Глава 4. серьезные последствия
Воровство
Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды. Об одном таком случае мне рассказала учительница.
В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники), и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учительница заглянула в пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию «учеба — не самое главное» и считали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась самоутвердиться таким
ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------
образом. Правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.
Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Часть 2 Преодоление
Разобраться в причинах явления — сделать только первый шаг. Далее начинается работа, в которой должны быть задействованы и дети-жертвы, и их родители, и учителя, и, конечно, весь класс (и преследователи, и равнодушные наблюдатели). Переломить сложившийся стереотип отверженного — задача непростая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой класс и даже другую школу. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учителя, ни психологи, ни родители не должны оставаться в стороне от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным формам взаимодействия.
Глава 1 Роль учителей
Вспоминая ситуации из собственной школьной жизни, я все время пытаюсь понять, могли ли окружающие нас взрослые (в первую очередь учителя) предотвратить все эти ситуации? Неужели, когда в четвертом классе несколько мальчишек невзлюбили новенького за его своеобразную внешность и стали издеваться над ним, никто из учителей этого не замечал? Нет, когда случались драки, к нам приходили и проводили воспитательные беседы, нас ругали, убеждали и т.д. Но все это было малоэффективно. Того мальчика травили все четыре года совместной учебы.
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ
Для того чтобы в классе сложилась критическая ситуация, необходимы соответствующие условия. На мой взгляд, появление в классе (группе) отвергаемых детей связано не столько с определенной психологической предрасположенностью к подобному явлению учащихся, но в большей степени — с непростительным попустительством учителей и родителей.
Важные мелочи
Когда я училась во втором классе, некоторые мои одноклассники за что-то невзлюбили одну девочку. Я помню, как несколько человек с воплями гонялись за ней на перемене по школьному стадиону (была весна), стремясь задрать подол школьного платья, а большинство со смехом наблюдали за этим. Девочке удалось убежать от преследователей. После этого случая завуч собрала наш класс на линейку (построила в рекреации на одном из этажей) и долго сердито, очень эмоционально рассказывала о том, как нехорошо так делать, потому что опасно, неприлично, негигиенично. Но ни слова не сказала, как это обидно, унизительно, что чувствует человек, оказавшийся жертвой, как ему страшно. Как отвратительно поведение тех, кто гонял, смеялся, просто наблюдал... Возможно, сравни она наше поведение с фашизмом, это произвело бы на нас большее впечатление, чем медицинские подробности и ее гнев сам по себе.
Я твердо убеждена, что проблемы непопулярных детей должны решать в первую очередь педагоги, а родители и психологи — оказывать им посильную помощь. Бывает, что учителя невольно усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложившуюся в классе. А иногда своим поведением провоцируют появление насмешек.
Однажды я присутствовала при том, как учительница рассказывала третьеклассникам о результатах их письменной работы. Они
должны были ответить на несколько вопросов. Учительница зачитывала наиболее удачные и самые неудачные работы детей, комментировала их, называя фамилии авторов. И вот она со смехом зачитала работу весьма непопулярного мальчика, добавив несколько нелестных комментариев. Остальные дети злорадно подхватили ее смех. Правда, мальчика не было в этот день в классе, тем более непонятно, зачем учителю было лишний раз «натравливать» на него класс?! Все равно принять к сведению замечания учителя ребенок не мог. Зато для его одноклассников эта ситуация послужила своеобразным одобрением насмешливого отношения к сверстнику.
Когда я только начинала работать в школе и вела уроки во вторых классах, я имела неосторожность насмешливо прокомментировать письменные работы своих новых учеников, называя фамилии и указывая на особенно повеселившие меня во время проверки ошибки. Ученики посмеялись вместе со мной. Но после урока присутствовавшая на нем классная руководительница попросила меня никогда не провоцировать детей на насмешки друг над другом и, по возможности, обсуждать результаты работ не называя фамилии тех, кто ошибся, поработал плохо: «Я не хочу, чтобы они учились злорадствовать».
Специалисты, исследовавшие влияние учителя на отношения между одноклассниками, отмечают, что в начальной школе ученики с большей симпатией относятся к детям, которых учитель часто хвалит, и не любят тех, к кому учитель равнодушен, кому делает много замечаний. В старших же классах чрезмерное захваливание отличников порождает их зазнайство и зависть к ним.
В первом классе учительница разработала сложную систему баллов за аккуратную и красивую работу в прописях. Результаты она каждый месяц вывешивает «для родителей» на доске объявлений перед классом. Там указаны общие баллы и конкретные успехи каждого ученика. Естественно, не только родители, но и сами дети понимали, что Миша, набравший 23 балла, — молодец, а Маша,
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ
получившая всего 5, — плохая ученица. И хотя учительница стремится всего лишь дать родителям информацию об успехах и проблемах детей, все эти списки очень расстраивают некоторых детей и их родителей. А мне они напоминают Стенд почета и Стенд позора, которые создавали учителя в моем детстве, вывешивая перед родительским собранием тетради отличников и двоечников. Было стыдно, что все видят твою мятую, исчерканную красными чернилами тетрадь. И вовсе не хотелось исправляться, а хотелось никогда больше не приходить в школу.
Любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации. Например, любимый и часто употребляемый учителями прием для налаживания дисциплины на уроке: «Сейчас все достанут листочки и будут отвечать письменно на мои вопросы, все оценки — в журнал. Скажите спасибо Феде, это из-за его плохого поведения вы будете наказаны». Или попытка добиться от учеников признания: «Если у провинившегося не хватает смелости признаться, то наказан будет весь класс». Таким образом учитель настраивает детей друг против друга и провоцирует их на то, чтобы они самостоятельно воспитали Федю или Васю, и делает последних козлами отпущения. Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в младшей школе такого педагогического приема, как публичное «обсуждение поведения ребенка сверстниками», считая, что «при этом морально травмируется и тот, кто совершил ошибку, и коллектив»*.
Существует проблема вхождения новеньких в класс. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотек.
Вот как описывает свое первое появление в классе Лена Бессольцева, героиня повести «Чучело»: «Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс.
* Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 281-282.
Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота». Получается, что классная руководительница оставила Лену без поддержки, предоставила ей самой строить отношения с ребятами. Возможно, приведи она новенькую в класс, представь ее ребятам, предупреди Лену об отношениях, сложившихся в классе, — и все было бы по-другому.
Не менее важно для благополучия ребенка и то, где и с кем он сидит в классе. Почему-то непринимаемых детей учителя всегда стараются посадить отдельно ото всех, усиливая тем самым их изоляцию. Или сажают с тем, кто не будет активно возмущаться, с тихими и неагрессивными детьми, претендентами на роль отверженного. Конечно, не всем легко ужиться с отвергаемым ребенком, если он непоседа или назойлив. Но, посадив такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником, можно обеспечить ему защиту. Иногда учителя просят ребенка оказать помощь и поддержку новому соседу.
Важно также обращать внимание на ситуации, когда более активный и агрессивно настроенный ребенок обижает своего тихого соседа, не дает ему житья.
Первоклассница Маша была маленького роста и поэтому сидела за первой партой, к ней посадили Сергея, который все время отвлекался и учительница хотела чтобы он был у нее на виду. Сергей от скуки больно пинал Машу под столом ногой, отбирал у нее ручки и ластики (на время уроков, но потом отдавал), а если ему что-то не нравилось или Маша ему пыталась противостоять, то сильно бил ее по руке или тыкал в бок ручкой. У Маши левые рука и нога были в синяках. Но Маша не решалась пожаловаться учительнице после одного случая. Однажды Маша сильно опоздала на первый урок — родители проспали и поздно подняли ее. Учительница всех опоздавших оставила до конца урока стоять под
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ
дверью. На перемене им разрешили войти и приготовится к следующему уроку. Маша обнаружила, что Сергей с приятелями расположился за ее партой и играет в фантики. Она не решилась их прогнать и поэтому стала готовиться после звонка на урок. Учительница рассердилась на Машу: «Мало того, что опоздала, еще и на перемене ничего не делала!» — и поставила ее в угол. Маша пыталась объяснить, что Сергей занимал ее парту, но учительницу это рассердило еще больше: «А сказать ему ты не могла?» Все это было несправедливо и унизительно, но пожаловаться Маше было некому, только спустя много лет она с обидой рассказала эту историю своим друзьям.
Поработав в качестве педагога в начальной школе, я поняла, как важно учителю обращать внимание на всякие «мелкие» происшествия в классе. Ни в коем случае нельзя пренебрегать детскими жалобами! Не всегда следует немедленно реагировать на них, но принимать во внимание надо всегда. Благополучие ребенка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдательности его учителей.
Как помочь
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво, кто-то из одноклассников злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, то в этом нет ничего смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Фу! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, можно поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь с тобой дело?»
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
С Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учителя стали обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, зачитывали его работы, просили делать доклады. Скоро ребята обратили внимание на то, как много Витя знает, как интересно может рассказывать, эти его качества вышли на первый план, а о происшествии все забыли.
Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось, после того как он в походе очень артистично рассказывал страшные истории у костра. Я.Л. Коломинский отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представляющих интерес для сверстников определяют его положение в группе. «Мотивируя свои выборы, дошкольники, как и испытуемые старших возрастов, часто указывают на такие причины, как «хорошо рассказывает», «знает много сказок», «с ним интересно»*. Естественно, именно учитель знает о способностях своих учеников и может помочь им проявить себя.
* Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000. С. 338.
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном случае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.
Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д. Даже в моем безнадежном классе все становились терпимее друг к другу во время «Зарниц» и подготовок к смотру строя и песни.
Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.
Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать либо не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально.
Иногда учитель может стать инициатором появления у ученика обидного прозвища, исказив его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии способна надолго испортить жизнь ребенка. В этом случае исправить положение можно, если сразу извиниться перед «пострадавшим» и сказать, например: «Какая редкая и интересная фамилия. А что она означает?» Но еще лучше заранее изучить список фамилий, проконсультировавшись у коллег и выяснив, как правильно произносить сложные.
Очень травмируют непопулярных детей ситуация распределения по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам.
ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ
На физкультуре учителя часто выбирают двух учеников и доверяют им формировать команды. Естественно, всегда остаются те, кого не хотят брать ни в ту, ни в другую команду. В процессе выбора они слышат, как капитаны обсуждают с выбранными: «Этого берем? Ну его! Мы из-за него проиграем. Тогда этого?» А потом учитель сам распределяет оставшихся, которых встречают с недовольными гримасами.
В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.
Моя коллега собрала свой пятый класс в отсутствие намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора они стали терпимее. Да и сам Слава, почувствовав перемены, стал вести себя более адекватно.
Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Мне не раз приходилось слышать от коллег и от администрации совет определить ребенка с каким-либо дефектом в класс к определенному учителю: «Татьяна Михайловна не допустит, чтобы его обижали одноклассники!» Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги, но ему понадобится помощь психолога и родителей.
ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ
Глава 2
Помощь родителей
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакцийна сложившуюся в классе ситуацию.
• Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.
Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.
Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
• Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет*.
Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими)**.
Иногда родители бывают правы — в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.
Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.
* Описание методики см. в Приложении 3.
** Проблемы общения и воспитание. Т. 2. Тарту, 1974.
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Преследователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разрешения» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.
Мама Сони, начиная с первого класса, приходила «разбираться» с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.
• Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.
Проблема отвергаемых детей — это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
------------------------------------------------ ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ------------------
Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.
Вот что сказала мама одного ребенка: «Пяти - шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми». Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик — куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.
Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.
Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.
В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ