Как разговаривать с ребенком знаками
Если вы хотите общаться с ребенком при помощи знаковой системы, вам необходимо пройти курс обучения «Макатону» или «Сигналонгу". Однако, если вы хотите начать немедленно, можете просто попросить кого-нибудь показать вам несколько знаков.
— Выберите три-четыре слова, наиболее важных для ребенка. Это должны быть слова, необходимые ребенку в повседневной жизни, например «кушать», «пить», «еще», «собака». Нет смысла учить ребенка таким словам, как «сигарета», «работа» или «начальник». Выучите знаки, обозначающие нужные слова, и не стесняйтесь использовать их при любой возможности.
— Всякий раз, когда используете в разговоре одно из этих слов, делайте соответствующий знак. Попросите всех, кто общается с ребенком — родных, друзей, воспитателей в детском саду,— делать то же самое.
— Знаки — не замена словесной речи. Делая знак, всегда одновременно произносите соответствующее слово.
— Прежде чем делать знаки, убедитесь, что ребенок смотрит на вас, иначе вы зря потеряете время.
Когда ребенок начнет понимать и использовать первые знаки, вы можете ввести три-четыре новых. Выбирайте слова, наиболее важные и необходимые для ребенка.
Понимание значения слов
Когда ребенок никак не может заговорить, родители часто заставляют его копировать звуки и называть различные предметы. Однако гораздо более важно научить ребенка понимать значения слов, ибо понимание — ключ к речи.
— В повседневной жизни сведите свою речь к очень простым словам, как описано выше, в разделе «Общие рекомендации». Не поддавайтесь соблазну заполнить паузы в разговоре пустой болтовней. Снова и снова повторяйте одно и то же. Для вас это может быть очень утомительно, но ребенок, снова и снова слыша одно и то же слово в связи с одним и тем же предметом, действием или понятием, начинает понимать, что между ними существует связь.
— Говорите только о том, что происходит здесь и сейчас. У маленького ребенка не развиты представления о прошлом и будущем. Не рассуждайте об абстрактных понятиях, не витайте в облаках: говорите только о тех предметах и делах, которые значимы для ребенка в настоящий момент.
— Помните, что называние предметов само по себе ребенка не привлекает: он ведь понимает, что взрослые и так знают их названия. Если вы хотите, чтобы ребенок называл предметы, поставьте эту просьбу в естественный контекст: например, дайте ребенку коробку с несколькими предметами, отвернитесь и попросите, чтобы он доставал предметы из коробки один за другим и говорил вам, что это.
— Если ребенок выражает свои желания невербально, например знаками или указыванием, «переводите» его сообщения на язык слов: «Ты хочешь молока», «Это молоко», «Хочешь посмотреть видео».
— Во время игры или повседневных процедур (купание, смена подгузников) и т.п. объясняйте вслух, что вы делаете. Говорите коротко, очень простым языком; но «сюсюкать» и коверкать язык не следует.
— Сделайте альбом с фотографиями любимых игрушек и знакомых предметов: кукол, мишек, детского стульчика, ванны, домашнего животного, членов семьи и т.п. Расположите на каждой странице не более двух-трех фотографий. Просматривайте альбом вместе с ребенком и просите его показать вам одну фотографию из двух или трех.
— Сделайте самодельную «книжку в картинках», вырезав из книг, журналов или цветных каталогов изображения предметов, привлекающих ребенка. Выбирайте то, что его особенно занимает: животных, средства передвижения и т.п. Иллюстрированные детские книги, которые можно найти в магазинах, часто бывают полны картинок, для ребенка неинтересных.
—- Рассматривайте вместе с ребенком книжки с картинками. Поначалу иллюстрации должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Особенно хорошо подходят фотографии (например, как в серии «Что это такое?», издаваемой «Кемпбелл Букс»). Указывайте на каждую картинку, называйте то, что на ней изображено, а затем просите ребенка выбрать эту картинку из двух или трех. (Если на странице слишком много картинок, прикройте лишние ладонью.) Начинайте всегда с любимой картинки ребенка,а затем двигайтесь дальше, чтобы закрепить успех.
— Используйте повседневные события для развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную с одеждой, можно изучать следующими способами:
1) одевая ребенка, называть ему предметы одежды;
2) вырезать из журналов и каталогов картинки с одеждой и вместе с ребенком делать из них книжку;
3) одевать мишку или куклу;
4) предоставлять ребенку выбор (например: «Какую рубашку ты наденешь?»);
5) спрашивать, где тот или иной предмет одежды;
6) притворяться, что забыли название того или иного предмета одежды, и ждать от ребенка «подсказки»;
7) задавать очень простые вопросы («Где мячик?», «Где мама?»). Давать простые задания («Дай ложку», «Дай мишку»), Если ребенок не отвечает, отвечать за него: «Вот мячик», «Мама здесь», «Я взяла ложку»;
8) делать забавные «ошибки». Например, надевать носки на уши и ждать, чтобы ребенок вас поправил. Или натянуть на ноги ребенка свои носки, а его носки попытаться надетьсебе;
9) называть части тела в естественных ситуациях, например при одевании или в ванне, во время игры «щекотушки». Другие идеи вы найдете ниже, в гл.8, с. 105-106.
Первые слова
Вы не можете заставить ребенка произнести первые слова. Чтобы заговорить, ему необходимо понимание слов, способность произносить соответствующие звуки и подходящий случай. Если ваш ребенок не говорит, сконцентрируйтесь на играх и занятиях, описанных выше, в разделах «Понимание значения слов» и «Стимуляция звуков». Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, научите его нескольким ключевым знакам систем «Макатон» или «Сигналонг» — все это способствует развитию речи.