Теоретические проблемы социальной работы
В 1970-1990 гг.
В 1970-1990 гг. развитие теории социальной работы идет по четырем направлениям:
1) теория индивидуальной работы;
2) теория групповой работы;
3) теория общинной работы;
4) теория социального администрирования и планирования.
В это время научные школы западных стран пытаются найти собственные методы поддержки нуждающихся, определить национальные доктрины социальной работы.
В Гремании в 70-е гг. социальная работа определена концепцией сопричастности. Появляется новая форма сотрудничества – кооперация – «социальный работник – клиент».
Развивается концепция социально-педагогического воздействия, стратегия вмешательства.
Социальные работники и социальные педагоги оказывают поддержку нуждающимся в ней людям, совместно с клиентом создают условия для её реализации. Социальная работа нацелена на то, чтобы каждый человек осознал свое человеческое достоинство.
В социальной работе существует профессионально-ориентированный подход. Представители этого подхода рассматривают теорию социальной работы как субтеорию науки о воспитании, которая выступает как субтеория социологии. Содержанием практики социальной работы сторонники этого подхода считают контроль за социальным поведением, которое оценивается как нормальное или асоциальное. Социальная работа рассматривается, как выполняющая функцию услуг для общества, в которой регистрируется и контролируется отклонение в поведении.
Диалектико-критический подход в социальной работе отмечает три рабочие субсистемы: социальную и общественную политику; социальное планирование; социальное администрирование.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ | ||||
ПЕРВИЧНЫЕ МЕТОДЫ | ВТОРИЧНЫЕ МЕТОДЫ | |||
Классические методы: индивидуальная помощь; работа с группой; работа в общине | Новые методы: индивидуальная терапия; семейная терапия; групповая терапия | супервизия; планирование; консультация; практическое сопровождение; организационное развитие; менеджмент | ||
Социальная работа в общине Социальная работа в микрорайоне |
Марксистский подход основывается на общественной теории, разработанной Марксом в «Капитале». Бедность рассматривается как неизбежное проявление буржуазного общества.
Основатель теоретической школы социальной работы в Германии Ю. Гризу предложил классификацию основных теоретических направлений.
В Канаде группа ученых под руководством Р. Рамзей ищет новые принципы социальной работы на основе синергетических подходов, в основе которых лежит универсальный научный подход, который, согласно общим законам, достоверно отражает явления материального мира.
Под синергетикой Фуллер подразумевает общий охват количественных и качественных связей, которые существуют в данной системе. На основе принципа синергетики он приходит к выводу, если знать в обществе поведение отдельных составляющих частей, то возможно открыть другие части и предсказать их поведение.
Вместо принципа «личность – среда», «среда – личность» разрабатывается принцип «я и другие», это позволяет видеть не одну, а несколько взаимосвязей при построении концепции социальной работы.
Шведские ученые Берлнер и Юнссон разработали модель единой теории социальной работы, согласно которой социальная работа это прикладная наука, в основе которой лежит действие. Таким образом, в процессе развития теории оформляется научная парадигма социальной работы.