Задания для самостоятельной работы. 1. Прокомментируйте нижеописанный факт и ответьте на вопросы:
1. Прокомментируйте нижеописанный факт и ответьте на вопросы:
1. Почему тема детства долгое время не освещалась в работах ученых и деятелей искусства?
2. Когда появились первые научные исследования возрастного развития детей?
3. Кто из известных людей прошлого является автором автобиографического материала, посвященного рефлексии на собственное детство, отрочество, юность.
4. Кто из известных писателей, ученых, философов опубликовал дневниковые записи, созданные в результате наблюдения за развитием собственных детей?
Французский психолог и демограф Ф. Ариес изучал вопрос о том, как в различные исторические эпохи деятели науки и искусства освещали в своих работах тему "детство". Так, в ходе исследований в области изобразительного искусства Ф. Ариес установил, что вплоть до XIII в. искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. "В том мире, - писал Ариес, - не было места для детства" [19, с. 17]. Дети изображались как уменьшенные взрослые. До XIII в. детские образы в живописи встречаются лишь в религиозно- аллегорических сюжетах.
2. Ознакомьтесь с точкой зрения Д.Б. Эльконина на проблему происхождения детства. Согласны ли вы с мнением ученого? Насколько отличается протяженность детства в различных странах (приведите примеры). Какие изменения претерпела протяженность данного возрастного этапа за последние сто лет? Попробуйте спрогнозировать: каким будет протяженность детства, согласно теории Д. Б. Эльконина, через 50 лет. Поясните свой ответ.
Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате естественное включение детей в производительный труд отодвигается [19, с. 25-26].
3. Заполните таблицу. С этой целью рассмотрите следующие методы исследования психического развития ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа, тест, анализ продуктов деятельности.
Таблица 3.1.
Метод | Основная цель | Достоинства | Недостатки метода |
метода |
4.Разработайте схему наблюдения, в ходе которой будут изучаться следующие явления: а) индивидуально-типологические особенности дошкольника; б) характеристики внимания учащихся 5-х классов; в) общение старшего школьника со сверстниками.
5.Предложите оптимальную стратегию и наиболее эффективный метод решения следующих задач:
1) определить: а) степень сплоченности детского коллектива; б) уровень психологической готовности к школьному обучению; в) уровень интеллектуального развития старших школьников.
2) изучить: а) агрессивность подростков; б) уровень предэкзаменационной тревожности; в) влияние наследственных факторов на развитие интеллекта; д) различие в усвоении моральных норм и правил в подростковом и юношеском возрасте; е) особенности мышления детей в разные периоды школьного возраста.
6.При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута следующая гипотеза: развитие механизма запоминания содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания. Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу? [41].
7.Ознакомьтесь с проективной методикой "Рисунок семьи" [63; 67] и сделайте вывод о возможностях использования данной методики при проведении диагностического исследования детей. К какой группе методов относится данная методика? Какие достоинства и недостатки ей присущи? Может ли педагог на основе единичного анализа рисунка ребенка делать вывод о межличностных взаимоотношениях в семье? Поясните свой ответ.
8. Ознакомьтесь с экспериментом "Маленький Альберт", проведенным Дж. Б. Уотсоном и Р. Райнер в 1920 г. Насколько правомерным, с позиции современным этических норм, является использование данного эксперимента? Предложите альтернативные варианты изучения процесса формирования страхов у детей.
11-месячного младенца, известного как Альберт Б., посредством классического обусловливания научили бояться белой лабораторной крысы. Поначалу ребенок не испытывал никакого страха к крысе. Затем были совершены повторяющиеся "пробы", в ходе которых один экспериментатор предъявлял Альберту крысу, а другой экспериментатор, находившийся за его спиной, производил громкий, пугающий звук, ударяя молотком по стальной пластине. В результате Альберт приобрел отчетливую боязнь крысы и (в меньшей степени) любого белого, мягкого или пушистого объекта. Хотя актуальные условия эксперимента иногда организовывались случайно, а реакция страха Альберта не всегда была такой предсказуемой или явной, как утверждается во многих учебниках, он все же приобрел реакции, сопоставимые с фобией - чрезвычайным, необъяснимым страхом некоего объекта или ситуации [14, с. 54].