Упражнения для развития тонкой моторики пальцев и творческих способностей

Рисование

Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д.

«Рисуем шарики»

Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой:

Шарики, шарики Подарили нам! Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли Мы над головой. Заплясали шарики — Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку: «Шарики летят высоко вверх, в разные стороны».

Рисуем красками

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рису­нок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например из сказки «Козлята и волк». Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка: «Вот как ходит волк по лесу. Он злой и голодный».

«А какую песенку пела коза своим козлятам? — спросите ребенка. — Когда коза спасла всех козлят, они обрадовались и стали весело пры­гать. Покажи, как козлята прыгали». Помогите ребенку нарисовать эти следы.

Лепка

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Предложите ребенку слепить из пластилина грибки:

«Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.

А грибов нет. Их надо слепить из пластилина». Помогайте ребенку.

Затем развивайте тему: «А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика», — говорите вы, читая потешку:

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Анечке съесть?

А и сам укушу,

Да и Анечке снесу.

«Съел котик и думает, — продолжаете вы, — чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек».

Вырезание

Упражнения с бусинками

Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, по­могите ему что-нибудь вырезать. Для начала это могут быть просто полоски бумаги.

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сде­лать бусы одного цвета для соответствующего платья, кофточки, бан­тика и т. д.

Спросите у ребенка: «Какого цвета это платье, какие бусинки по­дойдут к этому платью?»

Нанизывание бус разной величины

Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.

Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки на леску: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизыва­нии бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: «Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая».

Нанизывание бус разной формы

Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но оди­наковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последо­вательности с чередованием по форме.

Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются:

шарик, кубик, шарик, кубик.

Нанизывание бус разного цвета

Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и

двух цветов.

Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный,

зеленый, красный, зеленый и т. д.).

Далее предложите бусы других цветовых сочетаний.

Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по каче­ству), эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику паль­цев рук (точность и координированность движений), глазомер, усид­чивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ

НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

Просмотр книжек с картинками

Старайтесь, как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, по­казывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, лю­дей. Задавайте ему вопросы: «Покажи, где киска», «Как киска мяу­кает?» и т. д.

Чтение ребенку стихов, потешек, считалок, пение песенок

Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в «Козу рогатую», «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Пальчики в лесу».

Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребенок еще многого не пони­мает.

На втором году жизни можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу:

«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!»

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка —
Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

Наши рекомендации