Двухминутное предупреждение
Интересно наблюдать за игрой футбольных команд на ответственных матчах. Обычно они проводят первые пятьдесят восемь минут игры в соответствии с планом, который продумали и который, как они считают, должен привести к победе. Затем происходит нечто замечательное. Помощник судьи выходит в центр поля и объявляет, что дается так называемое "двухминутное предупреждение".
То, что происходит в следующие сто двадцать секунд, часто бывает невероятным. Мы часто становимся свидетелями более интенсивной, более искусной, более энергичной и более активной игры, спрессован-
ной в эти две финальные минуты, чем до этого наблюдали в предыдущие пятьдесят восемь минут игры. Почему?
Внезапное осознание чувства неминуемого поражения рождает новое и обостренное чувство ответственности. Участники знают, что часы никому не отдают предпочтения. Они будут делать только то, для чего предназначены: будут отсчитывать секунды до того момента, пока игра окончательно не завершится.
И тогда команда, находящаяся на грани проигрыша, способна показать чудеса мастерства и интенсивности атак, каких не было на протяжении всего матча. Команда обладает потенциалом и возможностью обыграть своих противников в начале игры. Однако, несмотря на свои намерения, она играет лишь в полсилы, до тех пор пока не становится слишком поздно. Иногда звук свистка, возвещающий о двухминутном предупреждении, является только формальностью, означающей вероятность нависшего и неотвратимого поражения.
То же самое происходит и в личной жизни человека. Секунды сливаются в минуты, минуты в часы, часы в дни, пока однажды утром мы не обнаружим, что моменты возможностей упущены. Мы тратим свои последние годы, оживляя мечты о том, что могло быть, сожалея обо всем том, чего никогда не было и никогда уже не будет.
Когда игра жизни окончательно завершена, то нет ни одной секунды, чтобы исправить наши ошибки. Часы, отсчитывающие моменты нашей жизни, не заботятся ни о победителях, ни о побежденных. Их не волнуют оправдания, справедливость или равенство. Единственный важный вопрос состоит в том, как мы сыграли игру.
Невзирая на возраст человека в настоящее время, именно чувство безотлагательной необходимости должно заставить его действовать сейчас - в данный настоящий момент. Мы должны постоянно осознавать ценность каждого мгновения своей жизни - мгновений, которые кажутся столь незначительными, что их потеря проходит незамеченной.
У нас все еще есть необходимое время. У нас все еще есть масса шансов... масса возможностей... масса лет, чтобы показать, что мы можем сделать.
Для большинства людей будет завтра, следующая неделя, следующий месяц и следующий год. Однако если мы не выработаем чувство ответственности, не осознаем безотлагательную необходимость, то эти краткие промежутки времени будут также бездарно растрачены впустую, как были до этого потрачены недели, месяцы и годы. Этот запас не бесконечен!
Много лет я интересовался проблемой алкоголизма и "Обществом анонимных алкоголиков". Одним из основных принципов его работы является то, что, прежде чем человеку оказывается помощь, он должен сам признать себя алкоголиком и что сам не в силах справиться с этим пороком. Что он потерпел поражение. Приняв такую точку зрения, человек готов принять помощь от других алкоголиков, а также положиться на Высшие Силы - на Бога.
История овладения материальной энергией романтична. Открыв ее законы и формулы, люди творят чудеса. Духовная энергия также подчиняется законам, и знание этих законов совершает чудеса в области более тонкой, чем механика, а именно - в области человеческой природы. Одно дело - заставить работать машину. Исправить человеческую природу - совсем другое. Это требует величайшего мастерства, но исполнимо.
Как-то раз слушал рассказ о проявлении Высших Сил в жизни человека, едва избежавшего трагедии. Он сказал, что начал пить в шестнадцать лет, "потому что это считалось крутым". Через двадцать три года он "дошел до упора". Растущая ненависть и горечь по отношению к жене, оставившей его, теще и невестке закончилась попыткой убить всех трех женщин. Я перескажу эту историю так, как он мне ее рассказал, его собственными словами.
- Чтобы укрепить себя для выполнения этой славной задачи, я направился в бар. Еще пара глотков должны были придать мне мужества, чтобы совершить тройное убийство. Войдя в бар, я увидел молодого человека по имени Михаил. Он пил кофе. Я с детства терпеть не мог этого парня и был изрядно удивлен, когда заметил его респектабельный вид и чашку кофе. Я знал, что он тратил рублей 900 в месяц только на спиртное. Я был заинтригован тем, что его лицо казалось освещенным странным светом. От любопытства я подошел к Михаилу и спросил:
- Что это с тобой случилось - у тебя в чашке кофе?
- Я уже год не пью, - ответил Михаил.
Мне это было весьма удивительно, поскольку раньше мы вместе принимали участие в многочисленных попойках. Странно: ненавидя Михаила, я был в каком-то смысле тронут и не мог уйти, когда он
спросил:
- Олег, ты никогда не хотел бросить пить?
- Да бросал тысячу раз, - ответил я. Михаил улыбнулся и сказал:
- Если в самом деле хочешь решить эту проблему, протрезвись и сходи как-нибудь в церковь в субботу к девяти. Там собираются "Анонимные алкоголики".
Я ответил, что религия мне совсем неинтересна, но, может быть, и приду, я был разочарован, но никак не мог забыть этот свет в его
глазах.
Михаил не настаивал, чтобы я пришел, но повторил, что, если я хочу себе как-то помочь, у них с друзьями найдется решение моей проблемы. Сказав так, он ушел, а я встал к стойке, чтобы заказать выпивку, но она почему-то потеряла свою притягательность. Вместо выпивки я отправился домой, а единственный дом, который у меня оставался, был дом моей матери.
Позвольте мне объяснить, что в течение семнадцати лет я был женат на прекрасной женщине, но, будучи нетерпеливой и совершенно перестав верить в меня из-за моего пьянства, она в конце концов решила развестись, поэтому я потерял не только работу и все, что с ней связано, но и дом.
Придя к матери, я боролся с бутылкой до 6 часов вечера, но так и не смог выпить. Я все думал о том, как выглядит Михаил. Поэтому утром в субботу пошел к нему и спросил, как мне удержаться от выпивки до девяти вечера.
Михаил ответил:
- Каждый раз, увидев бар, бутылку виски или вывеску пивной, произнеси маленькую молитву: "Господи, прошу Тебя, пронеси меня мимо этого места", - и добавил: - Беги что есть мочи, так ты поможешь Богу. Он услышит твою молитву, и ты полетишь как на крыльях.
Я сделал так, как велел Михаил. Нервный и дрожащий, в сопровождении сестры, я бродил по улицам города. Наконец в восемь вечера моя сестра сказала:
- Олег, между нами и местом, куда ты собираешься, есть семь точек, торгующих спиртным. Иди один, и, если ты не справишься и придешь домой пьяным, мы все равно будем любить тебя и надеяться на лучшее, но мне почему-то кажется, что это собрание будет отличаться чем-то необычным.
С Божьей помощью я проскочил мимо семи точек. На пороге церкви я случайно оглянулся, и мне бросилась в глаза вывеска над одним из моих излюбленных баров. Никогда не забуду битву с самим собой, которую я выдержал, решая, пойти мне в бар или на собрание, но сила, большая моей собственной, потянула меня на собрание. Войдя в комнату, я был поражен, когда Михаил, мой ненавистный друг, крепко пожал мне руку. Мое отвращение к нему улетучилось. Меня представили самым разным людям: докторам, юристам, каменщикам, мельникам, шахтерам, строителям, часовщикам, рабочим всем-всем. Я пил с некоторыми из этих людей последние 24 года, и все они были трезвыми в субботу вечером, и больше того - они были счастливы.
Что происходило на том собрании, я помню довольно смутно. Все, что я знаю, - я переродился, почувствовал себя глубоко изменившимся человеком.
С радостью покидая собрание в полночь, я полетел домой словно по воздуху, с удивительным ощущением и мирно уснул в первый раз почти за пять лет. На следующее утро, проснувшись, я припомнил, что слышал ясный голос:
- Есть Сила больше, чем ты. Если ты вручишь свою волю и жизнь Богу, как ты Его понимаешь, Он даст тебе силу.