Профессиональное образование и обучение персонала
Обучение – это процесс овладения знаниями, навыками и способами общения.
Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей
Потребность в обучении может возникнуть по причинам:
- обучения новых работников;
- адаптации к изменениям производства;
- повышение производительности труда и качества продукции;
- улучшения качества принимаемых решений;
- повышения удовлетворенности работников;
- снижения текучести кадров.
Виды обучения персонала
Обучение рабочих и служащих в стране включает четыре основных вида.
1. Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании (диплом, свидетельство). Срок обучения от 1 до 6 лет.
2. Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения от 1 дня до 6 месяцев. Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники, экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации достаточно популярна.
3. Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. Срок обучения от 6 до 24 месяцев.
4. Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшего профессиональной или научной квалификации в аспирантуре и докторантуре. Срок обучения 2 – 4 месяца.
Концепции обучения
Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства
Концепция многопрофильного обучения – является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный иск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретённых им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющими склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, актёра.
Этапы обучения в организации:
1. Определение потребности в обучении.
2. Постановка целей.
3. Выбор критериев.
4. Отбор обучающихся.
5. Выбор метода обучения.
6. Реализация программ обучения.
7. Определение эффективности обучения.
Цели обучения:
Основная:обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники, экономики. Кроме это ставятся конкретные цели.
Критерии для оценки обучения:
- повышение производительности труда;
- улучшение качества продукции или услуг;
- сокращение потерь рабочего времени;
- оценка навыков работы на новом оборудовании.
Выбор методов обучения зависит от конкретной ситуации и возможностей организации. Главное общее правило: методы обучения должны соответствовать поставленным целям и задачам обучения.
Ашриджский колледж менеджмента (Ashridge Management College), Великобритания, совместно с другими европейскими школами провел исследование рынка, нацеленное на изучение тенденций в предпочтениях в учебной сфере при подготовке высшего звена руководителей. Исследование выявило растущий отказ от структурированных экспертных программ, предлагаемых признанными светилами в области менеджмента большим и разнообразным аудиториям, и переход к программам, приспособленным как к ин индивидуальным, так и к образовательным приоритетам организаций.
В настоящее время заметное предпочтение отдается индивидуализированным программам, которые сочетают начальный диагноз потребностей с гибкой организацией учебного процесса в небольших группах, после чего устанавливается пристальный контроль; его реализацией. Отправной точкой является чаще всего оценка индивидуальных результатов и поведения в сочетании с анализом куль туры организации.
Желаемым итогом является обычно непрерывное совершенствование, подкрепленное планированием действий и мероприятий, продолжающих предпринятую инициативу.
Различные организации приоритетно используют различные методы обучения, тем не менее, их список можно свети к следующим методам:
-Адаптация новопринятых или назначенных сотрудников.
-Анализ рабочих действий и процедур.
-Анализ существующих проблем и создание программ их устранения.
-Бенчмаркинг (Benchmarking) -- оценка деятельности организации на основе стандартов деятельности подобных организаций.
-Группы и кружки качества. Демонстрация приемов работы.
-Дискуссии и обсуждения.
-Дистанционное обучение.
-Заочное обучение.
-Изучение и использование программного обеспечения.
-Изучение практических ситуаций.
-Индивидуальное обучение.
-Инструктаж на рабочем месте.
-Использование диагностического инструментария и анализ результатов.
-Использование пособий.
-Консультирование.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ « НОМЕД- СЕМЕЙ»
2.1 Общая характеристика деятельности гостиницы « Номад- Семей»
Современная и уютная гостиница « Номад- Семей»расположена в самом центре Семея, недалеко от Железнодорожного вокзала. Гостиница занимает пять этажей 9-этажного здания, в перспективе она займет все 9 этажей. В гостинице 57 номеров оригинального дизайна и современного оснащения. Для удобства гостей продумано все до мелочей - комфортность мебели, телефон и телевизор, холодильник и кондиционер, электрочайник с природной питьевой водой «Фоксэль».Небольшой уютный бар работает с 07ч. до 24ч. Для удобства гостей факсимильная связь, киоск с товарами первой необходимости, вызов такси, скоростной Интернет. Наша гостиница для проведения совещаний и конференций предлагает услуги конференц-зала на 20 мест.
Ценообразование специфично - в дневное время можно заплатить по цене «полусуток».
Около гостиницы находится удобная авто-парковка, напротив платная автостоянка. Рядом с гостиницей находится боулинг-центр «Цепеллин», сауна «Сауна-лайн», прачечная «Лотос», множество продуктовых и промышленных магазинов, аптек.
Но уютные номера, удобное месторасположение не являются залогом успеха гостиницы. Здесь очень важно внимательное отношение персонала к гостям отеля. Приедет ли гость к нам еще раз, зависит от всех сотрудников - горничных, барменов, поваров, и, конечно, администраторов. Персонал гостиницы «Аврора» квалифицированный, то есть обладает необходимыми знаниями и умениями. Если у нас появляется что-то новое, то это случается не потому, что мы увидели это где-то в другом отеле, а потому что мы учитываем мнение наших гостей.
Персонал радушен, гостеприимен. Предназначение (миссия) гостиницы «Номад-Семей»- обеспечить самый высокий уровень услуг для гостей: деловых людей, приезжающих в командировку, небольших групп, а также отдыхающих. Клиентами являются госпредприятия, частные компании, частные лица, приезжающие в командировку из многих городов России, а также из-за рубежа, а так же и горожане. Таким образом, рынок услуг: местный, региональный, международный. Для них гость это любой, входящий в гостиницу «Номад-Семей»,- это самая важная персона - VIP, и его обслуживают на самом высоком уровне, ценный клиент, который платит хорошие деньги за качественный продукт тот, у кого есть определенные потребности, которые мы обязательно удовлетворим причина, по которой существует и процветает бизнес.
Правила проживания в гостинице «Номад-Семей»:
- стоимость номеров определяется согласно их расположению, размеров, оснащения;
- расчетный час в гостинице - 12.00 часов по местному времени. В случае задержки выезда гостя после расчетного часа оплата производиться в следующем порядке:
- до 7 часов расчетного часа - за половину суток;
- от 7 до 24 часов после расчетного часа за полные сутки;
- размещение осуществляется при предъявлении документа удостоверяющего личность;
- при размещении необходимо заполнить специальную форму регистрации;
- при регистрации каждому гостю выдается карточка на поселении в гостинице «Номад-Семей» по предъявлению которой выдаются ключи;
- в случае порчи имущества гостем или его посетителем гость обязан компенсировать нанесенный гостинице ущерб согласно утвержденному администрацией прейскурант цен на имущества;
- деньги и другие ценности необходимо сдать на хранение в сейф дежурному администратору. Администрация не несет ответственности за пропажу ценностей, не сданных на хранение;
- служба приема и размещения оставляет за собой право предоставить гостю другой свободный номер в случае несвоевременной оплаты за проживание;
Гостю запрещается:
- нарушать покой проживания с 23.00 до 9.00 утра;
- оставлять в номере посторонних лиц без разрешения администрации;
- уносить ключ от номера;
- переставлять мебель в номере;
- держать в номере животных и птиц без специального разрешения.
В случае заболевания или плохого самочувствия гость может обратиться к дежурному администратору
Гость при уходе из номера должен закрыть водоразборные краны, окна, выключить свет телевизор.
Гость должен предупредить администратора номерного фонда о выезде из номера произвести оплату за представленные ему дополнительные услуги сдать ключ от номера.
Специалисты утверждают, что какими бы различными ни были организации, все они имеют ряд общих черт:
- создаются с одной главной целью - обеспечить координацию коллективных усилий, направленных на решение определенных задач;
- все они должны ставить себе стратегические и тактические цели и периодически обновлять их;
- они должны следить за тем, чтобы все члены организации вносили вклад в достижение общей цели.
Внутреннюю среду гостиницы « Номад-Семей» можно охарактеризовать, проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности, персонала и доминирующей организационной структуры.
Базой для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности является годовая отчетность гостиницы за 2010 и 2011 год.
Владея данными за два периода можно провести сравнение отчетных данных с данными прошлого года, выявить факторы, влияющие на увеличение или снижение клиентов, а также выявить резервы дальнейшего роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ работы предприятия осуществляется с помощью ряда показателей. Показатели указываются как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Анализируя результаты финансово - хозяйственной деятельности гостиницы можно сделать вывод, что в динамике за 2009- 2010 года основные показатели имели тенденцию к увеличению, а именно, продажа гостиничных услуг выросла113.24% и повлек за собой рост валового дохода на 2650000тг.
Положительным моментом в деятельности гостиницы является снижение уровня издержек обращения (непосредственных затрат, связанных с реализацией услуг) на 0.13% в общем объеме, несмотря на их рост в абсолютном выражении.
Так же результатом увеличения гостиничных услуг является увеличение прибыли гостиница 109.18%, что в абсолютном выражении составляет 2385000 тг. За счет роста этого показателя растет и валовая прибыль, влияние на которую оказал и такой показатель как прочие операционные расходы, снизившиеся в 2010 году на 10%.
Чистая прибыль после уплаты налогов, которые возросли на 47000тг или на 27.22%, составила 1908000тг, что на 563.35 меньше показателя 2009 года.
Помимо проведения анализа основных финансовых показателей стоит рассмотреть состав персонала организации согласно штатному расписанию и детально проанализировать трудовые ресурсы данного предприятия.
2.2 Организационная стурктура гостиницы «Номад-Семей»
Основа любой организации - персонал, от деятельности которого зависит достижение общей цели предприятия, реализация и повышение эффективности деятельности, и многие другие экономические показатели. Поэтому основной задачей при анализе управления персоналом, а частности и анализе системы оплаты труда персонала, является изучение его численности, структуры, текучести кадров.
По полученным данным видно, что большая часть персонала принадлежит к возрастной категории свыше 40 лет. За анализируемый период их численность не изменилась, по-прежнему составляет 9 человека, но удельный вес этой категории увеличился из-за увольнения одного работника. Самая малая доля приходится на возрастную группу от 25 до 30 лет, численность этой группы - всего 3 человека, которая не менялась в течение двух лет. Изменение произошло в категории персонала до 25 лет, в связи с увольнением одного работника. Человек, входящий в категорию от 30 до 40 лет, занимает высший уровень управления. В результате можно отметить традиционную расстановку персонала, при которой на высшем уровне управления находятся работники постарше, а на более низком - по моложе.
Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: дисциплина и ответственность работников, специализация предприятия, обновление основных фондов, условия труда работников, организация рабочих мест, текучесть кадров, заинтересованность работников в достижении высоких результатов деятельности, применение прогрессивных форм.
Помимо оценки эффективности управления, проведенной выше, необходимо обратить внимание на то, как непосредственно руководство гостиницы оценивает социально - экономическую эффективность управленческой точки зрения.
Анализируя полученные по представленным показателям данные необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно низкая (17.9 баллов). Делая вывод, руководству необходимо в дальнейшем совершенствовать и внедрять новые наиболее эффективные действия, реализация которых повысит степень эффективности управления до оптимального уровня.
При наборе персонала руководство гостиницы пользуется следующими критериями и принципами.Несмотря на структуризацию процесса отбора, руководству иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируется и осуществляется лишь в момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. Потребность в персонале оценивается директором и основывается на изменении объема работ.
В гостинице главным лицом в оценке персонала является непосредственно директор. Он отвечает за полноту и объективность информационной базы, необходимой для текущей оценки.
оценка может помочь в решении некоторых дополнительных задач:
- установление обратной связи с работником по профессиональным и организационным вопросам;
- удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.
На практике в гостинице не применяются такие методы. Здесь осуществляется только подготовка кадров непосредственно перед принятием должностных полномочий.
Что касается планирования кадров, то долгосрочного планирования не происходит. Как правило, при освобождении штатной единицы объявляется конкурс на вакантную должность. Обычно поиск кандидатов начинается с подачи объявления в СМИ или своим работникам. Таким образом, используются как внешние, так и внутренние источники поиска кандидатов.
Набор кадров - один из ключевых моментов работы гостиницы, т.к. от качества отобранных кадров зависит эффективность работы гостиницы и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров являются растратой денег, а хорошие кадры - удачный способ их вложения.
2.3 Выявление проблем в системе управления персоналом в гостинице «Номад- Семей»
Для рационального использования трудового резерва, для своевременного обеспечения организации персоналом, для эффективности работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование).
Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении торгового процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности в приеме.
Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности гостиницы в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу)
Мотивация - это процесс побуждения к деятельности для достижения целей организации. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.
Возрастной ценз, конечно, имеет ряд плюсов (энергичность, меньше подвержены заболеваниям, не состояние в браке) и ряд минусов. Такой отбор отсеивает более опытных претендентов. Образование и компетентность зачастую не могут заменить опыт. Руководству необходимо обращать внимание на приведенные выше недостатки, т.к. в итоге они сказываются на конечном результате деятельности гостиницы.