Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов осуществляется как во внеаудиторное время, так и в ходе занятий по дисциплине и включает в себя следующие формы:
1) Освоение лекционного и теоретического материала по изучаемым проблемам.
2) Работа с текстами: монографиями, учебниками, хрестоматиями, научными статьями.
3) Подготовка докладов и сообщений к семинарским занятиям.
Система текущего контроля включает:
1) Контроль посещения и работы на занятиях.
2) Контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы.
3) Контроль знаний, усвоенных в данном курсе в форме написания эссе.
Задания для самостоятельной работы студентов:
№ п/п | Задания для самостоятельной работы студентов | К – во Часов | Форма контроля |
Написание рефератов и докладов по предложенным темам. | проверка докладов и рефератов | ||
Составление словаря психологических терминов | Проверка конспекта | ||
На основе изученной литературы, подготовить сочинение-рассуждение о своем отношении к проблемам своей семьи и о проблемах семей в современном обществе, о проблемах современной семьи в Туве. | групповое обсуждение | ||
Составить таблицу «Сходства и различия между традициями семей восточных и западных культур». | групповое обсуждение | ||
Самостоятельная работа с тестовыми заданиями | проверка тестов | ||
Изучение литературы | групповое обсуждение | ||
Итого: |
Темы рефератов и докладов:
1. Прошлое и настоящее семьи.
- Проблемы молодой семьи.
- Формирование брачной пары.
- Психологические трудности на зрелой и поздней стадии брака.
- Мифология пола человека.
- Психогигиена интимных отношений в браке.
- Любовь в психологии, искусстве и художественной литературе.
- Роль отца в семейном воспитании.
- Психологическая совместимость супругов.
- Семья в советской и постсоветской России.
- Психология постразводной ситуации.
- Психодиагностика брачно-семейных отношений.
- Проблемы мачехи и отчима.
- Роль бабушки в семейных отношениях.
- Психология повторного брака.
- От знакомства к браку.
- Психология одиночества.
- Проблемы полового воспитания детей.
- Православная семья: таинство брака.
- Особенности организации консультативной работы с одним супругом или супружеской парой.
- Консультирование разводящихся пар.
- Характеристика авторских подходов в семейном консультировании: сравнительный анализ (В.Сатир, В. Ричардсон, Н. Пезешкян).
- Особенности организации консультативной работы по проблемам детско-родительских отношений.
- Ребенок как клиент семейной консультации.
- Стандартизированные методики семейной психодиагностики.
- Подготовка к семейной жизни.
- Удовлетворенность браком и супружеская совместимость.
- Проблемы семейного общения.
- Социально-демографические проблемы семьи.
- Проблемы ревности и супружеских измен.
- Факторы, влияющие на репродуктивные установки.
- Отношение общества к семье в разные исторические периоды.
- Актуальные проблемы психологии семьи
- Роль психологических концепций В.Н.Дружинина и других ученых в развитии психологии семьи.
- Роль среды и наследственности в психофизическом развитии ребенка.
- Методологические основы психологического исследования и их реализация в психологии семьи.
- Современное состояние изучения семьи зарубежом и в России.
- Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка.
- Психологический климат семьи.
- Особенности самооценки детей, имеющих одного родителя
- Социально-психологический климат современной тувинской семьи
- Исследование особенностей современной семьи с одним ребенком.
- Исследование особенностей современной многодетной семьи.
- Интеллигенция и проблемы воспитания детей в семье.
- Современные проблемы диагностики семей с детьми, которые имеют нарушения в развитии.
- Внутрисемейные отношения по Домострою.
- Семья в библейские времена.
- Языческая семья.
- Европейский брак в Средневековье.
- Христианская модель семьи.
- Брак в древности.
- Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака.
- Факторы и условия семейного благополучия.
- Модели взаимоотношений супругов в семье.
- Феномен супружеской совместимости.
- Психологические особенности протекания желанной и нежеланной беременности.
- Роль семьи в процессе социализации личности.
- Изображение семьи в русской (зарубежной) художественной литературе.
- Микроклимат в семье.
- Роль национальных традиций в семейных отношениях.
- Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях.
- Семья как эталонная система ценностных ориентиров ребенка.
- Взаимоотношения в буддиских семьях на примере жителей Тувы.
- Отношение к детям в семьях от древности до наших дней.
- Изображение семьи в тувинской художественной литературе.
- Роль национальных традиций в семейных отношениях (на примере тувинской семьи).
- Кризисные периоды развития супружеских отношений в тувинской семье.
Перечень вопросов к экзамену:
- Сущность семьи и брака.
- Связь психологии семейных отношений с другими науками.
- Объект, предмет и задачи психологии семейных отношений.
- Развитие психологии семейных отношений в России.
- Характеристика кризиса современной семьи.
- Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.
- Тенденции развития семьи в современном мире.
- Традиционные и современные функции семьи и их характеристика.
- Методы изучения семейных отношений.
- Нетрадиционные или особые семьи.
- Психологический климат семьи. Типы семей по качеству отношений и атмосфере в семье.
- Альтернативные формы брачно-семейных отношений.
- Семья как малая группа.
- Типология семей.
- Типы семей по структуре.
- Типы семей по составу.
- Типы семей по количеству детей.
- Типы семей по типу потребительского поведения.
- Типы семей по особым условиям жизни.
- Динамика развития семьи. Жизненный цикл семьи.
- Кризисные периоды в браке.
- Семья как малая социальная группа.
- Психология эмоциональных отношений. Феномен любви.
- Теории супружеской совместимости.
- Предбрачный период – период ухаживания.
- Модели выбора спутника жизни.
- Характеристика и особенности современной семьи.
- М.Мид о современной семье.
- Специфика общения в семье.
- Семейные роли и лидерство. Контроль и власть в семейных отношениях.
- Факторы «риска» в браке.
- Стабильность института семьи и её детерминанты.
- Родительское отношение к ребенку: структуры, типы, функции.
- Родительские позиции, педагогические маски и детские роли.
- Рождение ребенка и взаимодействие с ним на разных возрастных этапах.
- Биология человека: половой диморфизм. Психологические различия между полами.
- Психология сексуальности. Психосексуальные дисгармонии в браке.
- Супружеские конфликты и их профилактика.
- Типология супружеских конфликтов.
- Супружеская неверность: причины, особенности и стратегии поведения.
- Взаимоотношения поколений в семье.
- Мотивы семейного воспитания.
- Подготовка молодежи к семейной жизни.
- Процессы дестабилизации и распада брачно-семейных отношений.
- Причины роста разводов.
- Индивидуальные и социальные последствия развода.
- Психологические условия сохранения и гармонизации брачных отношений.
- Методы диагностики и получения информации о семейной ситуации.
49. Зрелая и дисфункциональная семья.
50. Стили родительского воспитания.
51. Основные функции семьи и их характеристика.
52. Становление психологии семейных отношений.
53. Нарушение функций семьи.
- Коллективные и индивидуальные функции семьи.
- Психологически благополучная и неблагополучная семья.
- Семья в разные исторические периоды.
- Психологические особенности людей, предпочитающих одиночество.
- «Гражданский брак» или сожительство.
- Понятие нуклеарной семьи.
- Гиперопека и симбиоз как тип неадекватного родительского отношения.
- Гиперпротекция как стиль семейного воспитания.
- Детерминация родительских установок и стилей воспитания.
- Доминирующая гиперпротекция как стиль семейного воспитания.
- Периодизация семейной жизни.
- Адаптация к семейной жизни.
- Психологические условия оптимизации предбрачного общения.
- Профессионально-этические нормы работы семейного консультанта: принципы.
- Семейные отношения среди тувинцев. Детско-родительские отношения.
69. Социальная работа с семьей. Этапы семейного консультирования.
Решение задач дисциплине «Психология семьи»:
Задание 1
Условие задачи.Старшая дочь обращается к матери за разрешением о замужестве. Жених пожелал срочно оформить отношения вследствие длительной загранкомандировки. Но невеста – третьекурсница, есть угроза для получения высшего образования. Мать разрешения не дает («Без диплома ты всю жизнь при нем будешь уборщицей»). Разгневанный жених выбирает другую и уезжает.
Старшая дочь заканчивает университет и содержит родительскую семью. Замуж не выходит. Спустя годы, бывший жених возвращается женатый и с двумя детьми. Дочь с ним встречается, они по-прежнему любят друг друга, но соединение невозможно. Мать презирает малодушную дочь.
Вопрос задания:Следует ли дочкам слушать мам?
Задание 2
Условие задачи.Встретились две знакомые и рассорились из-за проблем воспитания двоих детей в семье. Одна утверждает: «Я говорю всегда младшему - ты мой самый любимый младший сын, а старшему – ты мой самый любимый старший сын. Думаю, что это правильно». Другая не соглашается: «Я говорю: укуси любой палец на руке – больно. Так и вы, доченьки, одинаково мной любимы, равны для меня, и люблю я вас поровну. Даже подарки одинаковые дарю, без обид».
Вопрос задания:Какая позиция является действительно разумной?
Задание 3
Условие задачи.Миша, семилетний первоклассник, вот уже год как «свержен с трона». Любовь и забота матери и бабушки всецело принадлежат его младшей новорожденной сестренке. Уже полгода первоклассник Миша во время школьных занятий «пачкает штанишки», приводя в ужас маму, отца, бабушек и дедушек. Мама водила Мишу к психологу пять раз, дважды к врачу, вывозила один раз на летние каникулы в Анталью. Наконец Миша перестал «пачкать штанишки».
Вопрос задания:Почему это не обрадовало Мишину маму?
Задание 4
Условие задачи.В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнуются, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть.
Вопрос задания:Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
Тестовые задания по дисциплине «Психология семьи»
Составитель: ст. пр. Сат М.Д.
Вариант I
Инструкция:Внимательно прочитайте задания и ответьте на них, выбрав один правильный ответ. При затруднении пропустите вопрос, к нему можете вернуться позже.
1.Психология семейных отношений – это наука, изучающая:
а) закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
б) факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза;
в) объективные закономерности проявления и механизмы семейных отношений;
г) психические свойства и процессы личности в их взаимосвязи с физической, социальной и семейной средой.
2. В каком из походов к изучению семьи включается метод выявления и изучения типовых, «слабых» мест семьи:
а) в эклектическом;
б) в проблемном;
в) в факторном;
г) в эмпирическом.
3. Промискуитет – это:
а) беспорядочные половые связи;
б) супружеская верность;
в) экономическая сделка;
г) супружеская неверность.
4. При патриархате власть изначально принадлежит:
а) мужу;
б) жене;
в) детям;
г) отцу.
5. Семья, которая не соответствует традиционным представлениям, называется:
а) неполная;
б) нетрадиционная;
в) необычная;
г) смешанная.
6. В какой из функций семьи относится «поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми»?
а) функция социального контроля
б) воспитательная функция
в) хозяйственно-бытовая функция
г) функция организации досуга
7. Дисфункциональная семья – это:
а) семья, которая не справляется со своими проблемами
б) семья, которая справляется со своими проблемами
в) семья, у которой нет проблем
г) семья, которая игнорирует свои проблемы
8. Семья, существующая только ради детей – это:
а) семья - отдушина
б) детоцентрическая семья
в) эгоцентрическая семья
г) полная семья
9. Период взаимодействия с брачными партнерами до брака называется:
А) добрачный период
б) постбрачный период
в) предбрачный период
г) брачный период
10. Выделите определение модели выбора брачного партнера «Модель дополнительности»:
а) выбор партнера – это ступенчатый процесс, когда происходит фильтрация по принципу однородности
б) совпадение базовых потребностей
в) симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений и мировоззрения
г) партнер обладает такими свойствами, которых не у первого
11. «Кризис медового месяца» – это:
а) первые 3 года совместной жизни
б) первые полгода совместной жизни
в) первые 2 года совместной жизни
г) первый год совместной жизни
12. По Дж. Ли «сторге» - это:
а) страстная любовь
б) бескорыстная любовь
в) любовь-дружба
г) любовь по расчету
13. Какой конфликт больше служит развитию отношений в семье?
а) прогрессирующий
б) актуальный
в) привычный
г) явный
14. Нормальная семья, по М. Миду, это семья, в которой ответственность за семью несет:
а) отец (муж)
б) мать (жена)
в) взрослый ребенок
г) глава семьи
15. Какой конфликт связан с устоявшими противоречиями в отношениях между супругами?
а) явный
б) смещенный
в) прогрессирующий
г) привычный
16. Какому типу воспитания детей характерны чрезмерная опека и самоконтроль со стороны родителей?
а) гипопротекции
б) гиперпротекции
в) противоречивому воспитанию
г) воспитанию в культе болезни
17. Определите мужской тип сексуального поведения, когда мужчина – «охотник, а его цель – завоевать и обладать женщиной»:
а) «Дон-Кихот»
б) «Дон-Жуан»
в) «Комплекс Отелло»
г) «Комплекс Леота»
18. Оптимальным периодом для предбрачного знакомства считается:
а) период от одного месяца до года
б) период от трех месяцев до шести месяцев
в) период от одного года до полтора лет
г) от трех лет до пяти лет
19. Выделите уровни аттракции:
а) знакомство, симпатия, дружба
б) симпатия, дружба, любовь
в) дружба, любовь, ненависть
г) ненависть, симпатия, дружба
20. Псевдокоалиция – это:
а) когда конфликт решается принятием компромисса
б) когда конфликт решается путем завоевания «голоса» ребенка
в) когда конфликт решается на семейном совете
г) когда конфликт решается в зависимости от мнения главы семьи
21. Главенство, приоритет мнения одного из супругов в принятии решений присутствует:
а) в эгалитарной семье
б) в демократической семье
в) в детоцентрической семье
г) в авторитарной семье
22. Функцией предбрачного периода является:
а) накопление совместных впечатлений и переживаний
б) узнавание друг друга
в) прогнозирование и проектирование семейной жизни
г) все ответы верны
23. Роль послушного, воспитанного примерного ребенка в семье называется:
а) «Золушка»
б) кумир семьи
в) паинька
г) исполнитель
24. Как обозначают в генограмме развод (а дети остались с матерью)?
а) в)
б) г)
25. Для современной России преобладающей формой семьи является:
а) неполная семьи
б) эгалитарная семья
в) нуклеарная семья
г) молодая семья
26. Распространенное в России наименование «гражданский брак» соответствует такой форме брачно-семейных отношений как:
а) свингераство
б) открытый брак
в) интимная дружба
г) незарегистрированное сожительство
27. По В.А. Сысенко, адаптационные возможности к семейной жизни в наименьшей степени представлены у личностей:
а) среднеалаптированных
б) высокоадаптированных
в) дезадаптированных
г)низкоадаптированных
28. Изучением тувинской семьи занимается:
а) Л.П. Салчак
б) Н.О. Товуу
в) К.Б. Салчак
г) Т.А. Ондар
29. До рождения ребенка мужчина в семье – «фигура», а после рождения ребенка – он:
а) фантом
б) фон
в) фи-феномен
г) феномен
30. Стабилизировать брак не удается:
а) количеством детей
б) стремлением партнеров к сохранению семьи
в) эстетической привлекательностью
г) разумным сочетанием разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами
Вариант II
Инструкция:Внимательно прочитайте задания и ответьте на них, выбрав один правильный ответ. При затруднении пропустите вопрос, к нему можете вернуться позже.
1. По А.Г. Харчеву семья – это:
а) построенная на любви и нравственности отношения между мужчиной и женщиной;
б) малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью;
в) семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям;
г) группа совместно проживающих родственников.
2. Какой подход в изучении семьи дает общее и всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент?
а) модель Мак-Мастерса;
б) трехосевая классификация проблемных семей;
в) круговая модель;
г) интуитивная таксономия.
3. Полиандрия – это:
а) брак одного мужчины с одной женщиной;
б) брак одного мужчины с несколькими женщинами
в) брак одной женщины с несколькими мужчинами
г) брак нескольких мужчин и нескольких женщин
4. Кто является главой семьи при фатриархате:
а) отец;
б) мать;
в) старший брат;
г) старшая сестра.
5. Моновариант – это:
а) Одиночество;
б) Сознательно бездетный брак;
в) Свингерство;
г) Внебрачный секс.
6. Какая функция семьи является главной для женщины:
а) сексуально-эротическая;
б) психотерапевтическая;
в) функция организации досуга;
г) функция социального контроля.
7. Какие типы семей выделяет В. Сатир:
а) психологически благополучная и психологически неблагополучная семья;
б) зрелая и проблемная;
в) нормальная и ненормальная;
г) полная и неполная.
8. Семья, включающая несколько поколений – это семья:
а) неполная;
б) нуклеарная;
в) сложная;
г) зрелая.
9. К какой стадии жизненного цикла семьи, по Р. Хиллу, можно отнести следующую характеристику: «Взрослый ребенок, не состоящий в браке»?
а) стадия «вылета детей из гнезда»
б) стадия монады
в) стадия проживания с ребенком до подросткового возраста
г) стадия «прилета детей в гнездо».
10. К какой модели выбора брачного партнера относится принцип гомогенности (однородности):
а) модель максимилизации выгоды;
б) модель Мерстейна;
в) модель фильтрации;
г) модель дополнительности.
11. Укажите три универсальных кризисных периода брака, характерных для всех культур:
а) период ухаживания, появление первого ребенка, появление второго ребенка;
б) кризис медового месяца, появление первого ребенка, кризис середины жизни (когда дети уходят, отделяются от родителей);
в) рождение первого ребенка, зрелая стадия брака, старость;
г) кризис медового месяца, кризис середины жизни, развод.
12. По Дж. Ли «людус» – это:
а) любовь-дружба;
б) любовь-игра;
в) любовь-одержимость;
г) любовь по расчету.
13. К какому конфликту относится выражение: «люди не могут долго приспособиться друг к другу и развивается напряженность?»
а) к актуальному;
б) к явному;
в) к прогрессирующему;
г) к привычному.
14. С точки зрения М. Мида, семья в которой отец ответственность за семью не несет, это - семья:
а) эгалитарная;
б) аномальная;
в) традиционная;
г) зрелая.
15. «Презумпция виновности» - это:
а) незнание и непонимание психологических особенностей партнера;
б) эгоизм, осознание своего превосходства в происходящем;
в) представление о том, что во всем, что происходит в семье виноват партнер;
г) отрицание обоими партнерами своей вины.
16. Реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка выражается:
а) в родительской позиции;
б) в стиле воспитания;
в) в родительской роли;
г) в родительском контроле.
17. Определите, к какому женскому типу социального поведения относится «женщина, живущая в мире мечтаний и фантазий, с богатым воображением»?
а) «Алиса в стране чудес»;
б) «Комплекс Титании»;
в) «Комплекс Массолины»;
г) «Комплекс Золушки».
18. Какие мотивы вступления в брак выделяет А.Б. Добрович?
а) осознаваемые;
б) неосознаваемые;
в) мотивация на определенного человека;
г) мотивация на определенный тип брака.
19. Высшим уровнем аттракции является:
а) дружба;
б) любовь;
в) ненависть;
г) неприязнь.
20. Псевдосолидарность в воспитании детей в семье – это когда:
а) взаимодействие с ребенком становится площадкой для эмоционального объединения супругов;
б) родители придерживаются позиции в воспитании ребенка как продолжения супружеской борьбы;
в) супруги считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком;
г) супруги считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком.
21. Эгалитарная семья – это семья, в которой:
а) глава семьи – жена;
б) глава семьи – муж;
в) равноправие;
г) главенствуют дети.
22. Основными подсистемами семьи являются:
а) прародители;
б) родители;
в) сиблинги;
г) все ответы верны.
23. Укажите положительные роли ребенка в семье:
а) кумир семьи, ужасный ребенок, любимчик;
б) роль болезненного ребенка, кумир, бэби;
в) кумир семьи, паинька, роль болезненного ребенка;
г) паинька, «Золушка», ребенок-примиритель.
24. Как обозначают в генограмме вдовца, заключившего второй брак?
а) б)
в) г)
25. Для современной российской семьи характерны:
а) сплав и взаимопроникновение экономических потребностей и ценностей родства;
б) перевес экономической деятельности над ценностями родства;
в) перевес личных выгод над ценностями родства;
г) перевес родственных ценностей над личной выгодой.
26. Понятие «брак» и «семья» тесно взаимосвязаны, однако, учеными убедительно доказано, что брак и семья возникли:
а) одновременно;
б) в разные исторические периоды;
в) в античности;
г) в связи с общностью быта.
27. Адаптация к требованиям семейной жизни происходит:
а) лишь после заключения брака в условиях совместного проживания;
б) в период предбрачного знакомства;
в) в период добрачного знакомства;
г) при условии положительного отношения к партнеру.
28. Изучением тувинской семьи занимается:
а) Л.П. Салчак;
б) Н.О. Товуу;
в) К.Б. Салчак;
г) Т.А. Ондар.
29. Однократную супружескую неверность называют:
а) супружеский парадокс;
б) несчастный случай в постели;
в) сексуальный феномен;
г) ошибка сознания.
30. Наиболее распространенной моделью семьи является:
а) разветвленная;
б) неполная;
в) нуклеарная;
г) ни один ответ не верен.
Вариант III
Инструкция:Внимательно прочитайте задания и ответьте на них, выбрав один правильный ответ. При затруднении пропустите вопрос, к нему можете вернуться позже.
1. Выделите определение семьи по А.И. Захарову:
а) семья – не есть простая сумма этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между членами семьи;
б) семья – первичная и единственная группа, которая увеличивается не благодаря приему новых членов извне, а благодаря рождению детей;
в) семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, детьми как малой группы, члены которой связаны брачными и родственными отношениями;
г) семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.
2. Какой подход в изучении семьи основана на интуиции, на опыте работы с семьей и на успехе их коррекции?
а) интуитивная таксономия;
б) факторный анализ;
в) модель Мак-Мастерса;
г) круговая модель.
3. С появлением родов возник:
а) полигамный брак;
б) групповой брак;
в) моногамный брак;
г) открытый брак.
4. Кто является главой семьи в эгалитарной семье?
а) муж;
б) жена;
в) оба супруга;
г) никто.
5. Свингерство – это:
а) обмен брачными партнерами;
б) наличие внебрачных интимных связей;
в) уважение к личной жизни партнера;
г) одиночество.
6. Какая функция семьи удовлетворяет потребности человека в счастье?
а) репродуктивная;
б) фелицитивная;
в) сексуально-эротическая;
г) психотерапевтическая.
7. Что характеризует степень гибкости и стабильности отношений в семье?
а) адаптируемость;
б) социальное согласие;
в) активность;
г) проблемность.
8. Нуклеарная семья – это:
а) отдельно проживающая семья, состоящая только из супругов и детей (или без детей)?
б) семья, включающая также и дедушек, и бабушек;
в) семья, проживающая с родственниками;
г) смешанная семья.
9. Как называется период от рождения до брака:
а) предбрачный период;
б) постбрачный период;
в) добрачный период;
г) длительный период.
10. Выражение «Формирование пары происходит при максимальном количестве желаемых качеств» относится:
а) к модели фильтров;
б) к модели маскимилизации выгоды;
в) к модели дополнительности;
г) к модели ценностно-ориентационного сходства.
11. Согласно Р. Хиллу, жизенный цикл семьи включает в себя:
а) 5 стадий;
б) 9 стадий;
в) 7 стадий;
г) 8 стадий.
12. По Дж. Ли «агапе» - это:
а) спокойная надежная любовь;
б) страстная любовь;
в) любовь по расчету;
г) бескорыстная любовь.
13. Какой конфликт меньше всего служит развитию отношений?
а) явный;
б) скрытый;
в) привычный;
г) прогрессирующий.
14. Если в семье никто не несет ответственность за происходящее в ней – это семья:
а) невротическая;
б) здоровая;
в) псевдосемья;
г) неполная.
15. Актуальный конфликт выражается:
а) в том, что люди не могут долго приспособиться друг к другу и развивается напряженность;
б) в сиюминутных вспышках, вызванной конкретной причиной;
в) в устоявшихся противоречиях между супругами;
г) в снижении удовлетворенности браком.
16. Неучастие одного из родителей в воспитании ребенка называется:
а) псевдокоалиция;
б) псведоотсраненность;
в) псевдоувлеченность;
г) псевдосолидарность.
17. Определите мужской комплекс сексуального поведения, когда мужчина не доверяет партнерше и боится оказаться осмеянным:
а) «Дон-Кихот»;
б) «Дон-Жуан»;
в) «Комплекс Отелло»;
г) «Комплекс Леота».
18. Выделите фактор, не относящийся к фактору риска в предбрачном периоде:
а) ранний возраст супругов;
б) наличие у жены более высокого образования, чем у мужа;
в) поздний возраст супругов;
г) теплые отношения до брака.
19. Выделите фактор аттракции по Л.Я. Гозману:
а) от ненависти к любви;
б) от любви к ненависти;
в) от любви к симпатии;
г) от симпатии к любви.
20. Псевдоконфратнация в воспитании детей в семье – это:
а) общая модель воспитания ребенка;
б) отстраненность одного из супругов от воспитания;
в) супружеская «борьба» за воспитание ребенка;
г) супружеское единство в воспитании ребенка.
21. По типу главенства семьи бывают:
а) полные и неполные;
б) эгалитарные и авторитарные;
в) нормальные и аномальные;
г) открытые и закрытые.
22. Психология семейных отношений как наука в России начала развиваться?
а) в 80-х гг. ХХ в.
б) в 40-50-х гг. ХХ в.
в) в 60-70-х гг. ХХ в.
г) в 90-е гг. ХХ в.
23. Выделите название роли ребенка в семье, вызывающее всеобщее восхищение членов семьи:
а) паинька;
б) кумир семьи;
в) фаворит;
г) «Золушка».
24. Как обозначают в генограмме зарегистрированный брак:
а) б)
в) г)
25. В современной семье дети ближе:
а) к отцу;
б) к матери;
в) к бабушке и дедушке;
г) к родственникам.
26. Брак, по А.Г. Харчеву – это:
а) малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях;
б) истрочески конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группа;
в) истрочески меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посрнедством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности;
г) гражданский брак.
27. По В.А. Сысенко, физиологическая адаптация в сфере брачно-семейных отношений включает в себя:
а) сексуальную адаптацию;
б) адаптацию к темпераменту партнера;
в) адаптацию к характеру партнера;
г) адаптация к образу жизни партнера.
28. Изучением тувинской семьи занимается:
а) Л.П. Салчак;
б) Н.О. Товуу;
в) К.Б. Салчак;
г) Т.А. Ондар.
29. «Мерцающий» или «периферический» муж – это муж:
а) который, периодически появляется;
б) который, избегает женщин;
в) который, живет со своей матерью;
г) который, часто появляется
30. Присущая человеку социальная структура семьи дает детям возможность:
а) получить очень хороший уход;
б) воспринимать социальные и культурные обычаи;
в) усваивать опыт предшествующих поколений;
г) все ответы верны.
Раздел 1: Введение в курс