Теория черт лидера (лидерских мотивационных паттернов) МакКлелланда
Успешный лидер имеет:
1) потребность во власти сильнее потребности в признании и поддержке;
2) высокую степень самоуправляемости в пользовании властью.
Исследования McClelland & Boyatzis в AT&T:
Старшие менеджеры компании, обладавшие тремя особенностями: - заботятся о влиянии на других; Мало заботятся о том, чтобы нравиться другим; Высокая степень самоконтроля - были успешнее старших менеджеров, не обладавших этими способностями (с точки зрения достижения результата).
Кетс де Врис
В основе лидерства – нарциссизм.
Конструктивный нарциссизм
• Счастливое детство, высокая самооценка, ощущение внутренней уверенности, открытость к внешнему миру, в том числе по отношению к критике
• Нет необходимости искажать реальность, чтобы справиться с неудачами
Реактивный нарциссизм
• Тяжело переживали процесс взросления по разным причинам
• Нестабильная самооценка, потребность доказать всему миру, что они чего-то стоят; желание, чтобы заметили, позитивно оценили
• Часто: чрезмерный контроль над подчиненными – возможность компенсации заниженной самооценки
Поведенческие теории
§ К. Левин: сравнение эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Четырехмесячный эксперимент в трех группах десятилетних мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве.
§ Исследование Мичиганского университета: определение различий в поведении эффективных и неэффективных лидеров. Две переменные в поведении лидера: ориентация лидера на работу и на работников.
Эффективный лидер:
- имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
- использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
- устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.
Р.Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей.
Выделил две категории лидеров:
§ лидеры, ориентированные на работников;- контролирует работу других лишь в общем виде, пытается разрешить другим ощутить самостоятельность и поддержку
§ лидеры, ориентированные на работу – внимательно контролирует других лиц и следит за их работой
Не выявили, какой же из стилей наиболее эффективен
§ Исследования университета штата Огайо: разработка двухфакторной теории руководства.
Два фактора –
Структура отношений и
Отношения в рамках этой структуры.
К первому относятся образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов. Второй фактор включает образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями: дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, чувствительность друг к другу.
Процессный подход к лидерству
ä Фокус подхода – на взаимоотношениях между лидером и другими членами группы
Трансформационная теория
§ Трансформирующий лидер противопоставляется транзактному лидеру: при транзактном лидерстве лидер и ведомый рассматриваются как два партнера по переговорам со своими интересами. Каждый старается достичь максимума своих целей. Соответственно, такой лидер использует 1) ситуационное вознаграждение; 2) управление по исключениям; 3) анархический стиль управления. Влияние трансформирующего лидера базируется на способности вдохновлять и развивать сознательность работников. Трансформирующий лидер (Bass) харизматичен, вдохновляет, практикует индивидуальный подход, развивает у работников новые пути думания о проблеме.