Тема №8: Сознание, самосознание
2. Цель: рассмотреть основные уровни самосознания, виды самооценки и факторы, влияющие на формирование самооценки, обратить внимание на природу человеческого сознания и формы его проявления.
3. Задачи обучения:
- Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, особенности развития и формирования сознания и самосознания.
Студент должен уметь:применять на практике методики по определению самооценки, например, «Шкала самооценки» (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина), адекватно оценивать себя и свои возможности.
4. Основные вопросы темы:
1. Природа человеческого сознания. Сущность различий психики животных и человека.
2. Самосознание как осознание человеком самого себя. Уровни самосознания.
3. Самооценка и ее виды. Основные факторы, влияющие на формирование самооценки.
4. Понятие о Я-концепции. Расхождение между реальным-Я и идеальным-Я.
Возрастные изменения содержания Я-концепции.
5. Методы обучения и преподавания:
Устные ответы и обсуждение 1-3 вопросов семинарского занятия. Проведение теста Дембра-Рубинштейна на определение самооценки у студентов группы, обсуждение результатов теста с привязкой к Я-концепции и обсуждением 4 вопроса. Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.
6. Литература:
Основная :
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.
Дополнительная:
1. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.
3. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.
7. Контроль:
1. Антон – ученик 8-го класса, член сборной школы по футболу. Дает списывать задачи по физике и алгебре (в том числе и на контрольных), с пренебрежением относится к грамматике как родного, так и иностранного языков, хотя фильмы на английском понимает практически полностью, свысока смотрит на тех, кто слабо развит физически. Какова его самооценка?
А. Завышенная. С. Низкая.
В. Высокая. D. Заниженная.
2. Какой из факторов в большей степени способствует повышению самооценки человека?
А. Угроза. С. Критика.
В. Лесть. D. Похвала.
3. Виктор до последней минуты не отрывал глаз от конспекта. Андрей бросил на Виктора насмешливый взгляд и вошел в аудиторию, где принимали экзамен. Он был лентяем, правда, хорошо организованным, так как мог за день до экзамена выделить и запомнить основные определения и формулировки, которые требовалось удержать в памяти до нужного момента. После экзамена он был вполне доволен результатом, а Виктор, получивший такую же отметку, был очень расстроен. Какое из объяснений такой реакции наиболее достоверно?
А. У Андрея более совершенные механизмы психологической защиты.
В. Виктор – Явный пессимист, у которого сразу же возникают отрицательные эмоции.
С. Переживание успеха или неудачи прямопропорционально затраченным усилиям;
Виктор затратил гораздо больше энергии, чем Андрей, и, естественно, ожидал более
высокой оценки.
D. Результат переживался как успех или неудача в зависимости от уровня притязаний
человека.
4. Развитие рефлексии является важнейшим достижением человеческой цивилизации. Именно благодаря рефлексии формируется Я-концепция человека. Какие из перечисленных периодов жизни являются сензитивными в плане развития рефлексии?
А. 3 – 5 лет.
В. 5 – 8 лет. Д. 20 – 45 лет.
С. 9 – 19 лет. Е. 45 – 60 лет.
5. Андрей бежал одним из последних, Он попытался вырваться вперед, но сил уже не было. И тут ему показалось, что на правой ноге развязался шнурок. Ну, конечно, как можно оказаться у финиша, если развязался шнурок? Он быстро выдернул шнурок и, спотыкаясь и прихрамывая, побежал дальше. Позже Андрей рассказывал друзьям, что если бы не шнурок, он наверняка пришел бы среди первых. На основании выше изложенного, какой можно сделать вывод?
А. Это попытка самоутвердиться в группе.
В. Это попытка защитить свою самооценку.
С. У Андрея просто не было других средств для удовлетворения потребности в
самоутверждении.
D. У Андрея слишком высокий уровень притязаний.
Тема №9: Эмоции и воля.
2. Цель: приобрести и закрепить знания об эмоционально-волевых качествах личности, о конфликтных эмоциональных состояниях (стресс, аффект, фрустрация) о воле, как психической активности, направленной на преодоление препятствий, жизненных трудностей, при достижении цели.
3. Задачи обучения: познакомиться с различными эмоциональными состояниями человека: настроение, эмоции, чувства, стресс, аффект, фрустрация, показать значение эмоционального состояния пациента на течение болезни.
- Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, семерку заболеваний, возникающих в результате отрицательных эмоций, пути выхода из стресса.
- Студент должен уметь:регулировать проявление своих эмоций, использовать и применять это умение в разных видах коммуникативной деятельности, уметь управлять своими отрицательными эмоциями, развивать положительные чувства через отношение к другим людям, развивать толерантность к фрустрации.
4. Основные вопросы темы:
- Понятие об эмоциях, их физиологические основы.
- Виды эмоций: высшие и низшие, положительные и отрицательные, стеничные и
астеничные. Возрастные особенности проявления эмоций.
- Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние эмоций на течение болезни.
- Конфликтные эмоциональные состояния: аффект (физиологический и патологический), стресс (физиологический и эмоциональный). Этапы их протекания.
- Настроения и их виды. Чувства. Функциональное отличие эмоций и чувств. Амбивалентность чувств.
6. Понятие о воле. Этапы волевого действия. Борьба мотивов.
5. Методы обучения и преподавания:По первому вопросу защита и обсуждение СРО «Нейрофизиологические механизмы эмоций», ответы студентов на 2-5 вопросы семинарского занятия их обсуждение. Дискуссия «Нужно ли сдерживать эмоции?». Фронтальный опрос «Знаете ли вы пути выхода из стресса»? Работа в малых группах составление таблицы «Этапы волевого действия». Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.
6. Литература:
Основная :
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.
2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.
Дополнительная:
1. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.
3. Столяренко Л.Д. Психология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.] : Лидер. 2007. – 589с.
7. Контроль:
1. Какие образования включает в себя круг Папеца?
2. В каком образовании головного мозга находится центр наказания и центр поощрения?
3. Какое участие принимает кора головного мозга в переживании эмоций.
4. Что называют вегетативной бурей?
5. Перечислите семерку заболеваний, возникающих в результате отрицательных эмоций.
6. В чем отличие протекания эмоций у ребенка и взрослого человека?
7. Мужчины должны плакать?
8. Для чего происходит сдвиг и резкое изменение функционирования организма при переживании эмоций?
9. Назовите два способа выхода из стресса.
10. Назовите отрицательные и положительные моменты фрустрации.
1. Какое из утверждений является верным?
А. Эмоции и чувства – одно и то же явление, называемое разными словами.
В. Эмоции присущи животным, чувства – человеку.
С. Чувства невозможны без участия эмоций.
D. Эмоции не могут появиться, если отсутствуют чувства.
2. Что представляют собой эмоции?
А.Физиологические реакции. В. Субъективные переживания.
Б. Мимическое выражение. Г. Все выше перечисленное.
3. Базовые эмоции у взрослых проявляются мимически в течение ограниченного времени. Какой из временных интервалов может являться свидетельством того, что человек действительно переживает эмоцию, а не «изображает» ее?
А. 30 – 60 сек. С. 4,5 – 9 сек
В. 0,5 - 4 сек. D. 10-30 сек.
4. Сколько эмоций мы можем переживать в одно и тоже время?
А. Одну.
В. Как одну так и несколько.
С. Две и более.
D. Несколько, но обязательно одинаковых по знаку.
5. Что измеряет детектор лжи?
А. Степень правдивости сообщаемой человеком информации.
В. Ритмы мозга.
С. Физиологические показатели возбуждения.
D. Химические изменения в организме.
6. Выполнение какого задания вероятнее всего облегчит высокий уровень возбуждения?
А. Серия свободных бросков при игре в баскетбол.
В. Запоминание стихотворения.
С. Бег на сто метров.
D. Экзамен по психологии.
7. Что влияет на интенсивность эмоции, проявляющейся в следующем факте: нам труднее рассердиться, только что проснувшись, чем в конце напряженного рабочего дня?
А. Уровень бодрствования.
В. Количество контактов с людьми.
С. Характер сновидений.
D. То с какой ноги встал.
8. Какие из эмоций повышают активность личности, способствуют преодолению трудностей?
А. Амбивалентные. С. Стенические.
В. Астенические. D. Отрицательные.
1. Тема №10:Психологическая структура личности. Типология личности -TBL
2. Цель: закрепить знания студентов по основным понятиям темы: «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность», «потребности», «мировоззрение», «убеждения». Показать защитность, как свойство личности, как прочный поведенческий защитный стереотип, образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознавания явлений, порождающих тревогу и сохранять достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта.
3. Задачи обучения:
- Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, основные характеристики направленности личности, особенности формирования и развития личности по Э. Эриксону и З. Фрейду.
- Студент должен уметь:распознавать механизмы психологической защиты, с целью сознательного решения возникающих проблем, формировать механизмы преодоления защиты.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие личности в психологии. Общественная сущность личности. Соотношение
понятий «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность».
2. Направленность личности. Основные характеристики направленности: интересы,
потребности, мировоззрение, убеждения, склонности, идеалы.
3. Формирование и развитие личности. Стадии развития личности по
Э. Эриксону.
4. Три уровня личности человека по З.Фрейду: «Оно», «Я», «Сверх-Я».
5. Механизмы психологической защиты личности.