Укажите, в какой из описанных ситуаций, имело место смысловое и в какой - механическое запоминание? По каким признакам вы это установили?
А.Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни
великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», - и
он тут же без труда рассказал этот эпизод. (По В. С. Мерлину.)
Б.С. Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали
длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда,
безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое
слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой
обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш.
потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение
этого времени он перебирал по порядку все заученные слова.
Итого: 100%
Ответственная за дисциплину Мациевская Л.Л.
Карагандинский государственный медицинский университет
Курс основ психологии и коммуникативных навыков
Рубежный контроль
Дисциплина: Основы психологии
Специальность: Общая медицина Курс: 1
Вариант № 5
} Блок 1. В данном блоке необходимо ответить на 10 тестовых вопросов, за каждый правильный ответ - 3%
1.Обозначьте тот вариант, который указывает на необходимое условие всякой деятельности, особую форму психической активности человека:
a. эмоции
b. психика
c. сознание
d. внимание
e. память
2.Закон обратного хода памяти – это:
a. закон Юнга
b. закон Рибо
c. закон Адлера
d. закон Фрейда
e. закон Рождерса
3.Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств:
a. память
b. мышление
c. восприятие
d. сознание
e. воображение
4.При однократном предъявлении материала в кратковременной памяти помещается в среднем:
a. 6±2объекта
b. 8±2 объекта
c. 10±2 объекта
d. 7±2 объекта
e. 5±2 объекта
5.Что включает в себя рефлективное сознание?
a. размышления
b. эмоции
c. значения, смысл
d. чувства
e. переживания
6.Что из ниже перечисленного не является способом активизации мышления?
a. брейнсторминг
b. метод фокальных объектов
c. метод морфологического анализа
d. мнемотехники
e. метод контрольных вопросов
7.В 1879 году кто открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию?
a. Вундт
b. Бехтерев
c. Вольф
d. Декарт
e. Сеченов
8.Язык в действии – это:
a. внимание
b. речь
c. воображение
d. мышление
e. восприятие
9.Форма мышления, в процессе которой человек сопоставляя и анализируя суждения, выводит из них новое суждение:
a. понятие
b. суждение
c. анализ
d. умозаключение
e. индукция
10.Апперцепция - это:
a. зависимость восприятия от прошлого психического опыта
b. отождествление воспринимаемого объекта с образом из памяти
c. эмоциональная реакция
d. вид памяти
e. вид внимания
} Блок 2. В данном блоке необходимо ответить на 1 теоретический вопрос, за правильный ответ - 30%
Ощущение как простейший психический процесс. Дайте его определение, опишите виды ощущений, а также структуру анатомофизиологического аппарата ощущений.
} Блок 3. В данном блоке необходимо ответить на 1 теоретический вопрос, за правильный ответ - 30%
Дайте определение понятия «стресс». Опишите виды стресса.
} Блок 4. В данном блоке необходимо решить 1 задачу, правильный ответ - 10%
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА:
В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:
Алиса спрашивает Чеширсого кота:
- А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?
- Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?
- Допустим, - согласилась Алиса.
- Дальше, сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.
Правильно ли это умозаключение? Найдите в чем тут «фокус».
Итого: 100%
Ответственная за дисциплину Мациевская Л.Л.
Карагандинский государственный медицинский университет
Курс основ психологии и коммуникативных навыков
Рубежный контроль
Дисциплина: Основы психологии
Специальность: Общая медицина Курс: 1
Вариант № 6
} Блок 1. В данном блоке необходимо ответить на 10 тестовых вопросов, за каждый правильный ответ - 3%
1.В каком труде Аристотель заложил основы психологии как самостоятельной области знаний?
a. «Психология»
b. «О душе»
c. «О психике»
d. «О психологии»
e. «О жизни»
2.Обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения:
a. сравнение
b. абстракция
c. синтез
d. обобщение
e. конкретизация
3.Память, основанная на повторении материала без его осмысливания:
a. долговременная
b. оперативная
c. механическая
d. логическая
e. образная
4.Какой из ниже перечисленных диагностических тестов не является тестом интеллекта:
a. тест Айзенка
b. тест Амтхауэра
c. прогрессивные матрицы Равена
d. тест Люшера
e. тест Векслера
5.Благодаря какому процессу человек имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда?
a. мышление
b. память
c. сознание
d. воображение
e. внимание
6.Легкая степень слабоумия при IQ≤75
a. кретинизм
b. идиотия
c. олигофрения
d. дебильность
e. имбецильность
7.Критериями самосознания являются все ниже перечисленные, кроме:
a. выделение себя из среды
b. осознание своей активности
c. осознание себя «через другого»
d. наличие рефлексии
e. наличие эмпатии
8.Форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания:
a. сознание
b. восприятие
c. воображение
d. память
e. мышление
9.Отрасль психологии, изучающая проявления личности человека, взаимоотношения его с людьми, психологическую совместимость людей, называется:
a. психологией труда
b. социальной психологией
c. психологией бизнеса
d. спортивной психологией
e. педагогической психологией
10.Это явление имеет начало и конец, проявляется в виде реакций:
a. психический процесс
b. психическое явление
c. психическое состояние
d. транс
e. психическое свойство
} Блок 2. В данном блоке необходимо ответить на 1 теоретический вопрос, за правильный ответ - 30%
Какой познавательный процесс называется восприятием? Раскройте свойства восприятия.
} Блок 3. В данном блоке необходимо ответить на 1 теоретический вопрос, за правильный ответ - 30%
Что такое эмоции? Функции эмоций (дайте объяснение каждой из функций, приведите примеры).
} Блок 4. В данном блоке необходимо решить 1 задачу, правильный ответ - 10%
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА: