В нём щели странноглубоки. 19 страница
Проклятый пулемётчик не жалел патронов, всаживая очередь за очередью в содрогающуюся от ударов пуль мёртвую лошадь. Я ощущал каждую пулю своим телом так. как будто она насквозь прошивала меня самого, а не конскую тушу...
Не выдержав эмоционального напряжения, я попытался приоткрыть глаза и прервать медитацию.
Я вздрогнуя от неожиданности, услышав резкий и почти злой крик Учителя:
— Продолжай!
Сознание на какой-то момент отключилось, и я погрузился в темноту. Моё тело сотрясали резкие неприятные толчки. Левую руку терзала ноющая боль. усиливающаяся от тряски и становящаяся почти нестерпимой. Я открыл глаза и снова увидел вокруг грязный истоптанный снег. Я знал, что каким-то образом сумел отлежаться до темноты за убитым конём, потом высвободил ногу и добрался до полевого госпиталя. Там мне перебинтовали руку, сказав, что случись это летом, а не зимой, пальцы пришлось бы ампутировать. Врач дал мне единственную оставшуюся при госпитале клячу, которая была такой старой и измученной, что не была способна перейти даже на рысь, не говоря уж о галопе. Несмотря на все мои понукания, лошадь переставляла ноги медленно и осторожно, словно дряхлая старушка, боящаяся поскользнуться, но всё же это было лучше, чем идти пешком.
Я двигался по дороге в направлении, куда должна была отойти моя часть. Вокруг было спокойно, шум рвущихся снарядов глухо доносился откуда-то со стороны. Бой шёл в нескольких километрах от меня.
Это хрупкое затишье разорвал стремительно надвигающийся сзади рёв моторов. Я обернулся. Прямо на меня пикировал немецкий истребитель.
Я заорал на клячу, изо всех сил понукая её ногами и здоровой рукой, которой я вцепился в повод, но проклятое животное даже не подумало ускорить шаг. Оно продолжало аккуратно и осторожно переставлять ноги, явно не понимая, что от него хотят.
Я забыл о боли в раненой руке, представляя, что мне придётся испытать, если очередь не убьет меня сразу, а только ранит. Я знал, что это конец, и единственное, чего я хотел — это умереть мгновенно, без новой боли и предсмертных мучений. Я откинул туловище назад, так. чтобы не спина, а макушка моей головы была направлена к самолёту, и пули вошли в неё, а не в тело. Чисто автоматически я продолжал отчаянно
понукать лошадь, которая по-прежнему не обращала на это никакого внимания.
Пулемётная очередь взметнула фонтанчики снега далеко впереди. Моторы проревели над самой моей головой, и, обогнав меня, истребитель лёг на крыло, делая круг, чтобы снова зайти на цель.
— Мазила, мать твою... —выругался я про себя. —Даже расстрелять по-человечески не можешь!
Показавшаяся мне бесконечно долгой новая пулеметная очередь снова легла впереди, на этот раз несколько ближе.
Немец зашёл на новый круг.
— Упорная скотина, —подумал я. —Такой не отвяжется, пока не добьётся своего.
Во мне оживала надежда. Я понял, почему истребитель не мог попасть в меня. Фриц был хорошим стрелком, но он с типично немецкой педантичностью слепо следовал выученным назубок правилам и инструкциям. Нарушить правила он не мог, даже если что-то не получалось.
Наблюдая за мной сверху, он не мог различить, идёт лошадь шагом или галопом, но, глядя на то, как бешено я её понукал, он должен был заключить, что коняга мчится во весь опор, и, естественно, давал при стрельбе упреждение, предусмотренное инструкциями для скачущей галопом лошади.
— Промажешь, — сказал я сквозь зубы, с удвоенной силой понукая упрямую клячу.
В третий раз пули впились в землю передо мной. Сделав большой вираж, самолёт скрылся в том же направлении, откуда прилетел.
— Наверно, расстрелял весь боекомплект, — подумал я. — Пусть теперь до конца жизни гадает, почему он в меня не попал.
Отпустив поводья, я обессилен™ склонился на шею лошади. Она с облегчением остановилась и замерла, тяжело дыша, как будто действительно только что неслась галопом. Перевязанная рука снова начала болеть. Я смертельно устал. Мне хотелось одного — закрыть глаза и заснуть на неделю или на несколько лет, пока не кончится это безумие, эта бесконечная беспощадная война.
Прошло несколько минут. Я выпрямился в седле и здоровой рукой натянул повод. Лошадь с тяжёлым вздохом подняла голову и обречённо двинулась вперёд нетвёрдым медленным шагом. Я был жив. Нить моей жизни не прервалась. Я ехал в свою часть.
Я открыл глаза. Лицо Учителя было спокойным и бесстрастным. Мне показалось, что какой-то огромный болезненный нарыв лопнул в моей душе. и впервые в жизни я зарыдал навзрыд. Я плакал, как ребёнок, оплакивая невыносимые страдания и боль, через которые прошли мои родители для того, чтобы, наконец, встретиться и создать новую нить жизни, мою, такую безмятежную и благополучную по сравнению с тем, что довелось пережить им. Я плакал о солдатах, нити жизни которых оборвались на грязном окровавленном снегу, и вместе с которыми погибли их ещё не родившиеся дети.
Мне было стыдно, что мне так повезло, но захлестнувшее меня глубинное понимание уникальности того факта, что моя нить жизни, такая тоненькая и беззащитная перед лицом ужасов и катастроф, сотрясающих мир, сумела протянуться из глубины времён и веков, и. осветившись на какой-то миг светом моего сознания, уже не прервётся никогда, уходя в бесконечность. наполнило меня почти экстатическим благоговением перед невероятным чудом жизни. Жизнь, дарованная мне, действительно была чудом, и. незаметно для меня, слезы печали перешли в слезы благодарности и счастья.
Плач прекратился сам собой, словно я исчерпал свои внутренние ресурсы. В душе остались только тишина и спокойствие, как на омытых росой лугах тёплым весенним утром.
—Теперь ты знаешь, что такое осознание ценности жизни,—негромко сказал Учитель.—Мало того, что твои родители и предки сотни раз подвергались опасностям, каждая из которых могла прервать уникальную цепь перемен, приведшую к твоему рождению, тебе ещё удалось выиграть конкурс среди миллионов сперматозоидов, погибших на своём героическом пути к яйцеклетке. Поверь мне, это гораздо труднее, чем выиграть в лотерее.
Взглянув на моё серьёзное лицо, Ли оглушительно расхохотался.
Я образно представил себе, как повиливающие хвостиком сперматозоиды, напоминающие мчащихся в морские волны леммингов, пихают и расталкивают друг друга, устремляясь к заветной яйцеклетке. Контраст этой картины со сценами из Великой Отечественной войны, которые я только что прожил, был так нелеп, и в то же время в них было что-то общее — стремление в будущее, борьба, смерть и продолжение нити жизни. Я взглянул на раскачивающегося от смеха Учителя и тоже захохотал вслед за ним, сам не понимая, почему.
ГЛАВА 15
Тема жестокости много раз всплывала в наших разговорах с Ли, и урок, который он преподал мне во время обучения в лесах Партизанского водохранилища имел свою предысторию. Поводом к нему послужил вопрос, который мне задал один из моих учеников-комитетчиков, сильный, уравновешенный и хорошо подготовленный боец,
Как-то после занятий он отвёл меня в сторону и, смущаясь. сказал:
— Знаешь, Саша, похоже, у меня проблема. Недавно я оказался в ситуации, когда самым правильным решением было выбить противнику глаза. Я уже поднял руку, но что-то меня остановило. Я просто не мог нанести удар. Мне казалось, я чувствую, как мои пальцы впиваются в его глазницы, проникая вглубь и выворачивая окровавленные глазные яблоки. У меня заболели глаза и меня чуть не стошнило. К счастью, я сумел справиться с собой и провести другой приём, но то, что произошло, могло стоить мне жизни. Я не считаю себя слабаком и чересчур гуманным человеком. Я мог бы взорвать или пристрелить врага без всякой жалости и угрызений совести, но какой-то внутренний барьер мешает мне вырывать глаза, разрывать ноздри и рот и делать подобные приёмы. Как мне преодолеть этот барьер?
Подобные вопросы возникали у многих моих учеников, я тоже, правда в более лёгкой форме, сталкивался с подобной проблемой, и я не раз задавал Ли вопросы на эту тему.
С раннего детства отец привил мне страсть к охоте, и убийство диких животных я воспринимал как нечто само собой разумеющееся. Мне часто приходилось сворачивать шеи раненым птицам и добивать зайцев и лис. Уничтожение животных не доставляло мне удовольствия, но также и не вызывало угрызений совести. Я добивал подранков из сострадания, и охота для меня была скорее не развлечением, а увлекательным и азартным способом добычи пропитания. Доходы моей семьи были весьма скромными и свежее мясо к столу всегда приходилось кстати.
Незаметно для меня самого встречи с Ли изменили моё отношение к охоте. Хотя он обучал меня совершенному искусству убивать, моё мировоззрение изменилось настолько, что убийство животных даже ради пропитания стало мне неприятно, хотя я по-прежнему мог спокойно свернуть шею птице или добить раненого зверька.
Как-то раз я упомянул об этом в разговоре с Учителем.
—Это плохо,—сказал Ли.—ТЫ перестал быть жестоким.
— А разве быть жестоким хорошо? — спросил я.
— Я говорю о естественной, а не о патологической жестокости, — пояснил он.—Раньше ты был жестоким, не задумываясь об этом. Жестокость не поражала твоих чувств, ты был естественным, как сама природа. Я благодарен твоему отцу за то, что он с детства приучил тебя охотиться. Ты даже не представляешь. как много он сделал для тебя, показав тебе естество этой стороны жизни. Жизнь—это цепочка смертей, это то, что называется цепочкой питания.
—Ты имеешь в виду пищевую цепочку?—спросил я.
— Опять ты цепляешься за научные термины, —недовольно сказал Ли. —Термины заслоняют суть вещей. Для меня "цепочка питания” звучит более живо и образно, чем мёртвый термин “пищевая цепочка”. Но суть не в этом. Когда ты встал на путь воинов жизни, ты научился ценить и уважать жизнь во всех её проявлениях, и на смену твоей естественной и невинной жестокости пришло осознание того, что “Спокойные” называют 'преступлением перед жизненностью высшего и низшего порядка”. Преступление перед жизненностью высшего порядка— это лишение жизни человека, а преступление перед жизненностью низшего порядка — это уничтожение животных и растений.
Здесь слово “преступление” не совсем правомерно. “Преступление” автоматически ассоциируется с чем-то плохим, запретным и греховным, а для воина жизни не существует таких понятий, как "плохое, запретное и греховное”'. Это относительные понятия, меняющиеся в зависимости от морали и культуры общества. Хотя и не совсем точно, но действия воина жизни классифицируются скорее не как плохие и хорошие, а как целесообразные и нецелесообразные.
Целесообразно то, что обеспечивает выживание и гармоничное развитие каждого последователя Шоу-Дао и всего кла-
на в целом, а всё, что не является целесообразным, естественно, является нецелесообразным.
По мере развития мироосознания и "вкуса жизни” у каждого из последователей "Спокойных' на смену естественной жестокости приходит неприятие преступлений перед жизненностью высшего и низшего порядка, но следующим этапом развития воина жизни является возвращение к его естественной жестокости. но на этот раз—к жестокости целесообразной.
Жестокость, необходимая тебе для выживания, получения пропитания, обучения и саморазвития, а также для самозащиты является жестокостью целесообразной, и она не должна поражать твоих чувств, будучи простой и безличной, не связанной ни с наслаждением, ни со страданием. К внутреннему пониманию целесообразной жестокости ты придёшь через медитации осознания, но помимо осознания тебе необходима ещё и практика, поэтому на некоторое время мы вернёмся к любимому занятию твоего детства—охоте.
Несколько дней спустя мы отправились в горы охотиться на хомяков. Мне были симпатичны эти любопытные юркие зверьки длиной чуть больше ладони с рыжевато-белыми мордочками и с коротким, утолщённым у основания хвостом.
Ли уверенно вёл меня среди невысоких пологих холмов живописно украшенных скалистыми обрывами к месту, где, как он утверждал, водилось множество хомяков. Наконец, наши шаги вспугнули несколько зверьков, и они, прошелестев по траве, молниями бросились в норы.
Учитель остановился.
— Мы будем охотиться здесь, — сказал он. — ТЫ начнёшь охоту с медитации осознания смерти. Представь себе хомяка, представь, как ты схватил его руками, ощути трепет его горячего живого тельца, как оно бьётся и сопротивляется твоим усилиям удержать его. А потом представь, что ты его убиваешь, прочувствуй его предсмертные судороги, запах крови и смерти. Ты забираешь его жизнь не потому, что это доставляет тебе удовольствие. Это недостойно человека. Его жизнь нужна тебе, чтобы через ощущения естественной жестокости получить знания о жизни и смерти. Таким образом ты подкрепишь свою жизненность жизненностью менее развитого существа.
Я опустился на землю и сосредоточился. Без особого труда я ощутил в своих руках жестковатый короткий мех. тепло и трепет вырывающегося зверька. Это было приятное ощущение. Теперь я должен был убить хомячка, но мне не хотелось этого делать. Я перешёл к медитации осознания необходимости принесения одной жизни в жертву другой, и жалость к зверьку ушла, сменившись отрешённой решимостью и смирением перед судьбой, заставляющей меня делать то, что я должен был сделать. С коротким хриплым выдохом я сжал руки, и резко развёл их в стороны, как бы разрывая хомяка пополам. Мне почудилось, что я услышал его исполненный ужаса предсмертный писк, и горячие струи крови, дурманя меня своим сладковатым пряным запахом, потекли по рукам. Я вздрогнул и открыл глаза, с недоумением глядя на свои судорожно сжатые кулаки. То, что они оказались пусты, в первый момент удивило меня.
—Неплохо. Воин жизни готов к охоте,—с ехидной ухмылкой подначил меня Ли. — Как ты предполагаешь их ловить?
—Можно сделать силки или ловушки и положить в них приманку,—предложил я.
— Увы, мой маленький брат, —покачал головой Учитель. — Тебе придётся ловить их руками.
—Руками?—переспросил я.—Но это же невозможно. Они слишком быстро двигаются и не отходят далеко от нор, где они могут укрыться. Я просто не успею их схватить.
—Для последователя учения “Спокойных” нет ничего невозможного, —торжественно заявил Ли. —Человеку трудно поймать хомяка потому, что его руки находятся слишком далеко от земли. Чтобы охотиться на них. ты должен превратиться в животное.
—Как это?—спросил я.
— Смотри.
Ли согнул ноги и наклонил туловище вперёд так, что его свободно болтающиеся руки опустились почти до земли, и пробежался в таком положении, опираясь на руки при резких переменах направления движения. Потом он прыгнул вперёд, используя технику “прыжок с камня” — резкое понижение центра тяжести,—и быстрым оглаживающе-бьющим круговым движением рук прижал что-то к земле.
Я подбежал к нему, думая, что он действительно поймал хомяка, но руки Учителя были пусты.
—Ты был похож на гиббона, —улыбнулся я.
— Попробуй сделать то же самое, — сказал Ли. — Ты должен научиться легко и свободно передвигаться на четвереньках или с руками, находящимися у самой земли. Учти, у хомяков есть привычка бросаться с устрашающими криками и
фырканьем на того, кто перерезает им путь к норе. Очень быстрым круговым движением рук сбоку и сверху-вниз ты должен крепко прижать голову и лапы зверька к земле, чтобы он не успел перевернуться и вцепиться в тебя зубами. Любое мелкое животное нужно ловить, накрывая его ладонью в сторону головы, а чтобы умертвить, ему или быстрым движением сворачивают голову, или ломают позвоночник движением, имитирующим разрывание пополам. Точно так же поступают и со змеями. Их разрывают пополам, держа одной рукой за голову, а другой—за хвост.
Я попробовал двигаться, как гиббон, и это у меня неплохо получилось. Согласно китайскому гороскопу, я был огненной обезьяной, и, возможно, в связи с этим мне с детства нравилось изображать обезьян. Мне вспомнился школьный КВН, в котором я играл роль человека-обезьяны — пришельца с далёкой планеты. Я двигался примерно так же, как мне показал сейчас Ли, и удивил публику, умудрившись съесть целиком яблоко, наколотое на кончик зонтика, помогая себе при этом ногой.
Я пробежался на четвереньках, время от времени совершая “прыжок с камня” и резко прижимая ладонями к земле воображаемого хомячка.
—Хватит скакать, пора приступать к охоте,—сказал Учитель, доставая из сумки полиэтиленовые пакеты, наполненные зерном, семечками и орешками. Сначала мы отыщем их норы, затем рассыпем приманку, и, затаившись, будем ждать, пока они отойдут далеко от нор, а потом ты прыгнешь вперёд и отрежешь им путь к спасению.
Присев на корточки, я замер. Прошло минут двадцать, прежде чем хомяки успокоились и, обнаружив приманку, принялись с аппетитом поедать её. Я рванулся вперёд наперерез одному из зверьков и уже протянул к нему руки, как тот. яростно крича и фыркая, бросился на меня. как камикадзе. Хотя Ли предупредил меня об этих повадках хомяков, его атака оказалась слишком неожиданной. Лёгкий испуг заставил меня замешкаться на мгновение, и хомяк, резко нырнув в сторону, ушёл у меня из-под рук и забился в нору.
Ли захохотал.
— Никогда нельзя недооценивать противника, — принимая суровый и неприступный вид, заявил он. —В маленьком хомяке живёт душа великого воина. Поэтому отправляясь на бой с ним ты должен быть готов к любым неожиданностям, даже к его вселяющему первобытный ужас фырканью.
Взглянув на мою смущённую физиономию, Учитель не выдержал и снова расхохотался.
— Жаль, ты не видел выражение своего лица, когда хомяк бросился на тебя. Это было любопытное зрелище.
Хотя я чувствовал себя слегка пристыженным, я не выдержал и тоже улыбнулся.
—В следующий раз я буду проворнее,—пообещал я.
—Давай, пройдём немного вперёд,—сказал Ли.—Здесь зверьки слишком напутаны, чтобы ещё раз подпустить тебя к себе. И запомни: уступая маленькому испугу, ты подвергаешься большому испугу. Уступая маленькой боли, ты подвергаешься большой боли. Не уступая маленькому испугу и не поддаваясь маленькой боли ты избежишь большого испуга и большой боли.
На атаку хомяка ты реагируешь инстинктивным страхом. Но если ты поддашься этому маленькому испугу, твои движения не будут точны, и даже если ты схватишь зверька, он укусит тебя. и ты испытаешь потрясение от маленькой боли. Маленькая боль усилит твой испуг, и ты вновь совершишь ошибку, которая приведёт к ещё большей боли и к ещё большему испугу. Видишь сколько проблем может создать маленький испуг. Поэтому воин жизни всегда должен быть собранным и отрешённым. Тогда он не обратит внимания на маленький испуг. и ему не придётся бороться с большим испугом.
Вскоре мне удалось поймать трёх хомяков. Хотя их атаки и фырканье по-прежнему оказывались для меня неожиданными, я больше не терял концентрации и вовремя успевал накрыть их руками. С сожалением я сворачивал зверькам шеи, понимая, что то, что я делаю, —лишь необходимый этап обучения, и их смерть не вызывала у меня чувства вины.
— Чтобы гибель зверьков не стала бессмысленным уничтожением, мы должны насладиться их вкусом, —сказал Учитель. — Ты сам приготовишь их. Пусть их смерть поддержит твою жизнь.
Сваренные со специями и картофелем хомяки оказались даже более вкусными, чем суслики, которых я не раз пробовал на охоте с отцом.
Мне пришлось много работать для приведения в равновесие чувства естественной жестокости. По знакомству я договорился, что один день мне разрешат убивать кур на птицефабрике, потом я попробовал резать скот на бойне при мясоком-
бинате. С курами проблем не возникало. Я сворачивал им шеи быстрым отточенным движением, так. что они не страдали перед смертью, и мне удавалось оставаться совершенно бесстрастным.
Прежде, чем заняться животными покрупнее, я старательно проштудировал брошюру “Как правильно убивать животных” из папиной библиотеки, выбирая наиболее безболезненные способы.
Убив животное, я сначала перерезал ему горло, а потом отрабатывал на нём техники рукопашного боя—вырывание глаз, удары руками, ногами и ножом. Поначалу мне было трудно справиться с неприятным чувством, сопровождающим каждое убийство, и Учитель предложил мне выполнять медитации, помогающие избавиться от него.
—Ты отождествляешь животных с самим собой, поэтому тебе неприятно убивать их,—сказал он.—Ты чувствуешь, что их жизнь так же ценна, как и твоя жизнь, но их жизнь не находится в твоей власти. Они в любом случае предназначены на убой, и это тебя не беспокоит. Ты покупаешь в магазине свинину и ешь её с удовольствием, не печалясь о судьбе свиньи. Почему же ты должен считать себя виноватым, убивая их собственными руками?
Чувствовать грусть, убивая, так же неправильно, как и испытывать наслаждение от убийства. Получающий наслаждение от убийства отождествляет животное с врагом, испытывающий грусть отождествляет его с самим собой или с другом. Судьба не бывает плохой или хорошей, она просто есть, и бессмысленно терзаться ненужными сожалениями от того, что судьба избрала тебя своим орудием. Когда ты сможешь прочувствовать это в медитации по осознанию судьбы, ты начнёшь убивать, не испытывая при этом печали.
Медитацией по осознанию судьбы я занимался перед сном. Я вспоминал свой собственный жизненный путь, во многом определяемый набором случайностей и не зависящих от меня событий, потом я представлял жизненный путь животных, заканчивающийся на мясокомбинате. Я видел крошечных поросят, с наслаждением сосущих материнское молоко, играющих, резвящихся или сладко посапывающих на соломенной подстилке, воображал телят, пасущихся на залитых солнцем лугах. Как и в моей жизни, в их жизни были радость и грусть, и я отличался от них только тем. что имел чуть больше свободы выбора, но, как и они, я не догадывался, где и когда меня
может подстеречь смерть. Когда я действительно осознал, что я не властен менять по своему желанию их судьбу, чувство вины и сожаления исчезло, и, перерезая горло овцам и свиньям, я смотрел на них глазами брата, отрешённо и спокойно принимающего и их и свою собственную судьбу.
Процесс “осознания судьбы” во многом облегчила беседа с Учителем, в которой он рассказал мне о “жемчужном треугольнике противоположностей”.
— Как ты думаешь, сколько противоположностей может существовать?—как-то спросил он меня.
—Две,—не задумываясь ответил я.—Инь и ян, чёрное и белое, зло и добро.
По недовольной мине. которую скорчил Ли. я понял, что, поспешив, снова попал впросак.
— Как ты думаешь, что такое противоположности?—спросил он.
— Вероятно это вещи одной и той же природы, но принципиально различных характеристик, обычно взаимоисключающих.
— Это довольно сомнительное определение. — сказал Учитель. —Вот ты сказал, что чёрное и белое—это противоположности, а как тогда охарактеризовать пары белое и красное или чёрное и красное? Согласно твоему определению эти пары тоже являются противоположностями, но тогда можно считать, что чёрное, белое и красное представляют собой три противоположности, а если могут существовать три противоположности, то значит их может быть и бесконечное количество. Что ты думаешь по этому поводу?
— Если так рассуждать, то, наверно, ты прав. Я никогда раньше не задумывался об этом. С детства я привык считать. что если вещи противоположны, то их должно быть две.
— В этом и заключается сила и слабость слов. С одной стороны ими можно объяснить всё, что угодно, а с другой стороны, чем больше ты объясняешь и говоришь, тем больше всё запутывается. Слова, которые я произношу, предназначены не для того, чтобы дать тебе застывшие определения каких-то понятий и вещей, а чтобы пробудить в тебе интуитивное осознание их. Поэтому не задумываясь больше о том. как можно или нужно определять противоположности или противоречия, ты будешь учиться выделять, осознавать и уравновешивать жемчужные многоугольники противоположностей. Мы начнём с самого простого многоугольника — с жемчужного треутоль-
ника, который играет огромную роль в осознании и выборе собственной судьбы.
— Я уже привык думать, что искусство выбора судьбы заключается в нахождении равновесия среди двух противоположностей, двух сторон медали. Похоже, теперь ты скажешь, что каждая медаль имеет множество сторон.
—Так и есть,—улыбнулся Ли.—Ты всегда это знал, но был слишком ленив для того, чтобы углубляться в подобные дебри. Толкование срединного пути как пребывания в равновесии среди двух крайностей—всего лишь самое простое представление о нём. Теперь ты понимаешь, что срединный путь— это нахождение равновесия среди бесчисленного множества противоположностей. Но прежде чем отыскивать равновесие, нужно знать, какие части себя или окружающего мира ты хочешь уравновесить. Многоугольники противоположностей описывают противоборствующие начала в природе, обществе и человеческом поведении. Осознавая их, ты избавишься от многих проблем и внутренних конфликтов в принятии решений. Затруднения, которые возникли у тебя в проявлении естественной жестокости, связаны с нарушением равновесия в жемчужном треугольнике противоположностей.
Ли замолчал, с насмешливым видом ожидая моего вопроса. Пожираемый любопытством, я не стал затягивать паузу и спросил:
—А какие противоположности входят в жемчужный треугольник?
— Существует несколько жемчужных треугольников противоположностей, — с важностью произнёс Учитель, явно потешаясь над моим нетерпением. —Сегодня мы поговорим о жемчужном треугольнике жизни. В него входят три основные и противоположные человеческие стремления — это слияние с жизнью, противодействие жизни и уход от жизни. Традиционные, но менее удобные для использования названия вершин треугольника жизни в переводе звучат как “ехать на спине Большого Дракона” — слияние с жизнью, “сражаться с Большим Драконом”—противодействие жизни и “спасаться от Большого Дракона”—уход от жизни.
В слиянии с жизнью находит своё отражение инстинктивная потребность в обществе себе подобных, в налаживании добрых и доверительных отношений с другими людьми и с окружающей средой.
Противодействие жизни—это агрессивность и потребность в доминировании, исключительно важная и необходимая для выживания.
Уход от жизни предполагает самодостаточность и избегание как близости, так и прямой конфронтации с людьми и природой.
Три вершины треугольника присутствуют в каждом человеке. Обычно люди их не осознают, слепо следуя непредсказуемым эмоциональным порывам, именно поэтому они и остаются для них противоположностями. “Спокойные” понимают и принимают их не как конфликтующие противоположности, затрудняющие принятие решения, но как отдельные и независимые пути, на которые можно вступить в нужный момент и с которых можно легко и осознанно вернуться в центр треугольника—в точку равновесия.
Если рассматривать жемчужный треугольник жизни с точки зрения учения об инь и ян, то вершина “спасаться от Большого Дракона” соответствует инь, “сражаться с Большим Драконом” соответствует ян, а третья вершина — “ехать на Большом Драконе” представляет новую для тебя сущность —слияние инь и ян, сущность, которая не является ни инь, ни ян, и потому противоположна каждому из них.
Каждая точка внутри жемчужного треугольника противоположностей отражает тип индивидуальной реакции человека на возникающие ситуации. Обычный человек почти никогда не находится в центре треугольника. Он всегда тяготеет к одной из его вершин, а в некоторых случаях сознательно выбирает для себя какую-либо вершину, с отвращением отвергая и отрицая остальные. Так, человек, выбравший для себя в качестве ведущего направления слияние с жизнью будет с отвращением относиться к агрессии и насилию, к подавлению гуманных человеческих чувств ради стремления побеждать. Он не сможет принять эти качества не только в других, но и в самом себе, а поскольку невозможно избавиться от естественно присущих человеку агрессивных инстинктов даже старательно отрицая их и закрывая на них глаза, он не сможет быть самим собой, а значит не достигнет гармонии. В ситуациях, требующих демонстрации силы и жестокости, такой человек не сможет их проявить, и это может стоить ему жизни.
Противодействующий жизни имеет натуру бескомпромиссного бойца и победителя. Он сражается с жизнью, с окружающими людьми и с собственными слабостями. Проявление сен-
тиментальности, слабости и глубоких чувств не для него. Это — непростительная слабость, которая лишает его силы. Такой человек с избытком одарён естественной жестокостью и зачастую жестокостью, выходящей за границы естественности. У него душа воина, но он никогда не станет мудрецом.
Тот. кто уходит от жизни, отрицает как агрессию и жестокость, так и слабость и излишнюю сентиментальность. Не путай мировоззрение воинов жизни, избегающих излишней эмоциональной зависимости от внешнего окружения, с позицией людей, для которых уход от жизни означает спасительную гавань, где они могут укрыться от пугающих их отношений и эмоциональных шквалов.
Бегущий от жизни человек не способен быть ни любящим, ни жестоким, это всего лишь моллюск, укрывшийся в безопасной раковине убеждений. В отличие от него воина жизни не страшат ни привязанности, ни жестокость. Воин жизни способен на самую сильную нежность и страсть, и в то же время в нужный момент он бывает холоден, жесток и беспощаден. Спокойствие и лёгкую отстранённость воин жизни выбирает сознательно, как проявление мудрости, а не как бегство от проблем.
Когда в медитациях ты осознаешь и прочувствуешь каждую из вершин жемчужного треугольника жизни, ты сможешь произвольно выбирать, в каком направлении ты будешь двигаться из центра в каждый момент времени. Научившись мгновенно отождествляться с любой вершиной и с такой же лёгкостью возвращаться в центр, ты получишь ключ к правильному интуитивному ответу на возникающую ситуацию. Тогда проявляемая тобой жестокость будет такой же естественной, как жестокость ориентированного на противодействие жизни воина, а в случаях, когда ты захочешь завоевать чью-то любовь. ты будешь мягким и понимающим, как человек, стремящийся к слиянию с жизнью.