Мотивация через потребности (Зверинцев)
потребность мотивация маслоу герцберг
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
Рис.1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности
Сложность мотивации через потребности заключается в том, что характеры людей — это соединение самых различных черт и что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые по разумению каждого человека приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей.
Анализируя эту проблему, Стефон Кэрролл и Генри Тоси отмечают: «Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей удовлетворения потребности конкретного типа… Конкретный способ, которым человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется им исходя из жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации являются более желательными (вознаграждаемыми), чем другие, и стремимся именно к ним…»
Рабочий контекст — еще один определяющий мотивацию фактор. Мы не сможем правильно трактовать действия индивидов, если будем рассматривать их вне текущего и исторического контекстов, отношений к ним и их интерпретации людьми. Правомерно выделить следующие факторы:
Ø Работа сама по себе (насколько она интересна, разнообразна и сопряжена с ответственностью);
Ø Организация (руководство, карьера и продвижение, системы оплаты труда);
Ø Внешняя среда (например, возможности получения другой работы).
Рис.2. Человеческие потребности в контексте — ситуационная концепция.
Матрица потребностей
Признак потребности | Характеристика признака | |
1. | Место в иерархии потребностей | 1.1. Первичные (низшие) 1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жилища, сексуальные потребности) 1.1.2. Безопасность, защищенность 1.2. Высшие 1.2.1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признания) 1.2.2. Духовные потребности 1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей |
2. | Что влияет на потребность | 2.1. Национальность 2.2. История 2.3. География 2.4. Природа 2.5. Пол 2.6. Возраст 2.7. Социальное положение |
3. | Историческое место потребности | 3.1. Прошлые 3.2. Настоящие 3.3. Будущие |
4. | Уровень удовлетворения потребностей | 4.1. Полностью удовлетворенные 4.2. Частично удовлетворенные 4.3. Неудовлетворенные |
5. | Степень сопряженности потребности | 5.1. Слабо сопряженные с другими потребностями 5.2. Сопряженные 5.3. Сильно сопряженные |
6. | Масштаб распространения | 6.1. Географический: всеобщий, региональный 6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы и т.п. |
7. | Частота удовлетворения | 7.1. Единично удовлетворяемые 7.2. Периодически удовлетворяемые 7.3. Непрерывно удовлетворяемые |
8. | Природа возникновения | 8.1. Основные 8.2. Вторичные 8.3. Косвенные |
9. | Применяемость потребности | 9.1. В одной области 9.2. В нескольких областях 9.3. Во всех областях |
10. | Комплектность удовлетворения | 10.1. Удовлетворяется одним предметом, явлением 10.2. Удовлетворяется несколькими предметами 10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми предметами, явлениями |
11. | Отношение общества | 11.1. Отрицательное 11.2. Нейтральное 11.3. Положительное |
12. | Степень эластичности от дохода и возраста | 12.1. Слабоэластичные (физиологические потребности) 12.2. Эластичные (высшие потребности) 12.3.Высокоэластичные |
13. | Способ удовлетворения | 13.1. Индивидуальный 13.2. Групповой 13.3. Общественный |
Данная матрица содержит обобщенные данные о признаках, раскрывающих человеческие потребности с различных точек зрения, с позиций различных взглядов и концепций.