научившись мгно­венно отождествляться с любой вершиной и с такой же лёгко­стью возвращаться в центр, ты получишь ключ к правильному интуитивному ответу на возникающую ситуацию. Тогда про­являемая тобой жестокость будет такой же естественной, как жестокость ориентированного на противодействие жизни вои­на, а в случаях, когда ты захочешь завоевать чью-то любовь. ты будешь мягким и понимающим, как человек, стремящийся к слиянию с жизнью.

Наши рекомендации