Нумерология же дает нам значение числа как самодостаточной сущности. Однако важно отметить, что нумерологических значений достаточно много, вплоть до взаимоисключающих.
Как преподавателя курса антропологии меня однажды заинтересовало натуральное значение чисел. «Натуральное» – т. е. наблюдаемое в природе и Древним человеком (natura (лат.) – «природа»). Если следовать этой логике, то придется забыть о глупостях типа: «число 7 – символ неба и совершенства, поскольку соответствует семи цветам радуги» (деление спектра на семь частей мало того что весьма условно, так еще и исторически довольно позднее введение), и поискать, какая же семерка была доступна опыту Древнего человека? Попробуйте сами – возможно, результаты вас весьма удивят. И кое-чему научат. Но помните главные условия: это число должно быть однозначно наблюдаемым в природе и важным в повседневной или ритуальной жизни наших далеких предков.
Нумерологию Таро можно и не сопоставлять с Каббалой и Древом Сефирот, оставаясь при этом высокоэффективным в работе, хотя бы и отступив от канона. Всему свое место и время. Последние полтора-два года я работаю с колодой номерных карт от Туза до Девятки включительно. Всего 36 карт, и – широкое поле для творчества в результате. Этот набор мне весьма симпатичен. Видимо, сказывается глубокое увлечение уже упомянутой «Малой Ленорман» (тоже 36 карт).
Так, незаметно, мы подошли к последней части эссе, пожалуй, наиболее экспериментальной и даже провокационной.
Хочу задать вам вопрос, если позволите. Доводилось ли вам, делая расклад, очень точно попадать в детали и изумлять этим клиента, а потом – после сеанса – в ужасе обнаружить, что в колоде недостает пары карт, возможно, очень важных карт (Дьявола, например, или Туза Мечей)? Мне доводилось. И не раз.
Когда же первый испуг прошел, его сменило любопытство. Ну а все-таки, как это было возможно? Какой механизм Вселенной скрывается за этим? Опять «всего лишь проекция»? Ну нет! Такое попадание в детали просто так случайно невозможно. И вот тогда словосочетание «Магия Хаоса» заинтересовало меня не на шутку.
Хаос и Космос – два взаимно переплетенных состояния мира. Упорядоченная Вселенная Космоса возникает из несвязанных, свободно перемещающихся частиц и бесконтрольных потоков Хаоса. Величественный Космос, ветвясь и усложняясь, незаметно склоняется к своему концу, за которым следует Хаос.
«Дао дэ Цзин» – основная книга даосской традиции – полна афоризмов на тему того, как инь сменяет ян, и наоборот. Быть может, и Таро в чем-то подчинено тому же принципу?
И, как мне кажется, да, подчинено. Один из моих «хаотических» экспериментов дал серьезную пищу для ума. Речь о работе с «расщепленной» колодой. Если до сих пор мы рассматривали логически обоснованные деления на части, то теперь перейдем к совершенно случайным. Соберите всю колоду целиком. Сконцентрируйтесь и настройтесь на волнующую вас тему. Перетасуйте карты и, когда почувствуете сопротивление перемешиванию (классический сигнал, что пора остановиться), снимите часть карт. Сколько получится. Итак, колода случайным и неведомым пока для вас образом разделилась на две части – верхнюю и нижнюю. Философия «Магии Хаоса» говорит о том, что вы без ущерба для практики можете использовать любые доступные вам инструменты. Лишь бы они были в согласии с вашей природой. Моя природа в тот таинственный раз подсказала, что коль скоро колода разделена на верхнюю и нижнюю части, то верхняя отвечает на вопросы поверхностно-внешнего характера и описывает в том числе следствия ситуации и будущее, тогда как нижняя – глубинно-причинные слои и прошлое. В зависимости от того, что является доминантой вашего вопроса, выбирайте в качестве рабочей соответствующую по смыслу часть колоды. А про вторую забудьте. На время или вообще в этот раз.
Потребуется некоторое время и практика, чтобы привыкнуть к новому ощущению и допустить мысль, что эта неполная колода работает. И еще как! Из Хаоса «разломленной» колоды появляется Космос смысла. Карты как будто по-новому структурируются, появляются необычные цепи связей и какое-то чувство свежести восприятия вместе с тем… Сама идея случайного – ad hoc – набора символов более чем осмысленна. Мы же с легкостью и не задавая никаких рамок зрим образы в кофейной гуще. Просто к устоявшимся наборам непривычно применять такой прием. Но попробовать стоит. Хотя бы ради того, чтобы сказать потом: «Нет, оно того явно не стоит».
Немного о том, что можно делать с такой «частью». Хаос требует и эстетики Хаоса, что отражается, прежде всего, на форме расклада. Космос «конструктивен», тогда как Хаос – «деструктивен», т. е. нарушает эту самую привычную форму. И пусть расклад будет столь же неопределенным. Попросите кверента вытянуть «Я»-карту (свой сигнификатор), посмотрите на нее, запомните и вложите обратно в колоду. Хаотически перемешайте ее на столе. Пусть спрашивающий оставит столько карт на столе, сколько сочтет нужным, повинуясь интуитивному импульсу, и разложит их, как сам захочет. Откроем карты. Первый и важный показатель – находится сигнификатор клиента на столе или нет? Если нет, влияние кверента или прямое его участие в ситуации неважно или незаметно. Так неважно или незаметно? Я бы делал вывод по родству карт расклада с картой-сигнификатором. Родство может быть разным: по форме, наличию общих символов, цвету, числу или масти. Если такое «родство» сильно проявлено, а карта-сигнификатор в раскладе отсутствует, то напрашивается вывод, что влияние тайное, неочевидное, но все же есть. Что еще можно выявить в такой хаотической последовательности? Например, логику развития какой-то темы. Это становится очевидным, когда карты схожего типа визуально лежат на одной или почти одной линии. Для примера, представьте картинки Тройки Посохов, Мага и Шута из классической колоды Уэйта. Видите общее? Даже минуя их непосредственные значения, можно отметить, что все они – желтые и, подобно светлому «коридору», ведут, например, в сторону какой-то четвертой карты. Что это за карта и в каком внутреннем/внешнем отношении находится с сигнификатором кверента? Такое чутье – сначала к более очевидным знакам, затем к менее – сродни «чтению поля» и системным расстановкам, столь распространенным в последнее время в нашем психолого-эзотерическом пространстве.
Попробуйте также выложить карты в виде такого символа как спираль – Древнего, исполненного как Хаоса, так и Гармонии. Или в случайном порядке – уже открытые картинкой вверх карты перемешайте «водоворотом» и резко остановитесь. Взгляните, возможно, «линии» и «потоки» рельефно покажутся на поверхности.
Интересно изучить, какие карты составляют вашу случайную – уникальную, только для данного случая – колоду? Выстройте в уме иерархию карт, смысловые группы и попробуйте при этом обойтись без знания «классических» групп и значений: «Не ходите теми путями, по которым шли Древние учителя, – ищите то, что они искали».
Мы подошли к концу, и напоследок хочется рассказать один знаковый эпизод из своей жизни.
Мне довелось учиться играть на виолончели. Прекрасный инструмент с глубоким, очень «человеческим голосом» и давней историей. Неоднократно я слышал от своей преподавательницы фразу: «Я вижу вас в старинной музыке». Собственно старинные сонаты и пьесы входили в курс обучения. Однажды, получив задание, я стал разбирать одну из них. Вернувшись, Екатерина Владимировна сказала, что играю я неверно. Это весьма смутило, поскольку на тот момент какие-то вещи давались мне очень даже легко. «Нет, чтобы сыграть эту пьесу, надо перенастроить струны ниже, чем обычно». Так я открыл для себя, что привычный незыблемый струнный строй не так уж незыблем.
Если уподобить Таро музыкальному инструменту, то его настройки могут быть весьма разнообразными. В угоду творческому гению и бесконечному поиску стройного Космоса в переплетениях Хаоса.
Евгений Фарафонов, практикующий консультант, преподаватель психологии, коллекционер и исследователь мантических систем, ведущий преподаватель «Школы классической астрологии К. Дарагана в Санкт-Петербурге».
Олег Телемский