Отношение родителей к окружающим людям

Родителям все время кажется, что их ребенок достав­ляет окружающим хлопоты. Поэтому они всячески изви­няются перед окружающими за совершаемые ребенком поступки. Могут иногда наказывать ребенка демонстра­тивно. В то же время придирчивы к окружающим, посто­янно критикуют всех за неправильное поведение по от­ношению к ним или их ребенку. Родители бывают даже агрессивными к окружающим, если, как им кажется, они нарушают общепринятые нормы. Как правило, такие ро­дители — очень обеспокоенные люди, настороженно от­носящиеся к окружающим, так как очень встревожены возможным вероломством последних.

Формирование у ребенка нравственных ценностей

Родители чрезмерно обеспокоены тем, чтобы их ребе­нок стал высоконравственной личностью, и поэтому пред­почитают контролировать его безнравственные поступки и действия, пока они не превратились в привычки. Однако принципиальная упражняемость ребенка в нравственных поступках приводит к противоположному эффекту. Роди­тели постоянно требуют от ребенка с ранних лет, чтобы он говорил волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», , «здравствуйте», «до свидания». Все это вбивается ребенку путем насилия, мелкого шантажа или даже спекулятивных форм отношений. Стремление родителей уличить своего ребенка в неблаговидных поступках формирует у детей устойчивый стереотип неуверенности в себе, желание все делать украдкой. Дети не могут разобраться в том, как себя вести, т. к. родители постоянно недовольны их поведением. Поэтому поступки ребенка становятся неадекватными, принимают формы защитных реакций.

Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка

Ребенку разрешено с определенными ограничения­ми действовать самостоятельно, что благоприятно воз­действует на его мыслительную деятельность. Однако постоянные окрики, запреты не позволяют ребенку длительно сосредоточиться на чем-либо, что делает его сознание очень беспокойным, а мысли — скачущими с одного объекта на другой. Суетливость в действиях от­ражается на мыслительных операциях ребенка. Он бы­стро схватывает новую информацию, хорошо ее запо­минает, но плохо воспроизводит и совсем затрудняется мыслить творчески, так как постоянно боится ошиби­ться. Большая внутренняя тревожность ребенка не по­зволяет ему размышлять над наблюдаемыми им явле­ниями окружающего мира.

В результате контролирующего стиля семейного воспи­тания формируется тревожный социально-психологический тип личности, который имеет следующие виды отношений:

К людям

Внешне учащиеся данного типа выглядят угрюмо, чрезвычайно подозрительны к старшим и сосредоточены на личной защите. В движениях и рассуждениях очень резки и вспыльчивы, поэтому конфликтны даже в тех случаях, когда бы хотели вместе играть или общаться.

В силу этого в особые рассуждения не пускаются, даже избегают их, что создает дополнительные трудности в общении с ними. Очень ценят товарищество, хотя им трудно с кем-либо сблизиться. Чаще всего дружат с себе подобными, но лишь для взаимной защиты и поддержки. Своего товарища в случае общего преследования никогда не выдадут и даже жесточайшие наказания не могут при­нудить их к этому.

Постоянная настороженность и готовность к конф­ликту делает их неуверенными в себе и нерешительными, но требовательными к другим, ведет к замкнутости и гру­бости. Грубость и постоянное стремление сделать все на­оборот, назло, влекут за собой преследование их, а в по­следующем и жестокие наказания как со стороны родите­лей, так и учителей-воспитателей. Все это только еще бо­льше ожесточает их, делает беспощадными ко всем тем, кто зависит от них, будь то животные или сверстники. 49

Если это животные, то они их истязают, уничтожают и, чем больше причиняют страданий, тем выше удовлетво­рение. Если это сверстники, то пытаются их ущипнуть, уколоть или ударить. Если попадутся неодушевленные предметы, то они стремятся их испортить, исковеркать, сжечь. При виде таких же разрушительных, сильных впе­чатлениями сцен они становятся все более циничными и жестокими.

К деятельности

Дети этого типа с трудом могут сосредоточиться на од­ном виде деятельности. Они постоянно мечутся, хватаясь то за одну работу, то за другую. В школе не могут спокойно проработать 10—15 минут, начинают все ронять, беспоко­ить товарищей, сидящих рядом, впереди или даже позади себя. Несмотря на свою «вертлявость» и постоянные отвле­чения, дети этого типа все-таки в начальной школе могут обучаться достаточно успешно. Однако в средних классах успеваемость их быстро снижается, так как они плохо адап­тируются к требованиям разных учителей, которые, стре­мясь управлять ребенком такого типа, очень часто исполь­зуют оценку как регулятор их поведения. Такое отношение учителей к «тревожному» типу личности школьника приво­дит к тому, что к окончанию средней школы те негативно относятся к обучению, стремясь избежать встреч с учителя­ми, так как кроме унижения их достоинства, они ничего не испытывают.

В трудовой деятельности дети этого типа подчас могут зарекомендовать себя в подростковом возрасте лучше, чем в учебной, как бы компенсируя неудачи в одной об­ласти деятельности другой, более удачной.

Очень сложно детей этого типа привлекать к работе в кружках, спортивных секциях, в которые они просто не желают идти из страха, что там нужно будет занимать первые места или демонстрировать свое искусство. С од­ной стороны, эти дети как бы боятся показать себя, а с другой — в них живет подспудное желание выделиться, быть замеченными, так как их статус очень низок в груп­пе, вплоть до того, что многие из них бывают изгоями в классе. Поэтому для этих детей важна оценка результатов их деятельности другими, и в этом они похожи на «доми­нирующий» тип личности, с той разницей, что последний активно этого добивается в социальной группе, а тревож­ный — пассивен, неуверен и постоянно дожидается этой положительной оценки.

К своим возможностям

Как уже было отмечено выше, дети этого типа проти­воречивы в своих желаниях демонстрировать свои воз­можности и, чем старше они становятся, тем быстрее на­чинает нарастать их «комплексование». Все чаще они де­монстрируют свою неспособность. Это выражается под­час в том, что, берясь за какую-либо, даже интересную и привлекательную для них работу, будь то сборка конст­руктора, рисование или лепка, при первых же трудностях бросают ее и могут даже с ненавистью уничтожить все, что связывало их с этой работой, т. е. скомкать пласти­лин, разрушить модель и т.д.

Занижая свои возможности, дети этого типа в подрост­ковом и юношеском возрасте с трудом определяются про­фессионально. Они говорят, что им ничего не нравится, высокомерно относятся ко всяким видам трудовой деяте­льности, но это лишь их защитная реакция, чтобы спря­тать страх перед предстоящей трудовой деятельностью. Освоив профессию, такие люди исполнительны до педан­тичности и становятся очень требовательны к людям.

К коллективу

У детей этого типа двоякое чувство к коллективу. С одной стороны, они желают быть его членом, а с дру­гой — у них испорчены отношения с каждым. В дошколь­ном возрасте, если они адаптировались к детям детского сада, то мирно могут играть со сверстниками. В началь­ной же школе они длительное время конфликтуют со все­ми подряд, вплоть до учителя. Они с трудом играют в коллективные игры на переменах, чаще стоят в стороне и исподтишка пытаются мешать играющим. Им очень хо­чется, чтобы дети обратили внимание на них, но привле­кать внимание они не умеют, поэтому кроме тычков, пинков и грубого отношения к своим товарищам, от них трудно дождаться чего-либо другого. Нарушение системы общения у этого типа детей явно обнаруживается в кол­лективных отношениях. Становясь изгоями в классе, они превращаются в озлобленных и мстительных, никогда ни о ком не отзывающихся почтительно, не желающих ни с кем дружить, кроме себе подобных.

К себе

Эгоцентризм этих детей проявляется, в основном, в самозащите своего личностногоЯ, в силу постоянного стремления окружающих разрушить его как личность. Постоянная порция самозащиты и ожидание вероломства или покушения на личностное достоинство делает этот тип детей агрессивным не только по отношению к другим, но и к самому себе. Порой они себя ненавидят, не любят, порой оправдывают, жалеют. В основном же у де­тей этого типа наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе, что прослеживается через всю их жизнь в стремлении завоевания уважения к себе со стороны людей или конкретной социальной группы. Поэтому они очень осторожно знакомятся с новыми людьми и дружат лишь с теми, кто может понять и нарочитую грубость, внешнюю злобность, так как на самом деле они испыты­вает чувство доброты и благодарности к тем людям, ко­торые не третируют их личность, не выискивают у них недостатки, никогда не оскорбляют и не обижают. В силу этого в дружбе дети и взрослые этого типа очень предан­ные и делят всех на врагов и своих.

К критике

Замечания и критику они практически не восприни­мает. Это приводит их в крайнее раздражение, порой и в аффектное состояние. На замечания со стороны сверст­ников они реагируют очень бурно, набрасываясь на них с кулаками, а по отношению к старшим — «набычиваясь» и уходя в молчаливую «глухую», «непробиваемую» защиту. Если взрослые пытаются читать им нотации, то порой это может вызвать неадекватную реакцию. Вместо того, Что­бы плакать, он может широко заулыбаться, что еще боль­ше приводит в раздражение педагога или воспитателя. В моменты критики у этих детей могут возникать непро­извольные движения. В дошкольном возрасте — это по­кусывание ногтей и губ, ковыряние пальцем всего, что попадется под руки, теребление одежды, а в начальной школе в виде различных тиков глаз, носа, шеи, головы, рук, ног по мере того, насколько окружающие начинают замечать эти навязчивые движения.

К волевым проявлениям

До 12 лет это трудноуправляемые дети, так как они сами делают то, чего может быть и не желали бы. Порой они обещают, что будут спокойны, тихи и кротки, но их хватает ненадолго. Они быстро становятся неуправляе­мыми, недисциплинированными, не поддаются простому регулированию их поведения с помощью слова. Очень часто приходится прибегать к угрозам, а порой и приво­дить их в исполнение, чтобы успокоить разыгравшееся дитя.

Противоречивость «тревожного» социально-психоло­гического типа проявляется и в прилагаемых ими воле­вых усилиях, так как они очень настойчивы в борьбе за независимость и снятие контроля с себя и в то же время не всегда настойчивы в достижении целей. Это приводит к тому, что в юношеский период жизни они как бы жела­емое пытаются выдать за реальное, не прилагая усилий для его достижения.

На графике 5 показан профиль тревожного социаль­но-педагогического типа личности школьника.

Учащиеся данного типа должны обязательно подвер­гаться психологической диагностике и, желательно, пси­хологической диспансеризации.

Для школьников с «тревожным» социально-психоло­гическим типом свойственно проявление следующих ка­честв, которые образуют данный симптомокомплекс лич­ности: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добро­совестность, заниженная самооценка, стремление ока­зать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

Подтверждением выраженности этих качеств служат также результаты, полученные по модифицированному опроснику Р. Кеттела. Для школьников тревожного со­циально-психологического типа свойственно проявление следующих личностных качеств: низкая степень сформи­рованности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствите­льность, зависимость от других, тревожность, озабочен­ность, мрачные опасения, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, напряженность, раздражительность, фрустрирование, робость, застенчи­вость, чувствительность к угрозе

Наши рекомендации