| риса, который обезьяна может увидеть и достать через небольшое отверстие в скорлупе. Это отверстие достаточно велико, чтобы она могла просунуть руку, но слишком мало, чтобы вытащить кулак с зажатым в нем рисом. Обезьяна хватает рис - и вот она уже в ловушке, и все из-за своего шаблонного мышления. Она не в состоянии пересмотреть свое отношение к рису, понять, что свобода дороже риса в кулаке. Скоро придут крестьяне, чтобы поймать обезьяну. Вот они уже близко, вот подходят... Все! Обезьяна поймана. Какой общий совет - не конкретный, насчет ореха и риса, а именно общий - можно было бы дать несчастной обезьяне? Наверное, ей можно было бы повторить то, что я уже говорил о шаблонном мышлении - разве что в более резких выражениях. Есть, конечно, конкретный факт, который должна понять обезьяна: разожми кулак - и ты свободна. Но как ей додуматься до этого факта? Только отказавшись от шаблона, согласно которому рис для нее дороже свободы. А как ей от него отказаться? Вот тут-то и надо замедлить темп, продумать все еще раз, проверить даже то, что, как кажется, уже доделано до конца, чтобы убедиться, действительно ли ничего важного не забыто... И - правильно, перестать ковырять свой кокосовый орех, а просто посидеть, поглядеть на него. Мысленно слиться с ним, не спуская с него глаз. И тогда рано или поздно она почувствует своеобразный толчок, легкий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я! |
| Не мучиться из-за своей проблемы, а рассмотреть чистый факт, лежащий в ее основе. Тогда и «проблема» окажется не такой уж большой, как представлялось поначалу. С другой стороны, и сам факт, наверное, покажется уже не таким маловажным. Вот какой совет, самый общий, можно было бы дать этой обезьяне. 2. Другая блокада, может быть, даже важнее предыдущей. Это - утрата мужества из-за завышенной самооценки. Самооценка тоже связана с шаблонным мышлением и даже является одной из его причин. Если ты высокого мнения о себе, то твоя способность воспринимать новое ограничена. Завышенная самооценка мешает тебе осознать истинное качество окружающих тебя вещей. И, когда факты неоспоримо доказывают, что ты сделал глупость, завышенная самооценка мешает тебе признать это. Когда же ты слышишь речи, пусть лживые, но говорящие в твою пользу, то скорее всего примешь их за истину. Завышенная самооценка обычно препятствует ремонту мотоцикла. Человек все время обманывается относительно своих способностей, то и дело ошибается, а возомнивший о себе механик просто ненадежен. Если скромность не относится к числу твоих достоинств, то завышенную самооценку можно компенсировать, научившись изображать скромность. Сказав себе однажды, что ты не так ловок и умен, как кажется, ты лишь прибавишь себе мужества, когда факты подтвердят эти твои слова. Таким образом, ты сможешь |
| продержаться на плаву до тех пор, пока новые факты не покажут, что это все-таки неправда. 3. Еще одна причина потери мужества - скука. Скука означает, что ты «потерял качество», выбит из колеи и не видишь, куда едешь, что ты устал быть начеку, а это означает, что твой мотоцикл подвергается большой опасности. Ощущение скуки - признак падения уровня мужества чуть ли не до ноля: бак пуст и, прежде чем браться за что бы то ни было, надо его наполнить. Если тебе скучно, выход тут только один: немедленно все бросить! Сходи в кино. Включи телевизор. Предоставь все воле Божией. Делай, что хочешь, только не прикасайся к своему мотоциклу. Иначе в самое ближайшее время ты совершишь свою самую Ужасную Ошибку, и эта ужасная ошибка вместе со скукой окончательно тебя доконают, так что ты лишишься последнего своего мужества, и поделать уже ничего нельзя будет. Для меня самым лучшим средством от скуки служит сон. Когда человеку скучно, он засыпает легко и быстро, и наоборот: когда человек хорошо выспался, скучно ему никогда не бывает. Второе средство - это кофе. Когда ни то, ни другое не помогает, значит, проблемы сидят гораздо глубже, и это не просто скука. Скука тут - лишь сигнал, указывающий, что пора заняться этими проблемами - ведь ими так или иначе придется заняться когда-нибудь, - и решить их, прежде чем вернуться к своему мотоциклу. Самое скучное для меня - это мыть мотоцикл. По-моему, это вообще лишняя |
| трата времени. Он же все равно опять заляпается, не успеешь выехать за ворота. Лучший способ переварить какое-нибудь скучное занятие вроде мытья, смены масла или смазки - это превратить его в ритуал. У привычных работ, как и у работ совершенно непривычных, своя эстетика. Мытье мотоцикла для меня сродни походу в церковь, где я тоже не ожидаю для себя ничего нового, хотя отношусь к службе очень внимательно: меня радует узнавание вещей, давно знакомых. Иногда бывает так приятно пройтись по знакомой тропинке. Очень мудрое отношение к скуке выработал дзен-буддизм. Возьмите его коронное упражнение, «просто сиди» - казалось бы, что может быть скучнее? Если, конечно, не брать в расчет старинного индийского трюка с погребением заживо. Делать ничего нельзя; нельзя шевелиться, думать, вспоминать о чем-то. Скука смертная, одним словом. И тем не менее, где-то в глубине этой скуки заключено то, чему, собственно, дзен-буд- дизм и учит. Что же это такое, что находится в самой глубине скуки? Меня, конечно, могут спросить: «И что же, если я научусь всем этим упражнениям, то со мной больше ничего не будет случаться?» Увы, случаться-то будет, причем все, что угодно. Но ведь главное не в этом. Главное в том, чтобы научиться правильно жить. А это означает избегать ситуаций, которые могут лишить тебя мужества, и трезво смотреть на вещи. Хочешь узнать, как нарисовать самую совершенную картину на свете? Нет ничего проще! |
| Сначала надо самому стать совершенным, а потом все нарисуется само собой. Ни картина, которую ты хочешь нарисовать, ни мотоцикл, который ты вынужден чинить, не отделимы от твоего «Я». Если ты шесть дней в неделю, пока руки у тебя не доходят до мотоцикла, ведешь себя дурак дураком, то, спрашивается, откуда возьмутся ум и навык на седьмой день, когда ты наконец решишь им заняться? Это же все взаимосвязано. Если же ты шесть дней в неделю живешь дурак дураком, но на седьмой день действительно даешь себе труд задуматься о том, что и зачем делаешь, то, возможно, в течение следующих шести дней ты станешь уже немного умнее. Я думаю даже, что те факторы, из-за которых я теряю мужество в очередных жизненных ситуациях, на самом деле служат для меня маяками правильной жизни. А мотоцикл, который мы с вами чиним тут все время, есть на самом деле лишь наше собственное «Я». Это не механизм, который находится где-то там, «во дворе», или его хозяин, который отдыхает от него у себя «дома», а две стороны одной и той же медали. И перейти в новое качество (равно как и отступить на два шага назад) они могут только вместе. Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за hump |
XII ПОВЕШЕННЫЙ
Der Gehдngte (Der Hдngende);
The Hanged Man; Le Pendu
АРХЕТИП | Плен, тюрьма. |
БУКВА | Буква Ламед = Л, символ: протянутая рука, жертва. Числовое значение = 30. |
ЧИСЛО | 12=3х4=рубеж времени в человеческом мире. 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=78 78 - число карт Таро. 12 дневных и ночных часов, 12 месяцев. Иисус, в двенадцать лет вошедший во храм. |
К.-Г. ЮНГ | «Неосознанное все время пытается создавать немыслимые ситуации, чтобы вынудить индивида проявить себя с лучшей стороны... Иначе человек будет удовлетворяться меньшим, будет неполноценен, |
| не сможет реализовать себя. Немыслимая ситуация нужна, чтобы отказаться от своих привычных желаний, привычных способов мышления, чтобы у человека не было иного выхода, кроме как положиться на неосознаваемую силу роста и развития». |
ЦИТАТА | «Заклинило? Это и есть точка начала отсчета нового сознания». Роберт Пирсиг |
ОБРАЗЫ | Вынужденный покой. «Авария». Интро- версия. Стойка на голове. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Облако вдохновения: здесь - синие волосы, в других колодах - нимб или сияние. Скрещенные ноги = 4 (крест). Также - намек на карту Императора, которого часто изображают со скрещенными ногами. Голова и руки = 3 (треугольник). 3x4=12. Земной крест над божественным треугольником - Иисус, несущий Свой крест, или Атлант, поддерживающий земной шар. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Т-образный крест (дерево), знак адепта (посвященного), символ исцеления и посвящения. Ноги складываются в гностический крест. В отличие от большинства других колод у Уэйта Повешенный подвешен за правую ногу. Это - указание на то, что он пошел на это сознательно. Побеги на дереве - признак роста новой силы. Перевернутая фигура Повешенного представляет собой аналог прямой фигуры на карте Мира (XXI). 12 - «перевернутое» число 21. |
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ | Внешняя неподвижность - это внутренняя свобода. Находясь на протяжении долгого времени вниз головой, лучше чувствуешь ритм собственного сердца. Он означает: «я существую». Восточные мистики называли этот ритм «надо» и считали, что он соответствует ритму Абсолюта, то есть Космоса (по принципу микрокосм=макрокосм). |
АНАЛОГИИ | Согласно «Старшей Эдде», Один 9 дней висел на мировом древе Иггдрасиле, а сойдя на землю, нашел руны и преисполнился мудрости и знания: «Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых».[3] Мировое Древо расположено вблизи лона матери-земли, возле Омфалоса, пупа мира. Оно соединяет между собой различные «этажи» мира, спускаясь корнями в Подземное царство и уходя кроной в Небеса. Иггдрасиль источает мед, дающий силу и мудрость. Это древо (так же, как и деревья шаманов) растет сверху вниз, с небес на землю. Волшебница Вельва поднимается по нему вниз (!), проходя одну за другой девять ступеней (или девять ветвей), ведущих к девяти мирам. |
| По «Эдде», при помощи 12 магических рун можно заставить повешенного отвечать на любые вопросы. Святой Петр, распятый вниз головой, что символизировало человека, каким он был до того, как Люцифер перевернул прежний порядок вещей. По легенде, на кресте Петр сказал: «Вот что говорит Господь втайне: Если не примете правого, если не признаете верха низом [т.е. высшее низшим], то не познаете Царства». |
СОВЕТ | «Глядя на мир вниз головой, я вижу его совершенно иначе». Шелдон Копп |
КАЧЕСТВО | Принятие своей судьбы и поиск ее глубинного смысла. |
ЦЕЛЬ | Освобождение, достижение зрелости, обретение мудрости, спасительный «спуск с небес». |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Уныние, пораженческие настроения. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Перемены в жизни, ощущение доверия, инициация, открытость всему новому. Внутренний покой, новый взгляд на мир. (минус) Лжеучение, высокомерие, сопротивление всему новому, пораженческие настроения, страхи, пассивность, усталость, измена кому-то или чему-то. |
СИНТЕЗ | Число 12 представляет собой конец цикла. Новый цикл начинается опять с единицы. Смерть и Воскресение - архетипические «станции» возле этого рубежа. Таким образом, карта Повешенного включает в себя и такие темы, как жертва, |
| самопожертвование, жертвоприношение (отказ от прежних целей, представлений, мнений, вплоть до чувства собственного достоинства). Чаще всего она говорит о том, что что-то «заклинило», произошла «авария», человек бессилен, он не может ничего поделать. Как если бы Судьба в своей игре вдруг сделала ему «шах», и теперь человек вынужден отказаться от всех своих так хорошо продуманных замыслов, чтобы только избежать грозящего ему «мата». Это - препятствие, которое само по себе еще не опасно, так что человек иногда даже не замечает его; однако оно обладает тем неприятным свойством, что, раз появившись, уже не исчезает, мешая движению вперед, и не исчезнет до тех пор, пока человек не извлечет заложенного в нем для себя урока. Зато урок этот часто оказывается жизненно важен. Будучи последней картой двенадцатиричного цикла, Повешенный олицетворяет некий экзамен, который человек должен сдать, прежде чем вступить в следующий цикл. Все, что может помешать этому, нужно оставить позади - старые привычки, представления и шаблоны, - вооружившись лишь готовностью воспринимать и принимать то новое, что несет с собой следующий цикл. И, в отличие от карты Смерти (XIII), это происходит не за счет отказа от своей прежней личности, а путем осознания того, что что-то где-то «заклинило» (что часто воспринимается очень болезненно), и это ощущение не проходит до тех пор, пока человек окончательно не настроится на свой будущий цикл. |
| Это, в частности, означает, что карта Повешенного может символизировать ритуал посвящения в те или иные ступени познания, экзамен на следующую ступень для адепта. И, поскольку адепты обычно сознательно идут на это, Повешенный в колоде Уэйта подвешен за правую ногу (означающую сознание). |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Вынужденный перерыв, тупик; необходимость переждать бурю, сидя в одиноком приюте на склоне горы, или машина не заводится как раз тогда, когда позарез надо ехать, или не можешь попасть к себе домой, потому что забыл ключи внутри; или после закрытия магазинов вдруг понимаешь, что забыл купить самое важное; или собрал чемоданы и не можешь найти заграничный паспорт, и т.п. Причины такого перерыва могут лежать и глубже (например, болезнь), так что из-за них не только останавливается какое-то конкретное дело, но меняется и вся жизнь. |
ОТРЫВОК ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ | Например, заклинило винт на закрылке мотоцикла. Ты листаешь инструкцию, чтобы понять, нет ли у этого винта каких-нибудь особенных функций, почему он не отвинчивается, но там сказано лишь: «снять закрылок» - в том неподражаемо лаконичном стиле, которым обычно пишутся инструкции, чтобы ни один нормальный человек не мог в них разобраться. И если ты к тому же неопытный механик, то будешь ковырять этот винт отверткой до тех пор, пока не отвалятся руки - просто потому, что до сих пор ты всегда так поступал, и это всегда приводило к какому-то результату; |
| однако на сей раз ты добьешься лишь того, что собьешь резьбу, и винт нельзя будет вывинтить уже никак. Между тем твоя мысль давно обогнала руки, и ты уже видел то, что скрывается под закрылком - и вдруг тебе приходится не только остановиться, но и задуматься, и наконец до тебя доходит, что этот несчастный винт заклинило не просто так, что это - знак того, что заклинило вообще все, и значит, мотоцикл сегодня уже не починить. Все, приехали. Такое случается очень часто, и не только в технике, но, например, и в науке: заклинило, и все. И инструкция тут уже не поможет, равно как и твоя хваленая научная смекалка. Не нужны никакие эксперименты, чтобы понять, что случилось. Случилась простая вещь: заклинило винт, и тебе надо что-то придумать, чтобы его вывинтить. Это и есть точка начала отсчета нового сознания. Заклинило, и все. Приехали. Ау! - Нет ответа. Тяжелый удар по самосознанию (и самолюбию). А время-то уходит. И ничего сделать нельзя. Стыдно-то как, не описать словами. Может, лучше отогнать мотоцикл к какому-нибудь толковому механику, который действительно разбирается в технике? Если при этом у человека возникает желание шарахнуть по закрылку кувалдой, то это вполне закономерно и даже нормально. Или человек начинает размышлять, что бы предпринять, и больше всего его привлекает возможность подтащить мотоцикл к ближайшему мосту и |
| столкнуть в реку. Потому что какой-то жалкий винт просто не имеет права так унижать свободную человеческую личность. На самом же деле тут человек сталкивается с Великим Неизвестным западной цивилизации, с той пустотой в сознании, с которой он не знает, что делать. Западный человек не может жить без конкретной идеи, без очередной рабочей гипотезы. А давайте-ка попробуем взглянуть на ситуацию по-новому, исходя из того, что «заклинило» - это точка начала отсчета, то есть не самое худшее, а самое лучшее из всего, что только может быть. Не зря же дзен-буддисты сознательно стремятся к такому состоянию. Да они делают все возможное, чтобы их «заклинило», чтобы дух освободился, чтобы наступило ощущение «вечного начала». Представь, что «заклинило» тебя навсегда, что ты вечно будешь находиться в таком состоянии, - это поможет тебе больше, чем любые идеи, которые судорожно вырабатывает сейчас твой ум. Решение проблемы может сначала показаться совершенно неважным, а то и ненужным, однако само ее наличие («заклинило») со временем заставит тебя взглянуть глубже. И тогда ты поймешь, что «неважным» оно казалось из-за твоего прежнего упрямства, которое и привело к тому, что тебя «заклинило». А теперь подумай о том, что это состояние «заклиненности» когда-нибудь закончится, оно пройдет, даже если ты изо всех сил будешь пытаться удержать его. Твой дух сам, естественно и свободно, |
| найдет решение проблемы, и этому ты тоже не сможешь помешать - если ты, конечно, еще не стал мастером дзенской «заклиненности». Страх перед нею необоснован, так как чем дольше ты пребываешь в этом состоянии, тем больше выигрываешь в качестве мышления, которое и позволит тебе легко находить любые решения. Тебя «заклинило» - ну и что? Этого не надо ни избегать, ни бояться. Это состояние - психический предвестник подлинного Понимания: - Винты, они обычно настолько малы и так дешево стоят, что кажутся человеку неважными. Тебе же, чей взор ясен, а мысль обрела качество, ясно теперь, что данный конкретный винт вовсе не мал, не дешев и очень даже важен. Теперь ты видишь, что этот винт стоит столько же, сколько весь мотоцикл, потому что, пока ты его не вывинтил, тебе и от мотоцикла нет никакого проку. Так винт в этом новом свете становится символом твоей готовности расширять свои горизонты. Какое именно решение ты найдешь, уже неважно, потому что любое решение будет результатом роста качества. Найдя решение, понимаешь, каким простым оно было. Но понять это может лишь тот, кто его уже знает! Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за ним» |
XIII. СМЕРТЬ
Der Tod; Death; La Mort
АРХЕТИП | Смерть. |
БУКВА | Мем = М, символ = вода, светлое, женское. Числовое значение = 40. |
ЧИСЛО | 13 = несчастливое число. 12 - завершение цикла (часы, месяцы); если нет перехода к Единице, то новый цикл не начинается, наступает конец. Пробило тринадцать! У некоторых народов это число, наоборот, считается счастливым: Иисус + 12 апостолов = 13. На 13-й день после Его рождения волхвы увидели в небе свою путеводную звезду. До введения солнечного года - священное число. В лунном году 13 месяцев. |
| Лишь когда лунную богиню стали считать «злой», тогда и число 13 превратилось в «чертову дюжину», а пятница/ 13-е число - в день неудач, потому что этот день посвящался матери богов Фрейе. 13-го или 15-го августа в Греции справляли праздник богини смерти, Гекаты. Позже этот праздник стал днем Вознесения Богородицы. Числовое значение буквы Мем = 40: библейский период. Сорок лет скитания по пустыне, сорок лет - длительность одного поколения, сорок дней пребывания Моисея на горе Синай, Иисус явился ученикам через 40 дней, 40 дней блуждания Илии по Хориву, 40-дневный пост перед Пасхой. Блаженный Августин пишет, что душа вселяется в эмбрион лишь на сороковые сутки беременности. |
К.-Г. ЮНГ | «Признать тот факт, что тебя со временем не станет, есть своего рода победа над временем. Не хотеть жить - это то же, что не хотеть умирать. Становление и уход - это одна и та же линия. Тот, кто сходит с этой линии, повисает в воздухе, глохнет. Достигнув среднего возраста, жить продолжает лишь тот, кто готов умереть вместе с жизнью». |
ЦИТАТЫ | «Для меня смерть - центральный факт моей жизни. Пройдет какое-то время, и все превратится в Ничто. Когда у меня хватает мужества взглянуть этому факту в лицо, все мои ценности сразу становятся ясны мне... Я не трачу сил на иллюзии. Имидж не играет для меня никакой роли. Я не задаюсь вопросом, правильно или не правильно веду себя; я |
| просто делаю то, что делаю, и остаюсь самим собой. Вот и все!» Шелдон Копп «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое». Псалом 89:12 «Пальма сбрасывает листья и плоды, когда они созревают. Папаладжи (белый) живет так же, как пальма, пытающаяся удержать свои листья и плоды: «Это мое! Я не дам вам их взять, не дам есть». Как же пальме тогда народить новые плоды? У пальмы больше мудрости, чем у папаладжи» . Папаладжи «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Ин. 12:24. «Смерть есть величайшее творческое начало, ибо в ней заключена вся тайна жизни. Смерть означает, что прошлое придется отбросить, что неведомого не избежать, что наше «Я» не вечно, и что окончательных решений не существует. Только поняв это, человек действительно начинает жить. Пытаясь удержать в себе дыхание, он лишится его; дав ему течь свободно, он найдет его». Алан Уотс. |
ОБРАЗЫ | «Черный человек», Сатурн - бог времени, старуха с косой, кума-смертушка. |
| Чума («черная смерть»). Смерть как освобождение, как возвращение домой. Смерть как друг, и постоянный спутник. |
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО | Скелет символизирует необходимость отказа от отождествления себя со своим телом. Серп убывающей Луны (Геката, также Астарта, богиня времени, приливов-отливов и перемен). Пора урожая. На многих вариантах этой карты ее название не пишут — из страха, что придет та, чье имя будет названо. Положение рук и косы напоминает символ Сатурна. |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Вместо старухи с косой четвертый апокалиптический всадник с черным знаменем, на котором изображена мистическая роза, символ жизни и чистоты помыслов. На шлеме у него красное перо, алхимический символ философского камня. Река олицетворяет вечное движение и развитие; на ней - корабль мертвецов фараона, символ пути к новой жизни. На заднем плане - Солнце, символ бессмертия. Царь, женщина и ребенок преклонили колена, и лишь священник встречает Смерть стоя: символ твердости в вере. Смерть как естественный переход на следующую ступень бытия. |
АНАЛОГИИ | «Малые смерти». Ритуалы посвящения, включающие образ перехода через порог смерти. По-немецки zugrunde gehen (умереть) можно истолковать и как auf den Grund (zurьck) gehen - «вернуться к истокам» . |
СОВЕТ | Перед Смертью все равны (полная демократия). Умереть - значит испытать |
| самое яркое и, возможно, самое живое ощущение за всю свою жизнь. Это совсем не то, что обмереть. Ничто не вечно. |
КАЧЕСТВО | Готовность отдать, умереть и возникнуть вновь. Прощание. |
ЦЕЛЬ | Освобождение места новому. Возвращение домой. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Обмереть. Бояться смерти. |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Разрушение с последующей трансформацией и обновлением (которого на этой карте мы, однако, не видим). Конец какого-то одного периода, одного чувства и т.д., необходимость отказа от прежних привычек. (минус) Застой, затянувшееся бездействие, упадок жизненных сил; катастрофа, страх, паника. |
СИНТЕЗ | Неизъяснимый смысл этой карты хорошо выражен в старинной солдатской песне: «Вот пуля пролетела, и товарищ мой упал». В старинных колодах на этой карте не писали ее название, чтобы ненароком не позвать непрошеную гостью. Ее называли «Невыразимой» и т.п. Лишь в нашем столетии карту стали печатать с названием, как все прочие Старшие Арканы. Помогло ли это изъяснить неизъяснимое, Бог его ведает. Все равно смерть по- прежнему остается табу, и желающих взглянуть ей в лицо стало не больше, чем было в прошлые века. Лишь общество сейчас устроено рациональнее: смерть изгнана из обыденной жизни и сослана в клиники. Однако умирающие |
| и там остаются наедине со своим страхом перед последним, самым сильным ощущением. «Ты уже лучше выглядишь» и прочие подобные выражения служат лишь все тому же табу, и больной прекрасно знает, что эти утешения пусты, но тоже включается в эту недостойную игру, только чтобы не отпугнуть своих последних посетителей. Мы должны научиться воспринимать смерть иначе. Закон полярности справедлив для всех. Он гласит, что воспринимать и осознавать мы можем лишь полярные пары: не будь ночи, мы не знали бы, что такое день, без страдания не знали бы радости, без неудач - удачи. Поэтому и жизнь имеет для нас смысл лишь постольку, поскольку мы должны умереть, без смерти она бессмысленна. Рассказы «побывавших на том свете» (людей, перенесших клиническую смерть) можно подразделить на две группы. Одни ничего не рассказывают, потому что не помнят, что с ними было, другие же рассказывают о ярких, необычайно приятных и радостных ощущениях. До сих пор я ни от кого не слышал о чем- либо неприятном или ужасном. Мне кажется, что мы слишком часто путаем два понятия: умереть и обмереть. Обмереть - это значит испытать страх, который парализует нас полностью. Это ощущение связывается у нас с холодом и одиночеством. Умереть же, судя по рассказам, это ощущение настолько яркое, что, судя по всему, ничего более яркого мы просто никогда не ощутим в жизни. |
| Таким образом, страх смерти - это в большой мере страх перед необычайно ярким ощущением. Недаром на глубинном уровне смерть часто связывают с сексом, а оргазм называют «малой смертью». Поэтому страх смерти и страх раствориться в оргазме, потерять себя в нем сродни друг другу. Желание, выродившееся в похоть - вот цена, которую мы платим за соблюдение этого табу на смерть. Наша цель - понять, что смерть - не заклятый враг, а удивительное ощущение, столь же естественно принадлежащее жизни, как выдох или вдох. Образы, в которых она является, когда нам удается преодолеть это табу, таковы: смерть - это освобождение, возвращение домой, выход на волю из темницы тела, это дарительница покоя и уготовительница места новому. То же относится, само собой, и ко всем малым смертям, через которые мы проходим в течение жизни. Это всегда происходит, когда нам приходится отказываться от чего-то очень любимого, давно привычного, когда наступает пора прощаться. Именно потому, что карта Смерти свидетельствует о завершении очередной драмы в человеческих отношениях или очередного «порочного круга» слишком привычных шаблонов и реакций, она ясно и недвусмысленно предвещает освобождение. Что, впрочем, не означает, что освобождение произойдет без боли и потерь. |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Любые события, предполагающие завершение чего-то, прощание и (вынуж- |
| денное) расставание с кем-то или с чем- то. Конец отношений с другим человеком, уход/увольнение с работы, отказ от (дурных) привычек. Потери разного рода (разлука, кража и т.п.). |
ИСТОРИЯ | «Рассказывают, что давным-давно жил в Исфагани один юноша, и был он слугой у богатого купца. И вот в одно прекрасное утро он сел на коня и поехал на базар, весело напевая; в кошельке у него звенели монеты, выданные купцом на покупку мяса, фруктов и напитков. Подъехав же к базару, он увидел, что у самых ворот стоит Смерть. Заметив юношу, Смерть сделала ему знак, точно желая сообщить что-то. Испугавшись, юноша развернул коня и, дав ему шпоры, поскакал прочь. Дорога привела его в Самарканд, где он, усталый и запыленный, подъехал к постоялому двору, поужинал на деньги хозяина и велел отвести себя в постель. Там он наконец заснул, радуясь, что обманул Смерть. Однако посреди ночи его разбудил стук в дверь. На пороге стояла Смерть с довольной улыбкой на устах. – Как ты тут очутилась? - спросил юноша, бледнея и дрожа от страха. - Я же видел тебя на рынке в Исфагани! – Я пришла, потому что мне предначертано забрать тебя здесь, - ответила Смерть. - Встретив тебя на базаре в Исфагани, я хотела попросить тебя поехать в Самарканд, чтобы это предначертание исполнилось. Но ты сбежал, не дав мне сказать ни слова». Цит. по: Лиз Грин «Судьба и астрология» |
Наши рекомендации