Дополнительные тексты по стереотипам

Обида

Чувство обиды - переживание события (обиды), которое оценивается как несправедливое нарушение прав, нанесение ущерба для чести или статуса, оскорбительного отношения, при этом происходит чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнера. Отметим, что действия человека, который “причиняет” обиду могут не нести в себе ничего оскорбительного и якобы нанесённый “ущерб” может быть мнимым. Необходимой, закономерной связи между обидной ситуацией и чувством обиды нет. Обида, как ситуация - только повод для запуска чувства обиды, но запустит ли это чувство человек (или какое другое чувство), зависит как от воспитания и нравственности человека.

Чувство обиды возникает вследствие рассогласования ожиданий о должном поведении обидчика с тем, как он себя вёл в действительности. То есть, обида является следствием выполнения трёх умственных операций: построение ожиданий, наблюдение действительного поведения, сравнение. Обижающийся человек не принимает других людей и их выбор такими, как есть, хочет “прогнуть” ситуацию под себя, далее начинает работать алгоритм жертвы (о нём подробнее ниже). Чувство обиды – проявление незрелости, обиде обучаются к 2-5 годам, для детей – это средство давления на близких людей. Взрослея, люди понимают, что это неадекватное средство решения проблем, однако взрослеют не все. Зрелый в психологическом плане человек не обидится, даже если кто-то намеренно постарается его оскорбить или причинить вред – это будет поводом задуматься о происходящей ситуации, над её причинами и найти в себе что-то, что следует исправить (нравственное мерило, несоответствующее праведности и совести).

Появление обиды является отторжением дара Любви[5] следствием «Я-центризма» (“моё мнение и опыт всегда правильные”, “всякое мнение, не совпадающее с моим, ошибочно и ложно”), который может быть неосознанным, или эгоизма - бытового паразитического осознанного «Я-центризма». Оба вида «Я-центризма» (осознанный и неосознанный) порождают домыслы в отношении других людей как заведомо худших, и по отношению к их действиям делаются выводы, которые часто не соответствуют реальности. Эти домыслы в свою очередь могут стать программой действий для другого человека (если его психика не защищена от программирования), после чего «Я-центрист» самоутверждается за его счёт: “я же говорил” (“я же говорила”), “я же предсказывал” (“я же предсказывала”), хотя другой человек виноват только в том, что не сумел защититься от программы. Выход из этого сценария заключается в пересмотре исходного нравственного мерила «Я-центризма», что позволит принять других людей, их выбор и поступки такими как есть и спокойно реагировать в любой ситуации, разрешая конфликты и незадачки, входя в тандемный принцип деятельности.

Как быть в ситуации, когда на вас кто-то обижается? Предложить человеку войти в тандем, понять, в чём прав другой человек - это может быть в умолчаниях, т.е. причина обиды может быть иная, чем оглашаемая, пересмотреть свою нравственность и поведение.

Вина и стыд

Чувство вины – порождённое искажением нравственности, сочетание страха, наказания человеком самого себя и защиты от этой внутренней агрессии. Формируется родителями в детстве (осознанно или неосознанно). Вместо того, чтобы научить ребёнка самостоятельно с помощью совести (связи с Творцом) отличать зло от добра, родители встраивают ему различные программы, содержащие запрет на то или иное действие, не объясняя причин этого запрета, порождая страх быть наказанным, если человек переступит через программу.

Нередко дети формируют себе чувство вины сами, откупаясь от претензий взрослых. Позже чувство вины человек воссоздаёт внутри себя сам, но делает это обычно автоматически, непроизвольно и неосознанно, в следствие чего это описывается безлико как: «появилось чувство вины».

Это состояние побитости после того, как человек сам себя отругал. Общее самоощущение при чувстве вины - "я плохой", сопровождаемое телесными признаками как агрессии на самого себя, так и чувства страха: напряжение мышц в разных участках тела, нарушение дыхания и учащение сердцебиения, «желание спрятаться».

Как самонаказание, чувство вины переживается как внутренние упреки, снижение самооценки, груз, ощущение тяжести и боли от того, что гложет изнутри (псевдо-совесть или псевдо-стыд) - всё это налагает на себя сам человек вследствие совершения им поступка, нарушающего его внутренний запрет. С одной стороны себя наказывая, с другой стороны человек пытается защититься, спрятаться от боли, а чувствуя, что это не получается - испытывает страх. Впрочем, в чувстве вины два страха - и от того, что больно, и от того, что "возможно я себя наказываю недостаточно, нужно больнее".

Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза, опускает плечи, сжимает кулаки, поджимает пальцы ног, часто перекрещивает конечности (как бы защищая себя). В целом переживанию чувства вины соответствуют длительные мышечные зажимы, складывающиеся порой в характерные мышечные рисунки: понурость, устремленность вниз, сгорбленность, различного рода искривления и ассиметрии, вызванные именно мышечной напряженностью. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе.

Чувство стыда.Часто психологи и обывателиподразумевают под стыдом чувство вины, вызванной нарушением какой-то программы поведения, принятой в обществе. Однако, настоящий стыд, как Со-Весть (весть от Творца), только с запозданием (приходит после того, как ты поступил не так, как подсказала совесть). Вина формируется обществом (родителями) через страх быть наказанным – человек боится совершить запретное действие, боится наказания, если узнают о его поступке. Стыд – это когда тебе неприятно от твоих поступков даже если о них никто не узнает (информация пришла от Создателя, что ты поступил в такой-то ситуации не по совести – причинил вред себе, другим или мирозданию).

Испуг и страх

Испуг не нужно путать с чувством страха.Испуг – это инстинктивная (инстинкт самосохранения), рефлекторная реакция на опасную неожиданность (например, неожиданный резкий звук, свет или другой критический раздражитель). Чувство страха очень часто следует за испугом, но часто не значит всегда и не значит закономерной связи. У человека в ситуации опасности могут случиться рефлекторные реакции, но он останется внутренне собран, позитивен и решителен. С другой стороны, человек может жить в постоянном состоянии страха, хотя внешне, объективно, ничего страшного не происходит.

На силу испуга влияет:

· Неожиданность происшедшего.

· Предыдущий негативный опыт

· Текущий эмоциональный фон: если человек напряжен, волнуется, взвинчен - испуг может проявиться на самое слабое воздействие окружающего мира.

· Многократность воздействия с возможностью убедиться, что испуг не страшен: тогда происходит привыкание и испуг проходит

Инстинкт самосохранения работает следующим образом: 1) убежать, как можно быстрее; 2) если убежать невозможно – драться; 3) если драться нет сил – замереть в ступоре, оцепенеть; 4) если и это не спасло – потерять сознание. У некоторых видов ступени могут быть не все.

Связь испуга и чувства страха - связь привычки. Испуг может стать причиной самых разных эмоций: страха, паники, собранности, ярости, агрессии и так далее - в зависимости от привычки и окружающих обстоятельств. Один, испугавшись, запускает страх и панику, другой - агрессию и ярость, третий – спокойствие, собранность и решительность. Первоначальный испуг мог быть у всех, но третьих зовут героями.

Фобия – немотивированный страх к несуществующей мнимой или преувеличенной угрозе, который разрастается со временем.

Немотивированный страх - страх, вызванный не внешними осознанными опасностями, а тем или иным психологическим дисбалансом в сознании человека. Например, беспокойство по поводу темноты, по поводу возможного безденежья и т.п. Немотивированный страх - источник неоправданного стресса, который изматывает человека и наносит существенный ущерб его здоровью. Человек, одержимый страхом очень часто страдает и депрессивными расстройствами.

Чувство страха – переживание перед страшным, внутреннее видение страшного. Страх, это когда головой все понимаешь, хочешь сделать правильно, но внутри все сжимается и говоришь и делаешь всё не так. Т.е. чувство страха – это следствие неадекватной картины мира, иллюзии, приводящие к неправильным, неуместным мотивациям, желаниям и действиям (иногда имеющим скрытую выгоду), что часто приводит к негативным последствиям (например, страх родителей передаётся детям).

Едва ли есть в мире то, что является страшным само по себе. Страшное - всегда относительно, страшное - это оценка того или иного события с точки зрения наших возможностей и наших потребностей. С этой точки зрения все "страшное" - только субъективно и в этом смысле - надумано. Страшное - это картинка мира, оцениваемая как страшная, как то, чего надо бояться.

Можно выделить виды страхов: детские и родительские, бытовые и экзистенциальные (глобальные страхи перед большими областями жизни или жизнью в целом).

Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи. Основные виды тревожности - ситуативная и личностная тревожность. Ситуативная тревожность имеет ссылки на конкретную ситуацию и проходит вместе с завершением ситуации. Например: был экзамен - тревожился, экзамен прошел - тревожиться перестал. Личностная тревожность - повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания и отъигрывания роли Жертвы. Тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. Чаще всего страхи и тревожность - результат социального научения. Детей обучают бояться родители, дети играют в страхи самостоятельно, люди начинают бояться чего-либо тогда, когда в этом есть какая-то выгода и интерес.

Разум - лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Чаще всего страхи свойственны женщинам. Девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют рядом с мужчинами

Лучше всего успокаивает - дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.

Как вылечить фобию? Образ можно "разбить", если лишить его большей части логичных связей. Например, мы легко узнаем знакомую мелодию, даже если человек будет фальшивить и извращать слова, менять тональности. Но если прокрутить ее - даже в оригинале - задом наперед, узнают мелодию единицы: образ разбит, разрушены важные связи.

Как это можно использовать? Если окажется, что тот страх, который испытывает сейчас человек, связан, например, с картинкой, образом, злого отца (из детства), который топает, кричит и буянит - ее можно разбить, просто предложив ее рассматривать детально. "А красные ли были глаза? А нос раздувался? А брызги летели? А руками махал? Вот так? Покажи - как" - таким образом лишая связей образ, разбивая его на кусочки, которые можно потом сложить по-другому. Поразительно, но накал страха спадает на глазах. Образ страшный рушится, и всё - чудо, - он его не боится, начинает смеяться. Удивляется - чего вообще он так пугался?

Жертва

Алгоритм жертвы – это алгоритмика поведения людей, проистекающая из «Я-центричного» мышления, неадекватных стереотипов (в частности: гордыня, вина, завышенная и заниженная самооценка), основанная на обвинении (попытки вызвать чувство вины и манипулировать) других людей в своих проблемах, чтобы не решать эти проблемы самому.

Две главные характеристики роли и состояния Жертвы – страдание и беспомощность. Из страдания и беспомощности вытекают все разнообразные следствия: чувство страха, игра на жалость, а когда-то злость, обида и готовность обвинить всех, кто виноват в её страданиях и кто несчастной жертве не помогает. Состояние Жертвы - это всегда негатив, деструктив и безответственность, настоящий детский сад человека в разобранных чувствах.

"В моих действиях всегда виноваты другие". Действительно, "А что я могу поделать, если они…?"

Агрессия чередуется с аутоагрессией (самообвинение, самоунижение, самоуничтожение), в отношениях разыгрываются разнообразные манипулятивные игры, где пассивная и активная форма чередуются и дополняют друг друга:

Состояние Жертвы - это состояние беспомощного Ребёнка, оказавшегося во враждебном мире и действующего из последних сил. Отсюда его действия и три основные проблемные роли: Жертва преследований, Преследователь нечестивых и Спасатель - Треугольник Карпмана (психолог, который это описал).

Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актёры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в её подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли.

Жертва (будучи заложником алгоритмики «Я-центризма»), провоцирует окружающих через слова и поступки, создавая негативный стимул (давление и напряжение), чтобы кто-то выступил в роли Преследователя. Возможный вариант развития событий: преследователь под давлением негативного стимула, находит того, кто в чём-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее Жертва доказывает (оправдывается), что она здесь ни при чём, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя (обвинение), и ищет своего Спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель, испытывая чувство жалости, включается в игру, старается помочь Жертве и защитить её от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание и реальные проблемы никто решать не хочет, то он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а бывшая Жертва в Преследователя.

Если идёт такая игра и такие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе всё просто развалилось бы. Если вы в чём-то участвуете – это вам зачем-то нужно (для самоутверждения или получения каких-то материальных или иных благ). Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в «этом всём» виноваты другие).

Эти проблемные сценарии воплощаются (разыгрываются) самыми разными ситуативными ролями: Беспомощная Жертва, Несчастная Жертва (тут свои варианты: Страдалец, Мученик, Инвалид, Травматик), а также близкими к состоянию Жертвами ролями Дурик и Хулиган. Мужчины чаще разыгрывают Собаку сверху, женщины - Собака снизу. Формулировки Перлза: "Собака снизу" - ситуация, несчастная Жертва кусает окружающих своей тоской, воет так, что всем становится больно от её воя; «собака сверху» - это когда человек вслух громко кусает: орёт, ругается.

Состояние Жертвы переживается и транслируется комплексом разнообразных эмоций, среди которых обычно страдание, страх, обида, возмущение, демонстрация своей беспомощности. Типичные признаки поведения жертвы:

· Состояние – беспомощность (смотрю растерянным взглядом), временное отупение (уход в другие темы, трудности с ответами на простые вопросы, а вернее отключение головы), зацикленность на прошлом.

· В делах - отказ от части своих прав, в целом бездеятельность (сложил ручки, скучаю).

· В отношениях - игра в молчанку (замыкание в себе, отмалчивание), демонстрация обиды (отводить взгляд, надуть губки, хмуриться, громко вздыхать, состроить мордочку в стиле «Не подходите ко мне - я обиделся» и т.д.).

· В общении – оправдания себя ("А что я мог поделать?") и обвинения, наезды на другого. ("А вот ты…", "А когда ты…").

У Жертвы свой, специфический, узнаваемый словарь: "Меня это ужасно расстраивает". "Мне всё это надоело". "Ты не представляешь, как я страдала". (Негатив). "Я не могу". "Я не знаю". "Почему это всё время случается именно со мной? " (отсутствие конструктива). "Меня заставили". "Я ничего не могу с собой поделать". "Вы действуете мне на нервы". (Безответственность)

Наши рекомендации