Самостоятельная работа для студентов заочной формы получения образования

№ п/п Тема, вопросы рабочей учебной программы, выносимые для самостоятельного изучения Задания для студентов Методическое обеспечение Количество часов
ТЕМА 1: Предмет и история социальной психологии ВОПРОСЫ: 1. История становления социальной психологии на западе. 2. Развитие социальной психологии в России и Беларуси.     ТЕМА 1: Методы исследования в социальной психологии ВОПРОСЫ: 1. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики. 2. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппараткрные методы диагностирования социально-психологических явлений. 3. Использование опросов в социально-психологической диагностике. 4. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики. 5. Тестирование социально-психологических явлений. 6. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. 1) В книге: «Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 1999.» Статья: Андреева Г.М. Социальная психология. – С. 5-22. _ выделить и дать анализ этапов становления социальной психологии как науки в отечественной психологии. 2) Письменно ответить на вопросы: _Каковы относительные особенности североамериканской, европейской и отечественной социально-психологической традиции? _Каковы особенности конституирования социальной психологии как научного знания? _Каковы отличительные черты двух направлений – психологической социальной психологии (ПСП) и социологической социальной психологии (ССП)? _Что подразумевается под термином «Групповое сознание» и как оно использовалось для объяснения поведения толпы? Выделите основные характеристики психологии народов. _Каковы главные совпадения и различия между американскими и европейскими направлениями социальной психологии?     1. Составить развернутую схему современных методов социально-психологической диагностики. 2. Перечислить особенности их применения в прикладной социальной психологии. 3. Составить описание одного из тестов и возможностей его использования в процессе изучения социально-психологических явлений.   Литература: 1. Андреева Г.М. К психологии становления социальной психологии в России // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. №4, С. 6-17. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М, 2000. 3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. – М., 1978. 4. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н. Ждан. М., 1988. 5. История зарубежной психологии: 30 – 60 гг. ХХ в. М., 1986. 6. История психологии в Белорусии: Хрестоматия /Авт.-сост. Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский. – Мн., 2004. 7. История психологии: Период открытого кризиса: Начало 10-х середина 30-х гг. ХХ века: Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина и А.Н. Ждан. М., 1992. 8. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. Сб. научных трудов института психологии АН СССР / Под ред. Б.Г.Ломова. М.,1990. 9. Кандыбович Л.А. История психологии в Беларуси: Учеб. пособие. – М.: Тесей, 2002. 10. Социальная психология/ под. ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. 11. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. – М., 2004. 12. Шульц Д., Шульц Л. История современной психологии. – М.; СПб.: Питнр, 1998. Литература: 1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982. 2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М., 1989. 3. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. – М., 1974. 4. Казанцев В.Н. Контент-анализ массовой документальной информации. Рязань, 1974. 5. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971. 6. Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л., 1977. 7. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. – М., 1990. 8. Федотова А.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропоганды. – М., 1988. 9. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. – Киев, 1995. 10. Экспериментальные оценки в социологических исследованиях. – Киев, 1995. 11. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1995.      
ТЕМА 1: Предмет и история социальной психологии ВОПРОСЫ: 3. История становления социальной психологии на западе. 4. Развитие социальной психологии в России и Беларуси.     ТЕМА 1: Методы исследования в социальной психологии ВОПРОСЫ: 7. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики. 8. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппараткрные методы диагностирования социально-психологических явлений. 9. Использование опросов в социально-психологической диагностике. 10. Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики. 11. Тестирование социально-психологических явлений. 12. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики. 1) В книге: «Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 1999.» Статья: Андреева Г.М. Социальная психология. – С. 5-22. _ выделить и дать анализ этапов становления социальной психологии как науки в отечественной психологии. 2) Письменно ответить на вопросы: _Каковы относительные особенности североамериканской, европейской и отечественной социально-психологической традиции? _Каковы особенности конституирования социальной психологии как научного знания? _Каковы отличительные черты двух направлений – психологической социальной психологии (ПСП) и социологической социальной психологии (ССП)? _Что подразумевается под термином «Групповое сознание» и как оно использовалось для объяснения поведения толпы? Выделите основные характеристики психологии народов. _Каковы главные совпадения и различия между американскими и европейскими направлениями социальной психологии?     1. Составить развернутую схему современных методов социально-психологической диагностики. 2. Перечислить особенности их применения в прикладной социальной психологии. 3. Составить описание одного из тестов и возможностей его использования в процессе изучения социально-психологических явлений.   Литература: 13. Андреева Г.М. К психологии становления социальной психологии в России // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. №4, С. 6-17. 14. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М, 2000. 15. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. – М., 1978. 16. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н. Ждан. М., 1988. 17. История зарубежной психологии: 30 – 60 гг. ХХ в. М., 1986. 18. История психологии в Белорусии: Хрестоматия /Авт.-сост. Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский. – Мн., 2004. 19. История психологии: Период открытого кризиса: Начало 10-х середина 30-х гг. ХХ века: Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина и А.Н. Ждан. М., 1992. 20. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. Сб. научных трудов института психологии АН СССР / Под ред. Б.Г.Ломова. М.,1990. 21. Кандыбович Л.А. История психологии в Беларуси: Учеб. пособие. – М.: Тесей, 2002. 22. Социальная психология/ под. ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. 23. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. – М., 2004. 24. Шульц Д., Шульц Л. История современной психологии. – М.; СПб.: Питнр, 1998. Литература: 12. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982. 13. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М., 1989. 14. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. – М., 1974. 15. Казанцев В.Н. Контент-анализ массовой документальной информации. Рязань, 1974. 16. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971. 17. Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л., 1977. 18. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. – М., 1990. 19. Федотова А.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропоганды. – М., 1988. 20. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. – Киев, 1995. 21. Экспериментальные оценки в социологических исследованиях. – Киев, 1995. 22. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1995.      
ТЕМА 2: Общение и отношения как социально-психологические явления ВОПРОСЫ: 1. Понятия и виды социальных отношений их взаимосвязь с общением 2. Понятие и виды общения. 3. Функции и трудности общения 4. Характеристика профессионального общения. 5. Сущность и виды деформации социальных отношений. 6. Деформации общения. 7. Трудности общения: их диагностика и коррекция. 8. Правила ведения деловых бесед и переговоров.   Составление конспекта по вопросам, выделенным для самостоятельного изучения Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М, 2000. 2. Социальная психология/ под. ред. А.Н. 2 Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001. 3. Хьюстон М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. – М., 2004. 1. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. – Рязань, 1994. 2. Гришина Н.В.Давайте договоримся. – СПб., 1993. 3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с. 4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. – СПб., 2001. 5. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1987. 6. Мидиг А. Как проводить беседы. – М., 1987. 7. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990. 8. Сивуха С.В. Практикум по социальной психологии (социальное познание, эмоции, коммуникация, личность): Учеб.-метод. пособие. Мн.: ЕГУ, 2002. 9. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. – СПб., 2003. 10. Шкуратов И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. – Ростов, 1990. 11. Эрнест О. Слово предоставляется Вам. // Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. – М., 1988.
ТЕМА 3: Коммуникативная сторона общения ВОПРОСЫ для конспектирования: 1. Общение в системе социальных отношений: функции, виды и структура общения. 2. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. 3. Средства коммуникации. Вербальные средства коммуникации. 4. Убеждение и его слагаемые. 5. Невербальные средства общения. 6. Психология публичного выступления. Дополнительные темы: 1. Этапы процесса общения. Как мы говорим и слушаем. Характеристики каналов получения и переработки информации. 2. Межличностное пространство. Визуальный контакт. Литература: Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Под ред. Григорьевой, Новосибирск, 1997. 3. Что надо знать о языке жестов и телодвижений. Литература: А. Пиз. Язык жестов. – М., 1992. Письменно проанализируйте: В книге: «Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Т.В. Кутасова. – М., 1995.» статьи: А) Робер М.А., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации. С. 20-25. _составные части коммуникации; _оргпнизация коммуникации. Б) Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? Как организовать и провести беседу? Что мешает эффективному общению? С. 25-46. _типология ситуаций общения, _специфика дидактического общения, _как организовать и провести беседу, что мешает эффективному общению.   Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М, 2000. 1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999. 2. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М, 1995. 3. Шибутани Т. Социальная психология. Перев. с англ. - Р/н—Д., 1998.
ТЕМА 4: Интерактивная сторона общения ВОПРОСЫ для конспектирования: 1. Природа и структура взаимодействия. 2. Типы взаимодействий. 3. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. 4. Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах. 5. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 6. Конфликты как специфический тип взаимодействия в общении. Дополнительные темы: 1 Коммуникативные навыки и будущий характер. 2. Просьба, требования, контракты. 3. Семья как система: закрытая или открытая? Литература: Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Под ред. Григорьевой, Новосибирск., 1997. 4. Теории межличностного взаимодействия: трансактный анализ Э. Берна, теория обмена Дж. Хомана, теория символического интеракционизма Дж. Мида, теория управления впечатлениями Э. Гофмана. Психоаналитическая теория З. Фрейда. 4. Как легко испортить отношения? 5. О лавушках в общении. Двойные сигналы в общении. 6. Интересы и позиции в конфликтных отношениях: что важнее? Письменно проанализируйте: В книге: «Хрестоматия по социальной психологии. Сост. Т.В. Кутасова. – М., 1995.» статьи: А) Корнелиус Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием «конфликт». С. 54-75. _правильное и неправильное разрешение конфликтов и их последствия, _сигналя конфликта, _варианты правильного и неправильного поведения в конфликте, _анализ подхода: «выиграть / выиграть», _картография конфликта. Б) Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. С.75-87. _анализ понятий конфликтологии, _способы разрешения конфликтных ситуаций, _как прогнозировать конфликт.   Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М, 2004. 1. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск., 1993. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. 3. Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. —Л., 1987. 4. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов. – СПб., 2001. 2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999. 5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979. 6. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Под ред. Григорьевой, Новосибирск, 1997. 7. Семечкин Н.И. Социальная психология: учеб. для ВУЗов / Н.И. Семечкин. – СПб. [и др.]: Питер, 2004. – 376 с. – (Учебник нового века). 8. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1997. 9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М, 1995.
ТЕМА 5: Перцептивная сторона общения ВОПРОСЫ для конспектирования: 1. Понятие о социальной перцепции. 2. Механизмы межличностного восприятия. 3. Эффекты межличностного восприятия. 4. Точность межличностной перцепции. 5. Межличностная аттракция. 6. Практические проблемы оптимизации общения: _Как правильно слушать? _Психологические основы симпатии. _Психологические основы улучшения общения.   Письменно проанализируйте: В книге: «Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомомандрицкая. – М., 1999.» Статья: Андреева Г.М. Атрибутивные процессы. С. 152-174. _назначение атрибуции в жизни человека, _научное и обыденное объяснение действительности: сравнительный анализ, _история развития идей атрибуции, _этапы приписывания причин, _теория каузальной атрибуции Г. Келли, _ошибки атрибуции.   Литература: 1. Андреева Г.М. Психология социального познания.— М, 2000. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М, 2004. 1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. 2. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 1984. 3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб., 1999. 4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999. 3. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М., 1981. 4. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983. 5. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. – М., 1987. 6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989. 7. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992. 8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М, 1995.
6,7 ТЕМА 6 : Психология малой группы. ВОПРОСЫ для конспектирования: 1. Понятие о малой группе. 2. Размеры малой группы. 3. Классификация малых групп. 4. Динамические процессы малой группы. Образование малой группы. 5. Лидерство и руководство в малых группах 6. Групповое давление, его социально-психологическая характеристика. 7. Групповая сплоченность. 8. Эффективность групповой деятельности. Процесс принятия группового решения. Письменно проанализируйте: В книге: «Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомомандрицкая. – М., 1999.» Статья: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер. С 294-311. _руководство в организации, _влияние и власть, _баланс власти, _формы власти и влияния, _власть, основанная на принуждении (через страх), _власть через вознаграждение, _законная власть, _власть примера, _власть эксперта.   Литература: основная 2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. — М, 2004. 3. Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. Психология малой группы. — М., 2002. 4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999. дополнительная 1. Левин К. Теория поля в социальных науках. / Пер. с англ. – СПб., 2000. 2. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: Владос, 1995. 3. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений. // Психологическая теория коллектива. – М., 1979.
ТЕМА7: Психология больших социальных групп ВОПРОСЫ для конспектирования: 1. Определение, структура и методы исследования больших социальных групп. 2. Социальные классы и слои. 3. Психология этнических групп. 4. Психология стихийных групп. 5. Психология массовых движений. 6. Гендерные и возрастные группы, их характеристика.   Письменно проанализируйте: 1. В книге: «Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 1999.» статьи: 1) Лебон Г. Душа толпы. – С. 42-48. _ дать общую характеристику толпы, _ охарактеризовать внутренние процессы толпы (чувства и свойства). 2) Дилигенский Г.Г. Движение как субъект социально-политической психологии. – С. 200-204. _ составить характкристику социально-психологических параметров массовых движений, _ выделить специфику массовых движений в зависимости от социально-политической обстановке в стране. Литература: 1. Андреева Г.М. Психология социального познания.— М, 2000. 2. Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: Новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире. – М., 2002. 3. Введение в гендерные исследования. / Под. ред. И. Жеребкиной. – СПб., 2001. 4. Гурко Т. А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. – М., 1998. 5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. – М., 1994. 6. Кон И. Национальный характер: Мир или реальность? // Иностранная литература., 1970. 7. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. / Пер. с англ. – М., 1993.
ТЕМА8: Практические приложения социальной психологии ВОПРОСЫ для конспектирования: 1. Области применения практической социальной психологии. 2. Социальная психология семьи: _Феноменология семьи. _Факторы влияния на стабильность семьи. _Методы диагностики, коррекции и терапии семейных отношений и их нарушения.   Составление конспекта по вопросам, выделенным для самостоятельного изучения Литература: 1. Реан А.А., Коломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999. 2. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.: Владос, 1995. 3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. —М, 1991. 4. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. – СПб., 2003. 5. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. – М., 1990. 6. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Уч. пособие / под ред. В.А. Лабунской. – М., 1999. – 397 с. 7. Хьюстон М., Штребе., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М., 2001. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. – Москва. – Обнинск: «ИГ – СОЦИН», 2005. – 356 с.

.

Наши рекомендации