Парааутистические состояния
Клинические особенности
При невротических нарушениях нередко отмечаются особенности поведения, сходные с аутистическими: ограничение общения, частичный или полный отказ от пользования речью, боязнь нового, боязнь чужого взгляда, уход в мир фантазий в т.д. Такое сходство может наблюдаться в рамках любого из трёх основных неврозов - неврастении, невроза навязчивых состояний и истерического. Несмотря на то, что такое сходство часто носит парциальной характер в не подкрепляется наличием других свойственных патологическому аутизму симптомов, как правило, возникает необходимость в проведением дифференциального диагноза.
Парааутистические нарушения общения представляют собой компонент психопатологической картины неврозов. В преневротическом, преморбидном периоде общение не нарушено, однако, ряд особенностей семейно-средовых влияний создаёт готовность к формированию нарушений общения. Одной из таких особенностей является гиперопека. Если она носит "позитивный" характер (разрешающий контроль, заласкивание, предохранение от трудностей, завышенная оценка и т.д.) - создаются предпосылки для более или менее психотравмирующих внесемейных, особенно - со сверстниками и в коллективе - контактов. "Негативная" гиперопека (жёсткий, ограничивающий контроль, постоянные порицания с заниженной оценкой, создание в семье искусственных для ребенка трудностей в виде педантичного режима, навязываемых обязанностей при "лишении права голоса" и неучёте склонностей в актуальных мотиваций самого ребёнка и т.д.) - способствует затруднению контактов уже в пределах семьи и настороженности при расширении контактов. И в том, и в другом случае благодаря латентным коммуникативным затруднениям или чрезвычайной актуальности для ребёнка коммуникативных проблем - общение по отношению к психотравме приобретает черты места наименьшего сопротивления. Этому способствуют: 1. противоречивость воспитания, том числе и резкая смена "позитивной" гиперопеки на "негативную", 2. ограничение общения со сверстниками, 3. интеллектуализация интересов и увлечений ребёнка, 4. высокая автономность семьи как микросоциальной группы с наличием "семейных тайн", различных видов оппозиционности по отношению к внесемейной среде. Примерно в половине случаев имеет значение частичная материнская депривация в раннем возрасте. Ее значение подтверждается наблюдениями парааутистических состоянии у детей, воспитывающихся в раннем возрасте в детских учреждениях интернатного типа, а также - при резком и травматичном отрыве от дома и помещении в новую обстановку (госпитализация, особенно - длительная, помещение в санаторий, начало посещения дошкольных детских учреждений и т.д.).
Содержанием психотравмы, вызывающей невроз с парааутистическими нарушениями, обычно являются связанные с проблемой общения события: отрыв от значимого лица, отвергание им, потеря или угроза потери его, комплекс отличия от лиц референтной, актуальной группы, те или иные физические и косметические нарушения, ограничивающие общение и т.д.
Общение, таким образом, является в этих случаях "патогенным центром" невроза (по В.И. Мясищеву).Познавательные и эмоциональные предпосылки общения у этих больных сохранны. Игры и фантазии отражают реальные особенности ситуации и имеют значении аутопсихотерапии. Боязнь нового отражает связанную с невротическим страхом затруднённую смену стереотипов. Последняя становится, в свою очередь, препятствием на пути преодоления невротического страда и способствует фиксации невротического поведения. Боязнь чужого взгляда, будучи частым проявлением невротического страха общения, не уменьшает содержательности и эмоциональности коммуникативного поведения. Избирательность нарушений общения связана с особенностями развития невроза и его клинической формой. Средства общения отличается богатством и выразительности, а коммуникативные нарушения становятся своего рода языком общения - единственно возможным или предпочтительным в конкретной невротической ситуации.
Как и другие невротические симптомы парааутистические нарушения в неблагоприятных условиях могут прогрессировать, доходя до степени невротического развития личности, а в наиболее тяжёлых случаях - до состояний, трудно отличимых от аутистической психопатии (краевые, нажитые психопатии).
Менее благоприятный прогноз связан с возникновением парааутистических состояний в раннем возрасте при длительно продолжающемся воздействии психотравмирующих условий и причинных факторов.
Лечение
Основное место принадлежит психотерапии, прежде всего - семейной и групповой. Относительно мягкие и недавно развившиеся нарушения могут корригироваться в ходе индивидуальной психотерапии. Необходимо уделить внимание лечение астенического синдрома любого происхождения. По показаниям возможно применение малых доз психофармакологических препаратов. В детских учреждениях целесообразны меры по соответствующей реорганизации режима.