Задания и методические указания к ним
Задание 1. Ознакомление с базой практики
1. Ознакомиться со спецификой базы практики
2. Выявить актуальную психологическую проблематику в деятельности учреждения-базы практики.
3. Составить и согласовать с психологом базы практики график работы практиканта в учреждении.
Рекомендации
Задание выполняется в результате беседы с руководителем учреждения и психологом.
Отчетная документация
Записи в дневнике практики: специфика учреждения, проблемная тема, основные задачи педагогического коллектива, характеристика проблем, с которыми обращаются к психологу дети и взрослые.
График работы практиканта.
Задание 2. Ознакомление с работой школьного психолога
1. Ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими деятельность психологической службы.
2. Изучить требования к документации школьного психолога (психолога дошкольного учреждения).
3. Ознакомиться с планом работы психолога на год, на месяц, неделю.
Отчетная документация
Записи в дневнике:
Перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога.
Перечень постоянной документации практического психолога.
Основные правила хранения психодиагностической информации.
Список лиц и организаций, имеющих доступ к психодиагностической информации.
Задание 3. Организационно-методическая подготовка к выполнению заданий практики
1. Составить и утвердить календарный план работы практиканта.
2. Определить контингент клиентов (2–3 чел.) для работы в ходе практики.
3. Изучить специальную психологическую литературу по выделенной проблематике, сделать необходимые выписки или выполнить реферирование.
4. Обосновать выбор методов исследования, адекватных изучаемым феноменам и возрастным особенностям испытуемого (составление диагностических таблиц).
5. Подготовить в необходимом количестве психодиагностические методики, опросники, бланки, анкеты, схемы, карты наблюдений и т.д.
Отчетная документация
Календарный план работы практиканта на базе практики.
Психодиагностические таблицы.
Рекомендации
При составлении календарного плана необходимо учитывать примерные нормативы времени, затрачиваемые психологом на выполнение различных видов работ.
Психологическая диагностика в работе психолога состоит в грамотной организации и проведении исследования в соответствии с поставленной целью, анализом и интерпретацией полученного материала, в составлении психологического заключения. В ходе практики студентом может быть проведено как комплексное, так и проблемно-ориентированное исследование.
Количество клиентов: 2 человека при условии комплексного исследования каждого; 3 человека при условии проблемно-ориентированной диагностики.
Задание 4. Психодиагностическая деятельность
- Спланировать и осуществить индивидуальное психологическое обследование клиентов.
- Проанализировать полученные данные, дать интерпретацию результатов исследования.
- Составить психологическое заключение по результатам диагностического исследования каждого клиента.
Рекомендации
1. Обследование необходимо начать с интервью по сбору данных и выявлению локусов проблем клиента.
2. Постановка цели исследования, подбор и обоснование методов исследования, адекватных исследуемым феноменам и возрастным особенностям испытуемого. По результатам психодиагностики составляется комплексное заключение
- Для комплексного психологического обследования необходим комплекс из 8-10 методик.
- Для проблемно-ориентированной диагностики – 6-7 методик.
Отчетность
Протоколы
Заключения
Индивидуальные задания
- Провести обследование учащихся по методикам «10 слов», « Корректурная проба».
- Изучить степень выраженности волевой черты характера – дисциплинированности по методике «Дисциплинированность».
- Определить уровень школьной тревожности у выбранных учащихся.
4. Изучить мотивационную структуру учебной деятельности учащихся.
5. Составить психологическую характеристику учащегося.
Рекомендации
Для составления психологической характеристики учащегося необходимо следовать следующему плану:
1. Цель изучения личности учащегося.
На этом этапе нужно описать, почему именно личность этого ученика стала предметом Вашего анализа. Что заставило Вас обратить внимание на этого ребёнка. Какие трудности Вы испытывали во взаимоотношениях с ним.
2. История развития ребёнка.
В этой части характеристики важно описать историю школьной жизни ребёнка. Какие события в прошлом могли повлиять на формирование характера ребёнка, его отношения с окружающими. Здесь же опишите, что Вам известно о семье и близких людях ребёнка.
3. Методы изучения личности.
Для более глубокого анализа необходимо выбрать специальный метод психологического исследования. Выбор метода будет зависеть от необходимости изучения одной из сторон личности учащегося. Для изучения личности предлагаются различные направления: изучение эмоциональной сферы учащегося (тревожность, эмоциональность, агрессивность), структуры самосознания (самооценка, цели и ценности, направленность личности и т.д.), структуры мотивации учебной деятельности, особенностей взаимоотношений с окружающими. Для исследования можно использовать один или несколько методов. При диагностике важно соблюдать инструкцию и всю процедуру исследования, указанную в методике. Мотивация выполнения теста зависит от того, находитесь ли вы в контакте с испытуемым. Результаты тестов (бланк ответов) прилагаются к характеристике. По ним преподаватель может судить о правильности обработки данных. После основных выводов нужно проанализировать результаты и описать, насколько они совпадают с Вашими наблюдениями за учеником. Далее нужно выделить рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с этим ребёнком.
Задание 5. Психологическое обследование коллектива
1. Вместе с психологом определите класс (группу), в которой необходимо изучить межличностные отношения.
2. Разработайте социометрическую карточку и проведите социометрию.
3. Составьте социоматрицу и социограмму. Обработайте результаты исследования. Выполните анализ и интерпретацию результатов.
4. Составьте заключение об особенностях межличностных отношений в классе (группе).
Рекомендации
На основе анализа рекомендованной литературы и материалов лекционных курсов составить глоссарий по темам: «Социальная роль и социальный статус», «Сплоченность группы и коллектива», «Социометрический статус», «Социально-психологические признаки подростковой группы».
Побеседуйте с классным руководителем (воспитателем) о проблемах внутригрупповых коммуникаций, определите цель изучения (измерение степени сплоченности – разобщенности в группе, выявление социометрических позиций, обнаружение внутригрупповых подсистем).
При анализе полученных данных и формулировании рекомендаций необходимо дать ответы на следующие вопросы
1. Каковы основные группировки и что их объединяет?
2. Каково положение актива и трудных учащихся?
3. За что выбирают, какими мотивами руководствуются в выборе?
4. Как повысить статус изолированных и ослабить влияние нежелательных лидеров?
5. Как улучшить взаимоотношения в классе?
6. Как организовать воздействие на микрогруппы и отдельных учащихся?
Отчетность
Социометрическая карточка.
Протоколы.
Социограмма.
Социоматрица.
Заключение по результатам исследования.
Рекомендации по работе с данным коллективом и отдельными учащимися.
Задание 6. Психологический анализ урока
1. Вместе с психологом посетить урок и осуществить целенаправленное наблюдение за работой учителя.
2. Выполнить психологический анализ урока по предлагаемой схеме.
3. Осуществить наблюдение за эмоционально-волевым состоянием учащихся.
Отчетность
1. Заполнение дневника практики по вопросам:
· Описать в дневнике ситуации урока, где были использованы приёмы активизации приёмов произвольного и непроизвольного внимания.
· Описать в дневнике ситуации, где были использованы приёмы активизации произвольной и непроизвольной памяти. Ответить на вопрос: какие приёмы наиболее эффективны?
· Описать в дневнике ситуации на уроке, где было дано вербальное и невербальное оценивание ученика со стороны учителя.
· Определить, какое оценивание наиболее эффективно в создании положительной мотивации учения на уроке.
2. Протокол анализа урока по схеме.
Рекомендации
Перед проведением психологического анализа урока необходимо изучить схему. Схема предполагает анализ учебной мотивации, внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности учащегося.
Работу ученика организует учитель, опираясь на закономерности познавательной деятельности. От учёта этих закономерностей зависит активность учащихся на уроке, т.е. как они воспринимают, мыслят, припоминают, запоминают, насколько они внимательны, насколько проявляются их интересы, стремления, отношения.
Для того, чтобы судить о том, как ученики учатся, нужно знать, как это проявляется внешне в их действиях, движениях, мимике, речи, позе, которые затем нужно психологическим истолковать.
Ученики – главный объект наблюдения. Наблюдение должно осуществляться как за всем классом, так и за отдельными учащимися. По ходу урока объекты наблюдения могут меняться.
Чтобы сделать содержательный психологический анализ урока, необходимо чётко и полно его зафиксировать. Для этого предлагается следующая схема записи хода урока:
Тема урока… Дата…
Школа… Смена…
Класс… Урок по счёту…
Деятельность учителя на уроке (подробно) | Поведение класса (фон) | Поведение отдельных учеников (подробно) | Психологическое истолкование отдельных моментов урока |
Три первые колонки заполняются в классе. Четвёртая колонка заполняется после посещения урока («по свежим следам»). В ней необходимо подвергать факты разностороннему психологическому анализу. Например, постановку вопросов учителем при изложении материала следует рассматривать с точки зрения привлечения внимания, активизация мышления, возбуждения интереса и т.д.
На основе записи хода урока и истолкования отдельных моментов урока необходимо дать его развёрнутый психологический анализ по следующей программе.