Как россияне относятся к государству?
«От старого отстали, к новому не пристали»
«Хозяйство крепкую руку любит»
Русские народные пословицы
Один из самых спорных вопросов в переходный период (от советской системы к рынку) — это вопрос о роли государства в экономике и социальной сфере. Анализируя традиционные установки русского архетипа (ч. II, гл. 3), мы убедились в том, что в сознании россиян существует зависимость между личностью и государством. Однако эти отношения со временем менялись.
Так, всего 10 лет назад государство еще воспринималось некоторыми социальными группами (особенно культурной и научно-технической элитой страны) — как «монстр», «империя зла» и т.д. Митинговая истерика периода начала перестройки требовала «уничтожить монстра» и «приобщиться ко всему цивилизованному миру».
Во многом это была естественная реакция поколения, выросшего в условиях несвободы, тоталитарного государства, постоянного сдерживания личной инициативы. Не случайно все
начатые в стране преобразования проходили под флагом «развода» государства и общества, минимизации возможности вмешательства государства в сферу частных интересов.
Однако большинство населения страны не ставило под сомнение необходимость «сервисных» функций государства: социальной защиты, бесплатного здравоохранения и образования, той или иной степени регулирования экономики. Борясь с государством, россияне все-таки оставляли за ним его «отеческие» обязанности по отношению к ним самим. Так возник нынешний конфликт между государством и обществом. И единственный выход из него видится в «возвращении статуса государства», в первую очередь — в сферу регулирования социально-экономических процессов, где наблюдается его наибольший дефицит.
Оставив разрушительные идеи относительно государства, современные россияне постепенно начинают понимать, что «рынок» — такой же общественный институт, как и другие, и что его существование требует определенных правил, которые способно контролировать государство. Поэтому представители почти всех российских политических партий и групп (в меньшей степени «либералы») выступают за государственный контроль над основными сферами экономики: коммунисты (45%), социалисты (40%), националисты (43%) и даже центристы (30%)80.
Россияне продолжают верить, что государство должно занимать лидирующие позиции в экономике". Не поколебали эти убеждения ни обмены денег в начале 90-х годов, ни экономический кризис 1998 года.
Так, 88% россиян считают, что в ведении государства должна находиться электроэнергетика, 63% «отдают» ему и жилищно-коммунальное хозяйство». Обратите внимание, что в 1998 г. так считали только 42%. Большинство россиян (72%) считает, что машиностроительные и металлургические заводы должны быть обязательно государственными". Примерно поровну делятся мнения в отношении транспорта, а уж производство продуктов питания 2/3 опрошенных готовы безоговорочно отдать частникам.
Большинство россиян не устраивает то, что государство практически исчезло из социальной сферы, полностью переложив заботы о здоровье, воспитании, образовании и т.п. на самих граждан. За десятилетия советской власти люди привыкли к тому, что государство отвечает за выплату пенсий в положенные сроки, что за каждый труд гарантированно выплачивается зарплата, что инвалиды и малоимущие граждане должны быть социально защищены и что преступники должны быть обязательно
найдены и наказаны. Все это подразумевалось как само собой разумеющееся.
И когда вся эта налаженная система рухнула, граждане не могут понять: или государство уклоняется от своих обязанностей, или оно не в состоянии нормально функционировать. Отсюда очень высокий уровень претензий к нему и обид.
Большинство населения России все претензии за беды, которые на него обрушились, склонно предъявлять государству, которое по-прежнему воспринимается единственной инстанцией, ответственной за все, что происходит в стране. Они пока еще не готовы увидеть другую сторону проблемы — ослабление института российского государства. Именно сомнения россиян в способности государства нормально функционировать влияют на «метания» российского общественного мнения — от демократии до авторитаризма.
Ослабленное российское государство утратило сейчас во многом свои силовые функции. Граждане России ответили на это тем, что перестали доверять государству и, в частности, его правоохранительным органам: так, только 11% населения доверяет милиции, а вот 71% — нет; суду соответственно — 12,5% и 64%102. Возросшая преступность, которой способствует коррумпированность чиновников на всех уровнях, к сожалению, — неоспоримая действительность в сегодняшней России. В такой ситуации граждане требуют от государства защиты и поддерживают меры по усилению государственных силовых структур.
В свете перечисленных подходов к роли государства вполне логично, что, отвечая на глобальный вопрос «Какова наиболее благоприятная для России политэкономинеская модель?», 37% россиян поддержали идею «смешанной экономики с сильным государственным сектором», 18% — централизованное планирование (социализм), и только 8% выступило за либеральную модель с минимумом государственного участия. Интересно, что в 1994 г. (т.е. всего восемь лет назад) таковых было почти вполовину больше — 12,5%. Таким образом, популярность либерально-экономических идей в России постепенно снижается102.
Но самое удивительное в том, что процент сторонников сильного госсектора не меняется в зависимости от возраста: ответы 18- и 55-летних дают примерно одинаковые результаты. Возможно, что это говорит о каком-то особенном традиционализме российского общественного сознания. По мнению аналити-ков68, идеалом для большинства россиян идеальным является «социальное государство», в основе которого лежит не столько индивидуаль-
Б-3646
ная свобода, а идея солидарности как «общего блага». Такая модель соединяет в себе, с одной стороны, активную роль государства в экономике и сильную систему социальной защиты, но с другой стороны, невмешательство государства в частную жизнь, политические и гражданские свободы. Эта модель не кажется им умозрительной и нереальной в далеком будущем. Россиянам представляется, что они уже жили в системе именно такого государства — в СССР, особенно на брежневском этапе.
Более половины всех опрошенных убеждены, что СССР был первым государством в истории России, которое обеспечивало справедливость для простых людей и сделало для них возможной приличную жизнь. Такая парадоксальная идея не только результат идеологического «промывания мозгов» советского периода. Сама ситуация в постперестроечной России не давала людям позитивных моделей устройства жизни, наоборот, она постоянно подталкивает их к идеализации прошлого.
Какие цели общественного развития избирают для себя россияне? Из почти двух десятков целей развития общества половина опрошенных выбрала только две: повышение качества жизни и наведение порядка в стране. Все остальные цели, в том числе и нравственное возрождение общества, сохранение русских традиций, создание эффективной рыночной экономики, отступают перед этими двумя. Государство, по мнению россиян, обязано заниматься в первую очередь именно этими двумя суперпроблемами.
К слову, по российским традициям оно этим и занимается, взваливая на себя бремя социальных обязательств, и нагрузка эта растет. Так, бюджетные расходы" в 1998 году составляли 37% от ВВП, в 2001-м — 37,2%, а в 2002-м — 41% ВВП. Для сравнения: в странах с наивысшим темпом роста экономического развития (Китай, Малайзия, Тайвань) эти расходы не выше 15— 20% ВВП, поскольку эти государства отказались от обязательств по выплатам пенсионного и других видов социального обеспечения. В России же эти выплаты — норма, и отказаться от них нельзя. Все бы хорошо, да вот из-за этого растет налоговая нагрузка на подымающийся российский бизнес.
После перестройки российское общество приняло важнейшие демократические ценности: равенство всех граждан перед законом, свобода слова и печати, независимость суда, свободные выборы органов власти и т.д. Однако эти инструменты демократии, позволяющие гражданам осуществлять свои права, пока еще ими освоены недостаточно. Так, право на свободный выбор про-
фессии, свобода передвижения по стране, право на забастовку еще не имеют для граждан особого значения. Даже в СМИ этим проблемам уделяется незначительное внимание.
Поэтому в сложившихся условиях россияне пока еще не слишком обращают внимание на легитимные формы политической и экономической самоорганизации. Они, скорее, надеются, что в силу каких-то неясных причин («чуда»?!) в стране вдруг наконец-то появится «хорошая власть», «правильный президент», который «все сделает», а дальше все пойдет «нормально». Вспомним, что патерналистская модель государства входит в традиционный русский архетип (см. об этом ч. II, гл. 3, § 7,8). Во всяком случае, граждане России совершенно категорически отвергают любые революционные средства переустройства общества. Только 12% опрошенных выступают за радикальную ломку системы, зато 62,4% — за постепенные эволюционные реформы. Таким образом, распространенный миф о том, что русским по причине их особой ментальности свойственно «бунтовать», эмпирически не подтверждается. Наоборот, русских все больше объединяет их неприятие социальных экспериментов.
Горький пройденный путь дал свои плоды.