Издательский Дом «БAXPAX» Caмapa 1998 5 страница

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам

РТ = S1 - S2 +35,

где S1- сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 3, 4, б, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Z2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = S1 - S2 + 35

где S1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунк­там шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; S2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревож­ности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуа­ции и задач и перенести акцент на осмысление деятельно­сти и формирование чувства уверенности в успехе.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Шкала самооценки (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)  
Фамилия Дата  
Инструкция: «Прочитайте вниматель­но каждое из приведенных ниже предложений и зачер­кните соответствующую циф­ру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВ­СТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МО­МЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправиль­ных ответов нет».   Нет, это не так   Пожалуй, так Верно Совершенно верно  
1. Я спокоен ................................
2. Мне ничто не угрожает..............
3. Я нахожусь в напряжении .........
4. Я испытываю сожаление ...........
5. Я чувствую себя свободно ..........
6. Я расстроен..............................
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим....
9. Я встревожен ...........................
10. Я испытываю чувство внутрен­него удовлетворения..................
11. Я уверен в себе .........................
12. Я нервничаю............................
13. Я не нахожу себе места..............
14. Я взвинчен ..............................
15. Я не чувствую скованности, напряженности.........................
16. Я доволен ................................
17. Я озабочен ..............................
18. Я слишком возбужден и мне не по себе ...............................
19. Мне радостно ..........................
20. Мне приятно ...........................

Лицевая сторона бланка

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Шкала самооценки  
Фамилия Дата  
Инструкция: «Прочитайте вниматель­но каждое из приведенных ниже предложений и зачер­кните соответствующую циф­ру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВ­СТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумы­вайтесь, поскольку правиль­ных или неправильных отве­тов нет».   Почти никогда   Иногда   Часто   Почти всегда    
21. Я испытываю удовольствие ...................
22. Я очень быстро устаю ...........................
23. Я легко могу заплакать ........................
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие ....................................... .2
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым ............
27. Я спокоен, хладнокровен и собран...............
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.....................................
29. Я слишком переживаю из-за пустяков....
30. Я вполне счастлив ...............................
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу...
32. Мне не хватает уверенности в себе .........
33. Обычно я чувствую себя в безопасности ..
34. Я стараюсь избегать критических ситуа­ций и трудностей..................................
35. У меня бывает хандра ...........................
36. Я доволен ............................................
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня..
38. Я так сильно переживаю свои разочаро­вания, что потом долго не могу о них за­быть ...................................................        
39. Я уравновешенный человек ....................
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Оборотная сторона бланка

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения вни­мания к мотивам деятельности и повышения чувства от­ветственности. Но иногда очень низкая тревожность в по­казателях теста является результатом активного вытесне­ния личностью высокой тревоги с целью показать себя в " лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегу­ляции в целях руководства и психокоррекционной дея­тельности.

Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказы­вания № 1-20) и укороченный вариант шкалы, на запол­нение которого уходят 10-15 сек:

Показатель РТ высчитывается по формуле:

PT=S1 - S2 + 15,

где - S1 - сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5;

S2 - сумма по пунктам 1, 3, 4.

Величина показателя меняется от 5 до20.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Шкала самооценки  
Фамилия Дата  
Инструкция: «Прочитайте вниматель­но каждое из приведенных ниже предложений и зачер­кните соответствующую циф­ру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВ­СТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МО­МЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправиль­ных ответов нет».   Нее, это не так   Пожалуй, так   Верно   Совершенно верно    
1. Я чувствую себя свободно ......................
2. Я нервничаю ........................................
3. Я не чувствую скованности ....................
4. Я доволен ............................................
5. Я озабочен........................................

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА

АДАПТАЦИЯ Т. А. НЕМЧИНОВА

Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуе­мому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обсле­дуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависи­мости от того, согласен он или не согласен с содержащи­мися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Тестовый материал

1. Обычно я спокоен и вывести меня изсебя нелегко.

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

3. У меня редко бывают запоры.

4. У меня редко бывают головные боли.

5. Я редко устаю.

6. Я почти всегда чувствую себя вполнесчастливым.

7. Я уверен в себе.

8. Практически я никогда не краснею.

9. По сравнению со своими друзьями ясчитаю себявполне смелым человеком.

10. Я краснею не чаще, чем другие.

11. У меня редко бывает сердцебиение.

12. Обычно мои руки достаточно теплые.

13. Я застенчив не более чем другие.

14. Мне не хватает уверенности в себе.

15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

20. Мне кажется порой, что передо мной нагроможде­ны такие трудности, которые мне не преодолеть.

21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый

сон.

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на ка­ком-либо задании.

27. Я работаю с большим напряжением.

28. Я легко прихожу в замешательство.

29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

31. Я часто плачу.

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.

38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня

Сна.

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает

меня.

40. Даже в холодные дни я легко потею.

41. Временами я становлюсь таким возбужденным,чтомне трудно заснуть.

42. Я - человек легко возбудимый.

43. Временами я чувствую себя совершенно бесполез­ным.

44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расша­таны, и я вот-вот выйду из себя.

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то трево­жит.

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

47. Я почти все время испытываю чувство голода.

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

50. Ожидание всегда нервирует меня.

Оценка результатов исследования по опроснику произ­водится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43. 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.

Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 бал­лов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросникшкалойлжи, которая позволяет судить о демонстративности, не­искренности в ответах.

Вариант этого опросника приведен ниже.

Шкала тревоги

1. Я могу долго работать не уставая.

2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3. Обычно руки и ноги у меня теплые.

4. У меня редко болит голова.

5. Я уверен в своих силах.

6. Ожидание меня нервирует.

7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9. Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выпол­нял все то, что мне поручали.

11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то трево­жит.

13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

14. Я не слишком застенчив.

15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17. Я краснею не чаще, чем другие.

18. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19. Я редко замечаю у себя сердцебиение илиодышку.

20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

23. Меня часто мучают ночные кошмары.

24. Я склонен все принимать слишком всерьез.

25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26. У меня беспокойный и прерывистый сон.

27. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.

29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызыва­ют у меня смех.

30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.


31. Мой желудок сильно беспокоит меня.

32. Я постоянно озабочен своими материальными и слу­жебными делами.

33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34. Мне порой кажется, что передо мной нагроможде­ны такие трудности, которых мне не преодолеть.

35. Я легко прихожу в замешательство.

36. Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и зат­руднительных положений.

38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39. Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

40. Временами я определенно чувствую себя бесполез­ным.

41. Иногда мне хочется выругаться.

42. Почти всегда я испытываю тревогув связи с чем-либо или с кем-либо.

43. Меня беспокоят возможные неудачи.

44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45. Меня нередко охватывает отчаяние.

46. Я - человек нервный и легко возбудимый.

47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат,когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

48. Я почти всегда испытываю чувство голода.

49. Мне не хватает уверенности в себе.

50. Я легко потею даже в прохладные дни.

51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52. У меня очень редко болит живот.

53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54. У меня бывают периоды такого сильного беспокой­ства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56. Я легко расстраиваюсь.

57. Практически я никогда не краснею.

58. У меня гораздо меньше различных опасений и стра­хов, чем у моих друзей и знакомых.

59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует

сделать сегодня.

60. Обычно я работаю с большим напряжением.

В 1 балл оцениваются ответы «да» к высказываниям 6, 7, 9, 11. 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60 и ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58. Лживыми счита­ются ответы «да» к пунктам 2, 10, 55 и «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Оба варианта опросника используются при индивиду­альном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

Изучение уровня и характера тре­вожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школь­ного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция; «Ребята, сейчас Вам будет предложен оп­росник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и прав-

диво, здесь нет верных или неверных, хороших или пло­хих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фами­лию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не со­гласны».

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровнесо всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что соби­рается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполне­нии задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отве­чать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать

выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки,каких ждут

от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно

в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой,

если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хо­рошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том,

что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе

по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше вол­новаться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить

твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих од­ноклассников, к которым ребята относятся с особым вни­манием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят

что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих однокласс­ников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особы­ми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся однокласс­ники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дош­кольных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашива­ют, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоярука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, ког­да учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассни­ки могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе,. что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учи­тель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь литыобычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит

сделать задание на доске перед всем классом?

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например,на58-и вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в клю­че этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тре­вожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тре­вожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тре­вожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы   № вопросов  
1. Общая тревожность в школе 2, А, 7,12,16, 21,23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51. 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 S=22
2. Переживание социального стресса   5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 S=11
3. Фрустрация потребности в дости­жении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 S=l3
4. Страх самовыражения 27, .41, 34, 37, 40, 45 S=6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26 S=6
6. Страх несоответствовать ожидани­ям окружающих   3,8,13,17, 22 S=5
7. Низкая физиологическая сопро­тивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28 S=5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 S=8

Ключ к вопросам

"+» - Да

"-" - Нет

  -     -     -     -  
  -     +     +     -  
    -   -     +   57 '   -  
    -   +              
  -           +          
  -     +     -          
  -     +     +          
  -     -     +          
  -     -     -          
  -     -     -          
  +     -     -          
  -     +     -          
  -     -     -          
  -     -     -          
  -     -     -          
  -     -     -          
  -     +     -          
  -     +     -          

Наши рекомендации