Проблемы, связанные с познавательной способностью
ЛЕКЦИЯ № 11
ТЕМА: ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ
ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА
Каждый человек в процессе общения проявляет индивидуальные особенности, которые следует учитывать при сестринском уходе.
Проводя оценку потребности в общении, следует учитывать все факторы, влияющие на этот процесс.
Возраст человека:
- внутриутробно — движения плода; крик ребенка при рождении;
- младенчество и детство: развитие навыков общения и формирование
взаимоотношений;
- юность: расширение навыков общения и взаимоотношений;
- зрелый возраст: разнообразные формы общения; ,
- пожилой возраст и старость: утрата активности, угасание навыков общения и взаимоотношений.
Зависимое или независимое состояние при:
- физической активности и физиологических отправлениях;
- недостаточном зрение, слухе, качестве речи.
Биологические (анатомо-физиологические) особенности.
- неповрежденные органы и сохраненные функции;
- особенности речи (тембр речи);
- особенности слуха (способность слышать и слушать);
- особенности зрения (сужение полей зрения, «мутное изображение»);
- умение и возможность читать и писать;
- умение и возможность жестикулировать.
Психологические факторы:
- интеллект (диапазон словарного запаса);
- самоуверенность;
- чувство собственного достоинства;
- телесный образ;
- преобладающее настроение;
- настойчивость;
- взаимоотношения с другими.
Социокультурные факторы:
- родной язык;
- диалект/акцент;
- этническое происхождение и дискриминация;
- внешний вид человека (одежда);
- привычные жесты;
- убеждения.
Окружающая среда:
- температура/»чистота» воздуха в помещении;
- свет;
- шум;
- площадь помещения;
- обстановка (мебель).
Политико-экономические факторы:
- доход;
- профессия;
- используемые средства массовой информации;
- использование компьютера.
Учитывая перечисленные для оценки состояния пациента факторы, сестре следует обратить внимание на следующее:
- какой способ общения обычно использует человек;
- каким образом факторы, влияющие на общение, изменяют всю повседневную жизнедеятельность человека;
- как человек относится к общению;
- имеются ли у него постоянные трудности и как он с ними справляется;
- какие проблемы с общением имеются в настоящий момент, есть ли опасения, что они могут появиться.
Ответы на эти вопросы сестра получает при разговоре с пациентом и его семьей, а также наблюдая за его поведением.
ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА
Обсуждая совместно с пациентом результаты первичной оценки, можновыяснить, каким образом проблемы, связанные с общением, влияют на удовлетворение остальных фундаментальных потребностей.
Процесс общения важен независимо от того, где находится пациент (дома, в лечебном учреждении). Особенно он необходим для детей, для людей, имеющих трудности с обучением или проблемы в сфере психического здоровья.
В стационаре общение — единственное средство, с помощью которого человек получает информацию о своем состоянии, рассказывает персоналу о проблемах, общается с родственниками и другими пациентами.
Однако существует три группы факторов, при которых могут возникнуть проблемы при общении:
1)изменение состояния зависимости/независимости;
2) изменение окружающей среды и привычного ритма жизни;
3) боль.
1группа: Изменение состояния зависимости/независимости
Проблемы зависимости могут возникать в любом возрасте (в том числе вследствие врожденного заболевания), иногда внезапно (например, травма спинного мозга, инсульт), иногда постепенно (например, потеря друзей, близких).
Затруднения, вызываемые заболеванием, могут быть частичными или полными, обратимыми и необратимыми.
Понимая это, сестра, работая в сотрудничестве с другими медицинскими и социальными работниками, должна помочь пациенту максимально реализовать его потенциальные возможности общения.
Проблемы, связанные с познавательной способностью
Дети, не способные к обучению из-за врожденных заболеваний, часто не имеют достаточных познавательных способностей для вербальной (речевой) формы общения, и поэтому еще более отстают в развитии. Однако часть детей в результате кропотливого обучения может научиться реагировать на такие простые словесные послания, как приветствие или наставление, некоторые из них в состоянии даже научиться говорить.
Невербальное общение для них имеет более важное значение, чем это принято считать. Игры, прикосновение, жесты, мимика, поглаживание помогают им достичь оптимального уровня общения.
Нарушение познавательной способности — часто следствие заболевания или несчастного случая. Так как ранее, до этого события, общение не являлось для человека проблемой, такая неожиданная утрата познавательной способности может повлечь значительные изменения в образе жизни (потеря работы, привычного дохода, утрата чувства собственного достоинства). Оценивая состояние пациента, сестра должна выяснить, насколько полно он осознает происходящее, как он переносит случившееся. Такие пациенты нуждаются в беседах о том, что означают эти изменения; будут ли они способны общаться на таком уровне, чтобы продолжить прежнюю работу или проводить свой привычный досуг. Если пациент не осознает своей несостоятельности, не следует в этом убеждать его, напротив, надо высказать положительные замечания — это поможет сохранить ему чувство собственного достоинства.