Восприятие и понимание партнера
Результативность коммуникации в немалой степени определяется тем, насколько участвующие в ней лица могут предвидеть ответную реакцию на свои действия, слова и поступки со стороны партнера. Дело это непростое, но для многих общающихся вполне посильное.
Особенно если при этом учитывается его психологический тип, привычки, мировоззрение, характер, образ жизни, культурный и интеллектуальный уровень. А они находят в той или иной степени отражение в вербальных средствах, используемых партнером, а также в его мимике, жестикуляций, звучании голоса, позах, походке, одежде…
Воспринимая и анализируя их, можно приблизительно или даже точно определить, что за личность перед вами, какие черты в ней преобладают, какой реакции от нее следует ожидать на ваши слова и поступки и как в связи с этим вам следует держать себя, чтобы достичь угодного или приемлемого результата:
Возможность предвидения поведения собеседника прежде всего зависит от способности и умения вовремя и в достаточной степени воспринимать различные средства выразительности, применяемые противоположной стороной. Степень их восприятия у людей различна.
Она зависит от их прирожденных качеств, условий, в которых происходит общение, преследуемых его участниками целей, их личностных характеристик. Имеются различия в степени восприятия у общающихся и по половому признаку — у женщин она значительно выше. Многие муж- 1 чины не воспринимают то, что женский взгляд отличает сразу.
Будет весьма разумно, если человек, собравшийся участвовать в коммуникации, попытается вначале определить меру своего восприятия и сделает из этого в случае необходимости практические выводы для ее увеличения.
С его стороны также будет весьма уместно иметь четкое представление об установленных психологами законах восприятия и уметь их использовать в процессе общения.
Информация в сознание его участников поступает по трем каналам — визуальному, аудиальному и кинестетическому. Первый представляет собой комплекс зрительных образов, второй — сочетание звуков, а третий — комплекс вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений.
У основной массы людей, принимая и передавая поступающую в сознание информацию, эти каналы действуют одновременно. Однако доля их участия в процессе восприятия у разных людей неодинакова. Обычно у каждого человека доминирует тот или иной канал.
В связи с этим общающихся можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Понятно, что лучших результатов в восприятии партнера добивается тог, кто старается одновременно в равной степени использовать все каналы поступления информации в сознание.
Особенностью восприятия является и то, что оно подчиняется не только общим его законам, но и имеет субъективный характер. В связи с этим каждый имеет свои особенности восприятия, определяемые различиями в его зрении, слухе, наблюдательности, воспитании, половой принадлежности…
Субъективный характер восприятия, в частности, подтверждается и тем, что фотороботы преступника, составленные по описаниям очевидцев, нередко сильно отличаются друг от друга.
На субъективное восприятие человека, кроме природных данных, оказывают влияние и другие факторы, которые следует учитывать в процессе коммуникации. Размеры и качество субъективного восприятия по понятным причинам зависят от предшествующего опыта участвующих в ней лиц.
Наличие его дает возможность, в частности, обратить внимание и воспринять то, что остается невоспринятым другими. На качество субъективного восприятия оказывают воздействие и стереотипные представления о тех или иных лицах («Нам такие люди известны», «Я таких орлов знаю»).
Восприятие зависит также от характера отношений между общающимися. При этом имеет место такая закономерность: чем более они пристрастны, тем менее субъективное восприятие соответствует истине.
К примеру, родители часто воспринимают своих чад как самых способных и замечательных, хотя на самом деле они таковыми не являются. Естественно, что физическое и эмоциональное состояние человека оказывает на его восприятие или положительное, или негативное, или иное воздействие. Допустим, если он возбужден, раздражен, устал, то его восприятие будет с негативным уклоном.
Субъективность восприятия зависит и от степени наличия предварительной информации о лице, с которым происходит общение. Когда известно, что человек, с которым придется контактировать, имеет значительные достижения в определенной области знания или практической деятельности, будем учитывать, что его восприятие по этим вопросам несколько иное, чем лиц, которые этим не отличаются, что на него надо больше воздействовать. Иным отличается и субъективное восприятие личности, решение вопроса которой зависит от вас.
При коммуникации действует закон, в соответствии с которым в объекте субъективного восприятия обычно выделяется главное, а все остальное имеет меньшее значение или вообще служит фоном. В связи с этим перед общающимися появляется вопрос, обусловленный тем, что считать главным в процессе восприятия.
От того, что считается фоном, а что главным в объекте восприятия нередко складывается общее впечатление о нем и определяется способ воздействия на него. Проблема при этом появляется в связи с тем, что для общающихся главное не одно и тоже.
Оно может определяться их прирожденными данными, постоянными или сиюминутными интересами, своеобразием складывающейся ситуации, желаниями, надеждами, опасениями, эмоциональным состоянием, половой и национальной принадлежностью, уровнем образования, воспитанностью, возрастом, финансовым состоянием, здоровьем…
На характер восприятия воздействие оказывают и нравственные, эстетические и социокультурные факторы, нормы поведения, исповедуемые его субъектом. Зависят качество и объем восприятия также от его отношения к себе, от степени оценки им своей личности, от ее прирожденных свойств.
К примеру, самоуверенный в себе человек нередко излишне критически воспринимает поступающую к нему информацию. А вот неуверенный в себе гражданин может воспринять активное поведение другого, как проявление агрессии, хотя на самом деле оно таким не является, и в соответствии с этим неправильно построить свое поведение.
В механизм субъективного восприятия входят и стереотипизация, и индивидуализация. В процессе коммуникации они функционируют одновременно, но одна из них в зависимости от ее особенностей, складывающейся ситуации, склонностей, профессии, интеллектуального и образовательного уровня, половой принадлежности общающихся является преобладающей.
Индивидуализация имеет место, когда субъективное восприятие направлено на выявление в объекте черт, характеризующих его как личность, всей его неповторимости как индивида. При этом в процессе восприятия в первую очередь обращается внимание на те его признаки и свойства, которые отличают его от других, на его психологические, физиологические, интеллектуальные, и прочие особенности.
При стереотипизации происходит сравнение данного объекта с уже имеющимися в сознании стереотипами об объектах этого типа, допустим, с уже существующими представлениями о студентках, холостых, американцах, профессорах, пенсионерах и т.д.
Когда в сознании имеется определенный стереотип, т.е. представление об особенностях поведения, присущих представителям определенной профессии или национальности, или пола, это облегчает субъективное восприятие.
Однако при этом следует помнить, что стереотипы не всегда являются правильными. Поэтому об аналитической стороне субъективного восприятия в процессе стереотипизации не следует забывать.