Упражнения на развитие мышления

«Соотношение понятий»

Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки — от голой зимой до осыпанной ягодами осенью.

Расположите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить: обратном порядке — от самого большого до самого маленького.

По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

«Найди лишнюю картинку»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, от­влечения, выделения существенных признаков

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки мож­но объединить в группу по общему признаку, а четвертая — лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похо­жи те картинки, которые ты оставил?» Отметьте для себя, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.


Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то про­должайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подоб­ных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное — заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначаю-1 щих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр,
рябина...).

2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).

3) Назови слова, обозначающие зверей.

4) Назови слова, обозначающие домашних животных.

5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8) Назови слова, обозначающие овощи.

9) Назови слова, обозначающие фрукты.

Игры, развивающие мышление и сообразительность

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариан­тов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Возможны такие ответы: рисо­вать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д. Игра «Говори наоборот»

А) Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко», А ты ответишь — («низко»), Скажу я слово «далеко», А ты ответишь — («близко»), Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты — («храбрец»), Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай — («конец»).

Б) Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже гово­ри, но только наоборот, например: большой — маленький». Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ, БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ, КРА­СИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ, ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ, ХУДОЙ - ТОЛ­СТЫЙ, УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ -ЛЕНИВЫЙ, ТЯ­ЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ, ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ, БЕЛЫЙ -ЧЕРНЫЙ, ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ, ШЕРШАВЫЙ - ГЛАДКИЙ и т. д.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительнос­ти ребенка.

Игра «Бывает - не бывает»

Называйте какую-нибудь ситуацию и бросайте ребенку мяч. Он должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: «Кошка варит кашу» и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Кошка хочет есть. Человек вьет гнездо. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром.

Рыба поет песни. Корова жует траву. Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой. Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке. Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод. Писатели пишут книги.

Строитель строит дом. Водитель ведет троллейбус.

Игра «Угадай»

Загадывайте ребенку загадки.

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. Ответ: филин, сова.

Ты возьми особый глаз, Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет Самый точный ваш портрет. Ответ: фотоаппарат.

Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. Ответ: щука.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. Ответ: холодильник.

В брюхе баня, В носу — решето,

На голове — пуговица, Одна рука,

Да и та на спине. Ответ: чайник.

Один пьет, Другой льет,

Третий растет Ответ: дождь, земля, растение

Наши рекомендации