Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей. 1. Понятие семья: разнообразие подходов и пути решения
Вопросы к экзамену
1. Понятие семья: разнообразие подходов и пути решения.
2. Семья как система. Характеристика и параметры успешности функционирования.
3. Функционально-типологическая характеристика семьи.
4. Структурно-динамическая характеристика семьи.
5. Формирование и развитие семейной системы. Компоненты статуса семьи.
6. Понятие и значение процесса семейной социализации: разнообразие теоретических подходов.
7. Семья как проводник в культуру. Национальные различия семейных укладов.
8. Возрастные этапы психосоциального развития и семейное окружение. Пол и социализация.
9. Характеристика основных стадий (фаз) жизненного цикла семьи.
10. Семья по происхождению и семья как брачный союз. Мотивы вступления в брак.
11. Особенности добрачных отношений. Выбор брачного партнера, континуум сходства.
12. Факторы стабильности и кризисы жизнедеятельности молодой семьи.
13. Этнография родительства.
14. Модели семейного взаимодействия и семейных стереотипов.
15. Роль родительской семьи для формирования и функционирования новой семьи.
16. Основные характеристики супружеских отношений. Проблемы адаптации супругов.
17. Любовь как основа построения семьи. Типы любви, ее генезис и развитие.
18. Ролевая структура семьи. Классификации семейных ролей. Главенство в семье.
19. Особенности и проблемы межличностного общения в семье. Условия и факторы успешности общения супругов.
20. Супружеские разногласия и конфликты.
21. Параметры сплоченности семьи, психологический климат, виды семейной атмосферы.
22. Гармоничные и дисгармоничные семьи. Условия семейного благополучия.
23. Супружеская ревность и измена: причины, реакции, терапия.
24. Совместимость супругов. Субъективная удовлетворенность браком.
25. Семейные «мифы», их особенности и влияние на коммуникацию (сем. постулаты, неравный брак, представления о семье и членах семьи и пр.).
26. Основные характеристики детско-родительских отношений, их сходство и различие.
27. Развитие отношений между родителями и детьми на разных стадиях онтогенеза.
28. Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Особенности материнской и отцовской любви.
29. Эмоциональное принятие-отвержение родителем ребенка.
30. Виды родительских установок. Родительская позиция. Родительский авторитет.
31. Стиль общения и взаимодействия в семье. Идеальная модель взаимоотношений.
32. Характеристика диадного взаимодействия «отец-ребенок», «мать-ребенок».
33. Роль отца и матери в воспитании детей. Личностные притязания родителей к детям.
34. Типы и стереотипы семейного воспитания. Факторы, влияющие на силу семейного воспитания.
35. Типология дисциплинарных воздействий на детей. Поощрения и наказания как способы регуляции поведения ребенка.
36. Ошибки семейного воспитания и способы их исправления. Требования к позиции взрослых.
37. Характеристика прародительства. Типы прародительского поведения.
38. Согласованность родительских черт между и внутри поколениями.
39. Позиция ребенка по порядку рождения.
40. Сиблинговые позиции: отношения между братьями и сестрами.
41. Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка.
42. Сиблинговые отношения в зрелом возрасте.
43. Раннее материнство и отцовство: роли, чувства, отношения.
44. Взрослеющие дети и преемственность поколений.
45. Поведенческие проблемы социализации взрослеющих детей.
46. Отношения с внуками и проблемы взаимодействия.
47. Характеристика ненормативных кризисов жизненного цикла семьи.
48. Семья до развода, во время и после развода.
49. Повторный брак: основные фазы формирования новой семейной системы.
50. Психологические проблемы вхождения ребенка в новую семью.
51. Проблема одиночества: природа, причины, состояние, пути выхода.
52. Одиночество и семья.
53. Психологические особенности переживания развода в зависимости от возраста детей.
54. Вдовство: основные задачи и направления психологической помощи.
55. Факторы риска и возможности развития неполной семьи.
56. Особенности личностного развития и усвоение социальных норм у депривированного ребенка.
57. Особенности личностного развития ребенка, воспитывающегося вне семьи, в детском доме или интернате.
58. Психологические проблемы семьи, их решение.
59. Подготовка молодежи к семейной жизни.
60. Основные задачи и направления психологической помощи современной семье.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2004.
2. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Мн., 1998.
3. Васильева Э.К. Семья и ее функции. М., 1975.
4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. (Серия «Мастера психологии»).
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учеб. пособие. Самара, 2001.
7. Ковалев С.В. Психология семейных отношений М., 1987.
8. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003.
9. Короткий В. Основы семейной психопедагогики: курс лекций. Архангельск, 2003.
10. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006.
11. Лысова А.В. Психология семьи: учеб. пособие. Владивосток, 2003.
12. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
13. Психология семьи: учеб.-метод. пособие / сост. Е.Н. Колодич, А.А. Костюкович. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002.
14. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть 3. Личность в семейном социуме: учеб. пос. Мн., 2000.
15. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. М., 2000. (Серия «Кафедра психологии»).
16. Тюгашев Е.А. Семьеведение: учеб. пособие. Новосибирск, 2006.
17. Филиппова Г.Г.Психология материнства: учеб. пос. М., 2002.
18. Шилов И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи: Практикум. СПб., 2000.
19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. (Серия «Мастера психологии»).
20. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Дополнительная литература
1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4.
2. Аладьин А.А. Проблемы семейной адаптации в практике системно-структурной психотерапии // Кризисные события и психологические проблемы человека. Мн., 1997.
3. Ананьеў В.П. Матэрыяльныя ўмовы жыцця i эканамiчныя арыентацыi cтудэнтцкай сям'i // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 12.
4. Арнаутова Е.П. Повторный брак матери и ее отношение с ребенком // Социально-педагогическая работа. 1998. № 1, 2.
5. Арнаутова Е.П. Эмоционально-оценочное отношение ребенка к членам семьи в условиях повторного брака матери // Социально-педагогическая работа. 1998. № 6.
6. Бодалев А.А. О формировании отношений в семье // Советская педагогика. 1991. № 8.
7. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. 1986. № 1.
8. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 4. М., 1996.
9. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5.
10. Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола: критический подход к решению проблемы // Семья и формирование личности / под ред. А.А.Бодалева. М., 1981.
11. Варга А.Я. Роль родительских отношений в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.
12. Вержибок Г.В. Гендерная идентификация в семье: преемственность и связь поколений // Вестник Чебоксарского университета. 2011. № 4.
13. Вержибок Г.В. «Психология семьи»: диалог в аудитории. Опыт подготовки студентов к семейной жизни // Народная асвета. 2009. № 2.
14. Волкова А.Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
15. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.
16. Горьковая И.А. Влияние семьи на становление личности подростков // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 7.
17. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социологические исследования. 1982. № 2.
18. Григорьева Е. Дети после развода // Вопросы полового воспитания. Саратов, 1991.
19. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. М., 1985.
20. Еремеенкова Т.Н. Влияние конструктивно-деструктивных взаимоотношений в семье на умственное развитие детей // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.
21. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. 1981. № 3.
22. Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 1.
23. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2.
24. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1.
25. Кашкан И. Семейное воспитание и психическое здоровье ребенка // Сацыяльна-педагагiчная работа. 1998. № 3.
26. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре: стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. № 4.
27. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. № 6.
28. Кузнецов М.Т., Гольдинберг Б.М. Суицидальное поведение в детско-подростковом и юношеском возрасте // Праблемы выхавання. 1996. Вып. 4.
29. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребёнка // Психология личности и образ жизни. М., 1987.
30. Марова Э. Когда семья остается неполной // Семья и школа. 1980. № 2, 3.
31. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф., Дегтярик И.В., Змачинская Т.Е. Духовно-нравственное состояние и ценностные ориентации студенческой семьи // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 11.
32. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф. Социально-демографические характеристики и жилищно-бытовые условия жизни семьи студентов // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.
33. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
34. Новикова В.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981.
35. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.
36. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта) // Школа здоровья. 1997. № 1.
37. Осiпава В.С. Крызiс сям'i або крызiс дзяржаўнасцi // Адукацыя i выхаванне. 1995. № 9.
38. Петровская Л.А. Психологическое консультирование семьи // Вопросы психологии. 1990. № 4.
39. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей 1-го года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. № 4.
40. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1982. № 2.
41. Сенько Т.В. Диагностика и коррекция взаимодействия в диаде «ребенок-родители» // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 7.
42. Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 1.
43. Сенько Т.В. Представления родителей об идеальных детях // Советская педагогика. 1991. № 1.
44. Сенько Т.В. Социальное поведение детей и стили взаимодействия в семье // Народная асвета. 1998. № 4.
45. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригруппрвые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1987. № 3.
46. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5.
47. Смехов В.А. Опыт психодиагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. № 4.
48. Столин В.В., Шмелев А.Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. 1985. № 3.
49. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 3. М., 1996.
50. Чечет А.В. Защитить истинное материнство как основу оздоровления и гуманизации общества // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 6.
51. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
52. Андреев Ю. Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности: Кн. для уч-ся. 4-е изд., доп. М., 1990.
53. Андреева О., Деркач И. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Мн., 1998.
54. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1988.
55. Бойко В.В. Любовь, семья, общество. М., 1983.
56. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 3-е изд. СПб., 2001. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
57. Бурава С.Н. Чаму распадаецца сям'я? Мн., 1991.
58. Варюхина С.И. Истоки доброты: Беседы о нравственном воспитании детей в семье. Мн., 1987.
59. Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1992.
60. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка : Пер. с англ. М., 1986.
61. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. М., 1986.
62. Иванов М.А. Прежде всего мы – родители. М., 1986.
63. Книга для родителей /Сост. В.З.Солоухин. Мн., 1992.
64. Лански В. Настольная книга для родителей. М., 2000.
65. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985.
66. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. М., 1990.
67. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Рук-во по психотерапии. Л., 1979.
68. Отец в семье: Кн. для родителей / сб. статей. М., 1970.
69. Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
70. Половая социализация ребенка в семье и школе. СПб., 1992.
71. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. Н.М.Пилиповского. М.,1994.
72. Популярная психология для родителей / под ред. А.А.Бодалева. М., 1988.
73. Псавко Б.Р., Старожицкий П.Я. Воспитывать семьянина. М., 1984.
74. Разумихина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся. М., 1986.