Задания для самостоятельной работы. 1. Прокомментируйте нижеописанный факт и ответьте на вопросы:

1. Прокомментируйте нижеописанный факт и ответьте на вопросы:

1. Почему тема детства долгое время не освещалась в работах уче­ных и деятелей искусства?

2. Когда появились первые научные исследования возрастного раз­вития детей?

3. Кто из известных людей прошлого является автором автобиогра­фического материала, посвященного рефлексии на собственное детство, отрочество, юность.

4. Кто из известных писателей, ученых, философов опубликовал дневниковые записи, созданные в результате наблюдения за развитием собственных детей?

Французский психолог и демограф Ф. Ариес изучал вопрос о том, как в различные исторические эпохи деятели науки и искусства осве­щали в своих работах тему "детство". Так, в ходе исследований в об­ласти изобразительного искусства Ф. Ариес установил, что вплоть до XIII в. искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. "В том мире, - писал Ариес, - не было места для дет­ства" [19, с. 17]. Дети изображались как уменьшенные взрослые. До XIII в. детские образы в живописи встречаются лишь в религиозно- аллегорических сюжетах.

2. Ознакомьтесь с точкой зрения Д.Б. Эльконина на проблему проис­хождения детства. Согласны ли вы с мнением ученого? Насколько отлича­ется протяженность детства в различных странах (приведите примеры). Какие изменения претерпела протяженность данного возрастного этапа за последние сто лет? Попробуйте спрогнозировать: каким будет протяжен­ность детства, согласно теории Д. Б. Эльконина, через 50 лет. Поясните свой ответ.

Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате естественное включение детей в производи­тельный труд отодвигается [19, с. 25-26].

3. Заполните таблицу. С этой целью рассмотрите следующие методы исследования психического развития ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов деятельности.

Таблица 3.1.

Метод Основная цель Достоинства Недостатки метода
    метода  

4.Разработайте схему наблюдения, в ходе которой будут изучаться следующие явления: а) индивидуально-типологические особенности до­школьника; б) характеристики внимания учащихся 5-х классов; в) об­щение старшего школьника со сверстниками.

5.Предложите оптимальную стратегию и наиболее эффективный метод решения следующих задач:

1) определить: а) степень сплоченности детского коллектива; б) уро­вень психологической готовности к школьному обучению; в) уровень интеллектуального развития старших школьников.

2) изучить: а) агрессивность подростков; б) уровень предэкзамена­ционной тревожности; в) влияние наследственных факторов на развитие интеллекта; д) различие в усвоении моральных норм и правил в подро­стковом и юношеском возрасте; е) особенности мышления детей в раз­ные периоды школьного возраста.

6.При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвину­та следующая гипотеза: развитие механизма запоминания содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смыс­ловой группировки материала и включении этих приемов в процесс за­поминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу? [41].

7.Ознакомьтесь с проективной методикой "Рисунок семьи" [63; 67] и сделайте вывод о возможностях использования данной методики при проведении диагностического исследования детей. К какой группе методов относится данная методика? Какие достоинства и недостатки ей прису­щи? Может ли педагог на основе единичного анализа рисунка ребенка делать вывод о межличностных взаимоотношениях в семье? Поясните свой ответ.

8. Ознакомьтесь с экспериментом "Маленький Альберт", проведен­ным Дж. Б. Уотсоном и Р. Райнер в 1920 г. Насколько правомерным, с позиции современным этических норм, является использование данного эксперимента? Предложите альтернативные варианты изучения процесса формирования страхов у детей.

11-месячного младенца, известного как Альберт Б., посредством классического обусловливания научили бояться белой лабораторной крысы. Поначалу ребенок не испытывал никакого страха к крысе. За­тем были совершены повторяющиеся "пробы", в ходе которых один экспериментатор предъявлял Альберту крысу, а другой эксперимен­татор, находившийся за его спиной, производил громкий, пугающий звук, ударяя молотком по стальной пластине. В результате Альберт приобрел отчетливую боязнь крысы и (в меньшей степени) любого белого, мягкого или пушистого объекта. Хотя актуальные условия эксперимента иногда организовывались случайно, а реакция страха Альберта не всегда была такой предсказуемой или явной, как утверж­дается во многих учебниках, он все же приобрел реакции, сопостави­мые с фобией - чрезвычайным, необъяснимым страхом некоего объек­та или ситуации [14, с. 54].

Наши рекомендации