Цели,задачи,принципы и методы управления персоналом
Схематично система управлением персонала представлена на рисунке 5.
Рисунок 5- Система управления персоналом
Главная цель управления персоналом (конечный желаемый результат) – обеспечить соответствие количественных и качественных характеристик персонала целям организации. Выделяют несколько целей организации:
— экономическая – рост прибыли;
— научно-техническая – внедрение достижений НТП, рост производительности;
— производственно-количественная – эффективное производство и реализация.
— социальная – удовлетворение социальных потребностей.
Задачи управления персоналом – это определенные виды работы, которые должны быть выполнены для достижения главной цели. Выделяют три основные задачи в управлении персоналом:
— обеспечить организацию высококачественными кадрами;
— обеспечить непрерывное обучение, повышение квалификации персонала, эффективное использование трудового потенциала;
— согласовать производственные и социальные задачи.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управление персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов, процедуры принятия и реализации управленческих решений.
Система управления персоналом организации включает общее и линейное руководство, а также определенный состав функциональных подсистем.
В составе функциональных подсистем системы управления персоналом организации объединены однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с персоналом. В зависимости от размеров организации состав структурных подразделений, выполняющих указанные функции, может заметно различаться: в небольших организациях одно подразделение может выполнять функций нескольких подсистем, а в крупных - функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.
Охарактеризуем, что включает в себя каждая из представленных подсистем.
Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала включает в себя:
- Разработка стратегии управления персоналом;
- Анализ кадрового потенциала предприятия;
- Анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале;
- Взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими кадрами предприятие, организация рекламы;
- Оценка кандидатов на вакантную должность;
- Планирование кадров.
В подсистему найма и учета кадров входит:
- Оформление и учет приема, увольнений, перемещений;
- Организация найма и отбора персонала;
- Профориентация;
- Организация рационального использования персонала;
- Текущая периодическая оценка кадров;
- Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
Подсистема условий труда предполагает реализацию следующих функций управления:
- Охрана труда и техника безопасности;
- Соблюдение требований психофизиологии труда;
- Соблюдение требований эргономики;
- Соблюдение требований технической эстетики;
- Охрана окружающей среды.
В подсистему трудовых отношений входит:
- Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений;
- Анализ и регулирование отношений руководства;
- Управление производственными конфликтами и стрессами;
- Социально-психологическая диагностика;
- Регулирование этических норм взаимоотношений;
- Управление взаимодействием с профсоюзами.
В подсистему анализ и развития средств стимулирования труда входит:
- Нормирование и тарификация трудового процесса;
- Разработка систем оплаты труда;
- Использование средств морального поощрения;
- Управление трудовой мотивацией;
- Разработка форм участия в прибылях и капитале.
Подсистема развития кадров включает в себя:
- Техническое и экономическое обучение;
- Переподготовка и повышение квалификации;
- Планирование и контроль деловой карьеры;
- Работа с кадровым резервом;
- Профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников.
Подсистема социального развития включает в себя:
- Организация общественного питания;
- Обеспечение здравоохранения и отдыха;
- Управление жилищно-бытовым обслуживанием;
- Развитие культуры и физического воспитания;
- Обеспечение детскими учреждениями;
- Управление социальными конфликтами и стрессами.
В подсистему разработки организационных структур управления входит:
- Анализ сложившейся организационной структуры управления;
- Корректировка действующей организационной структуры управления;
- Разработка штатного расписания.
- Подсистема юридических услуг предполагает следующее:
- Решение правовых вопросов трудовых отношений;
- Согласование распорядительных документов хозяйственной деятельности;
- Проведение консультаций по юридическим вопросам.
Функции подсистемы информационного обеспечения выглядят следующим образом:
- Ведение учета статистики обеспечения;
- Ведение учета статистики персонала;
- Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом;
- Обеспечение персонала научно-технической информацией;
- Организация патентно-лицензионной деятельности;
- Обеспечение работы органа массовой информации организации.
Эффективная система управления персоналом предполагает установление рациональной организационной структуры управления, в которой отражены логические соотношения функций и уровни управления. Очень важным этапом при проектировании организационной структуры является определение прав и ответственности в процессе реализации цели.
Функции управления персоналом разделены между линейными руководителями и кадровой службой. Линейные руководители участвуют в наборе персонала, его оценке, обучении, обеспечивают условия для высокопроизводительного труда и использования работника по его специальности.
Кадровый менеджмент - менеджмент, направленный на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации.
В кадровом менеджменте различают:
- оперативный уровень управления, на котором доминирует кадровая работа;
- тактический уровень управления, на котором доминирует управление персоналом;
- стратегический уровень управления, на котором доминирует управление человеческими ресурсами;
- политический уровень управления корпорацией - разработка и контроль за реализацией кадровой политики.
Функции кадрового менеджмента:
- планирование потребностей,
- отбор и найм,
- развитие и ориентация,
- продвижение по службе,
- оценка и вознаграждение.
Принципы управление персоналом – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.
Основные принципы:
- научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства, отбора, подбора и расстановки кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности, линейного и целевого управления, контроля исполнения решений и т.д.
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
Методы управления персоналом представлены на рисунке 1. Каждый из представленных на рисунке методов отличаются способами и результативностью воздействия на персонал. Рассмотрим каждый из перечисленных выше методов.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ |
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
Рисунок 6 - Методы управления персоналом предприятия
Экономические методы управления персоналом являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как поощрять, так и наказывать. Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования и т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.
Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
Большинство экспертов согласилось, что существует пять основных функций, которые выполняют менеджеры: планирование, организация, подбор персонала, руководство, контроль. Вместе эти функции представляют собой то, что обычно мы называем процессом управления. Каждая из вышеперечисленных функций включает в себя:
планирование: постановка целей и стандартов, разработка правил и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование некоторых возможностей в будущем;
организация: постановка определенных задач перед каждым подчиненным, разделение на отделы, делегирование части полномочий подчиненным, разработка каналов управления и передачи информации, координация работы подчиненных;
управление персоналом: решение вопроса об определении стандарта для подходящих кандидатов, подбор подходящих работников, отбор работников, установка стандартов работы, компенсации работникам, оценка выполнения работ, консультирование работников, обучение и развитие работников;
руководство: решение вопроса, как заставить работников выполнять свою работу, оказание моральной поддержки, мотивация подчиненных;
контроль: установление таких стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности; проверка соответствия выполнения работ этим стандартам; их корректировка при необходимости.
Управление персоналом отвечает концепциям и методам, которые управляющему необходимо использовать при работе с персоналом. К ним относятся:
анализ работы (определение характера работы каждого сотрудника),
планирование потребности в персонале и найм кандидатов на работу,
отбор кандидатов,
ориентация и обучение новых работников,
управление оплатой труда,
обеспечение мотивации и льгот,
оценка исполнения,
общение,
обучение и развитие,
создание у работников чувства ответственности,
здоровье и безопасность работников,
работа с жалобами и трудовые отношения.
Сущность и классификация методов управления персоналом
Методы УП – способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработала три группы методов УП: административные, экономические и социально-психологические.
Административные базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Эти методы отличает прямой характер воздействия, соответствие правовым нормам (утверждение административных норм, правовое регулирование, издание приказов и распоряжений, должностные инструкции, утверждение методик, установление санкций и т.д.) Т.е.:
- организационное регламентирование (чем должен заниматься работник)
- организационное нормирование (установка нормативов)
- организационно-методическое инструктирование (указания, приказы, инструкции)
- распорядительное воздействие
Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе экономические методы управления.
Социально-психологические основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения, базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей (социологические методы – анкетирование, интервью, социометрический метод, наблюдение, собеседование) и отдельные личности (психологические методы).
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента — управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Существенное отличие последней модели от двух предыдущих, традиционных, явное. Однако для отечественных кадровых служб, пока еще только овладевающих технологиями кадрового менеджмента, различие между традиционными методами управления персоналом и методологией управления человеческими ресурсами в известной степени носит умозрительный характер.
Исходя из видения будущего кадровых служб и опираясь на опыт успешных корпораций, можно определить ключевые роли для профессии менеджера по персоналу.
1. “Кадровый стратег” — член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).
2. “Руководитель службы управления персоналом” — организатор работы кадровых подразделений.
3. “Кадровый технолог” — разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).
4. “Кадровый инноватор” — руководитель, лидер—разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.
5. “Исполнитель” — специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.
6. “Кадровый консультант” (внешний или внутренний) — профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала;
Исследователями было предложено множество характеристик компетентности менеджера по персоналу, 11 областей компетентности были признаны ключевыми, поскольку они фигурировали в экспертных оценках всех шести упомянутых ролей менеджера по персоналу. Эти 11 ключевых областей компетентности были объединены в три группы.
Личная порядочность
1. Этичность — уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
2. Добросовестность — высокие требования к результатам своей работы.
3. Рассудительность — способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.
Целеустремленность и продуктивность
1. Результативность — ориентация на конечный результат.
2. Настойчивость — способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
3. Преданность организации и деловая ориентация — готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
4. Уверенность в себе — готовность и умение решать неординарные задачи.
Навыки командной работы
1. Командная ориентация — понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;
2. Контактность — умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;
3. Коммуникабельность — умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства, дня воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;
4. Умение слушать — способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.
Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы менеджера по персоналу дала возможность проранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности):
1. Этичность.
2. Коммуникабельность.
3. Умение слушать.
4. Контактность.
5. Командная ориентация.
6. Добросовестность.
7. Рассудительность.
8. Результативность.
9. Настойчивость.
10. Уверенность в себе.
11. Преданность организации и деловая ориентация.