Конфликтология и тренинг разрешения конфликтов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по воспитательной работе БГПУ
___________ С.И. Коптева
_________________2014 г.
Регистрационный № УД-31-01/_______баз
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Программа государственного экзамена для специальности
1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология
2014 г.
СоставителИ:
О.В. Леганькова, заведующий кафедрой общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;
Л.В. Финькевич, доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;
Т.А. Исакова, доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук;
О.В. Гордиюк, старший преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
А.В. Ковалевская, старший преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
И.А. Белокурская, преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;
Н.П. Бондарь, преподаватель кафедры общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Рецензенты:
М.Ф. Бакунович, заведующий кафедрой психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент
Т.М. Недвецкая, заведующий кафедрой педагогики и психологии дошкольного и начального образования учреждения образования «Минский областной институт развития образования», кандидат психологических наук
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой общей и детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
(протокол № 7 от 20.02.2014 г.)
Заведующий кафедрой _________ О.В. Леганькова
Cоветом факультета дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 7 от 24.02.2014 г.)
Председатель ___________ А.Н. Касперович
Оформление программы государственного экзамена и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Методист учебно-методического управления БГПУ ______ А.В. Виноградова
Ответственный за редакцию: О.В. Леганькова
Ответственный за выпуск:О.В. Леганькова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный экзамен по практической психологии для студентов, обучающихся по специальности 1 – 01 01 02 – 06 Дошкольное образование. Практическая психология, представляет собой интегрированный экзамен, целью которого является выявление уровня профессиональной компетентности выпускников факультета дошкольного образования, их готовности к самостоятельной деятельности педагога-психолога в учреждениях образования.
Программа государственного экзамена составлена с учетом требований квалификационных характеристик педагога-психолога в учреждениях образования. Содержание программы отражает современное состояние теории и практики практической психологии, а также основано на содержании типового учебного плана по специальности, соответствует государственным образовательным стандартам. Программа государственного экзамена составлена на основе типовых программ по следующим дисциплинам: теория и методика профессиональной деятельности психолога; технологии практической деятельности психолога; специальная и медицинская психология; социальная психология; психофизиология и нейропсихология; экспериментальная психология и системный анализ данных.
Составители, опираясь на классические и современные психологические исследования, данные смежных наук, включили в программу узловые, принципиально важные проблемы современной психологической теории и практики. Особое внимание уделено выявлению навыков практической реализации научных знаний в работе с субъектами образовательного процесса. Программа состоит из шести разделов, структурированных в соответствии с объёмом и содержанием включённых в неё учебных дисциплин специальности.
Цель государственного экзамена: оценить владение студентами научными основами реализации методологических и методических аспектов современной психологической практики.
Задачи: оценить готовность студентов к проведению самостоятельных психологических исследований, развитие профессионального самосознания и освоение профессиональной позиции педагога-психолога, знания теоретико-методологических и организационных основ практической психологии как науки, основных направлений и содержания деятельности педагога-психолога в учреждениях образования, готовность к проведению психодиагностической, психокоррекционной, консультативной работы и психологического просвещения.
Требования к освоению учебной дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
основные понятия и категории теории и методики профессиональной деятельности психолога, технологии практической деятельности психолога, специальной и медицинской психологии, социальной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, экспериментальной психологии и системного анализа данных.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:
анализировать и критически оценивать результаты эмпирических исследований в области психологии;
анализировать психофизиологические феномены с позиций естественнонаучного подхода и системной психофизиологии;
анализировать проявления психических расстройств;
прогнозировать последствия социальных влияний;
оптимизировать межличностное и межгрупповое взаимодействие.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен владеть:
технологиями деятельности практического психолога;
теорией и методикой профессиональной деятельности психолога.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Конфликтология и тренинг разрешения конфликтов