Сихическое состояние: 1 2 3 4 5
изическое состояние: 1 2 3 4 5
Опросник изучения интегральной гармоничности личности (ИГЛ-3, О.И. Мотков)
Инструкция: Пожалуйста, определите, в какой мере Вам свойственны перечисленные ниже психологические особенности.
Выбирайте свой ответ по Шкале возможных ответов:
1 – в очень малой степени; 2 – в малой степени; 3 – в средней степени; 4 – в большой степени; 5 – в очень большой степени.
Напротив каждого пункта обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ. Не пропускайте ни одного пункта! Тайна Ваших ответов гарантируется.
Рекомендуемый возраст для проведения методики – начиная с 15 лет.
№ | Психологическая характеристика | |||||
Стараюсь стать более разумным, гармоничным | ||||||
Доброжелательно отношусь к большинству людей | ||||||
Веду здоровый и разнообразный образ жизни | ||||||
Сохраняю контроль над эмоциями в сложных жизненных ситуациях | ||||||
Обычно я внимательно слушаю другого, не теряя нити его размышлений | ||||||
5а | Всегда говорю только правду | |||||
Стараюсь гибко управлять своими эмоциями и действиями | ||||||
Стремлюсь к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям | ||||||
Преимущественно опираюсь на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства | ||||||
Я удовлетворен жизнью в целом | ||||||
Я понимаю, к чему больше всего предназначен в жизни | ||||||
Мои главные жизненные планы осуществлялись в ближайший год так, как было намечено | ||||||
В целом у меня положительное представление о себе | ||||||
Для меня важно развивать разные стороны своего характера | ||||||
Принимаю двойственность Мира, наличие в нем и светлого, и темного | ||||||
Сочетаю в своём образе жизни умственные и физические занятия | ||||||
Импульсивно, бесконтрольно проявляю свои эмоции | ||||||
16а | Я всегда прекрасно выгляжу | |||||
Стараюсь культурно, приемлемо для других людей выражать свои негативные эмоции | ||||||
Я беззаботно отношусь к своему здоровью | ||||||
Проявляю чувство меры в своих желаниях и ожиданиях | ||||||
Самостоятельно ищу причины явлений, их суть | ||||||
Удовлетворен отношениями в семье | ||||||
Я определил, что карьера для меня важнее, чем семья | ||||||
Я удовлетворён уровнем моих успехов и достижений | ||||||
Верю, что мне удастся выполнить моё главное предназначение | ||||||
Я стремлюсь жить полной, гармоничной жизнью | ||||||
Я чувствую красоту природы | ||||||
Стараюсь больше времени проводить на природе | ||||||
Я проявляю волю для осуществления намеченных целей и планов | ||||||
Быстро начинаю раздражаться в ходе общения с людьми | ||||||
Создаю у себя положительный настрой на предстоящий день | ||||||
Мои желания и представления обычно разумны, реалистичны | ||||||
Мой жизненный путь больше зависит от внешних обстоятельств | ||||||
Удовлетворен отношениями с друзьями | ||||||
Я определил свои жизненные задачи и планы на ближайшие несколько лет | ||||||
Систематически работаю над осуществлением своих целей | ||||||
Я достаточно самокритичен, вижу у себя и плюсы, и минусы | ||||||
36а | Мне всегда удается убедить в своей правоте любого собеседника | |||||
У меня широкий круг разнообразных интересов | ||||||
Уважаю других людей и стараюсь помогать им | ||||||
Охотно общаюсь с лицами противоположного пола | ||||||
Нахожу психологические причины своего настроения, своих ошибок | ||||||
В спорных ситуациях стараюсь проявлять гибкость, иду на сотрудничество или компромисс | ||||||
С возрастом я становлюсь уравновешеннее, спокойнее | ||||||
У меня спокойные, умеренно выраженные темперамент и характер | ||||||
Считаю себя хозяином своей судьбы | ||||||
Удовлетворен отношениями на работе (в учебной группе) | ||||||
Сочувствие и отзывчивость присущи моему характеру | ||||||
46а | У меня не бывает минут сильного волнения | |||||
Практически осуществляю свои новые идеи, создаю новые творческие продукты | ||||||
Мне присущи оптимизм и жизнерадостность | ||||||
Мои душа и тело составляют единое целое | ||||||
Стараюсь находить время для творческой деятельности | ||||||
Комфортно чувствую себя как в компании, так и в уединении | ||||||
Сохраняю спокойную речь и ясную голову в большинстве конфликтных ситуаций | ||||||
Стараюсь точно выполнять обещания и деловые соглашения | ||||||
Развиваю свои физические качества: гибкость, выносливость, силу | ||||||
С возрастом я становлюсь умереннее и реалистичнее в желаниях | ||||||
В жизни я больше опираюсь на других людей, чем на себя | ||||||
В целом принимаю себя таким, какой я есть | ||||||
Я могу определить, кем и каким стану через 10 лет | ||||||
У меня есть достижения в разных сферах жизни | ||||||
Ясно и уверенно высказываю свои мысли | ||||||
Стараюсь жить в согласии с собой и окружающим миром | ||||||
Я люблю природу и бережно отношусь к ней | ||||||
Избегаю физических нагрузок и упражнений | ||||||
Потакаю всем своим желаниям, не ограничивая их силу | ||||||
Думаю, что большинство людей хорошо ко мне относится | ||||||
С возрастом я становлюсь гармоничнее | ||||||
66а | Никогда не переношу на завтра то, что могу сделать сегодня | |||||
Я самостоятелен в принятии решений | ||||||
Я нахожу в себе значительные неразрешённые противоречия | ||||||
В нашем изменчивом мире я сохраняю свои жизненные ценности | ||||||
Уверен в своих возможностях и силах их осуществить | ||||||
Чувствую внутреннее единство со всей живой природой | ||||||
Ценю красоту поступков и мыслей людей | ||||||
Удовлетворяю в первую очередь свои желания, не обращая внимания на интересы других людей | ||||||
Довожу важные дела до конца, отдавая силы в основном главным целям | ||||||
С возрастом я становлюсь добрее | ||||||
Регулярно занимаюсь саморазвитием своих моральных и волевых качеств | ||||||
Я доволен тем, как осуществляются мои потребности в еде, сне, отдыхе, безопасности и т.п. | ||||||
Люблю создавать оригинальные идеи, необычные образы или способы действия | ||||||
Мне нравится жить | ||||||
Самостоятельно преодолеваю вредные привычки и развиваю положительные | ||||||
В трудных ситуациях стараюсь не вешать носа, проявлять жизнестойкость | ||||||
В делах проявляю инициативу, выдвигаю новые идеи | ||||||
С возрастом я становлюсь терпимее к людям | ||||||
У меня есть знакомые, но нет друзей | ||||||
Планирую своё время и работу с учётом реальных условий и своих возможностей | ||||||
Стараюсь быть искренним, правдивым в общении | ||||||
86а | Когда вижу, что незнакомому человеку плохо или трудно, всегда предлагаю свою помощь | |||||
Обычно в делах я сосредоточен и собран | ||||||
Я – интересная личность | ||||||
В большинстве ситуаций стараюсь сохранять выдержку и уравновешенность | ||||||
Мне хочется глубже понять себя, людей и весь Мир | ||||||
Близко к сердцу принимаю страдания людей и животных | ||||||
Прикладываю усилия для поддержания хорошего физического и психического состояния | ||||||
Обычно я действую по привычке, избегая новых целей и видов деятельности | ||||||
Я умею создавать у себя хорошее настроение, находить способы его улучшения | ||||||
Последнее время у меня преобладает состояние апатии, нет сильных желаний | ||||||
Ощущаю себя гармоничным человеком, оптимально согласованным с собой и с внешним миром | ||||||
96а | Я никогда не сержусь | |||||
Стараюсь поддерживать хорошую физическую форму | ||||||
Меня беспокоит истребление редких животных и растений | ||||||
Стараюсь реалистично представлять себя и окружающий мир | ||||||
Созерцание красивого пейзажа улучшает моё настроение | ||||||
Подвергаю сомнению ничем не обоснованные представления о происхождении и устройстве Мира | ||||||
Меня радуют сделанные с любовью, красивые вещи |
Спасибо за терпение и искренние ответы!
КЛЮЧ
Испытуемые при работе с методикой оценивают степень выраженности у себя различных аспектов личности. Утверждения сформулированы таким образом, что по оценкам респондентов можно определить уже наработанную, действенную гармоничность (оптимальность) выраженности изучаемых локусов личности.
Представленные в пунктах опросника аспекты и характеристики личности взяты в основном из ранее разработанных и апробированных методик О.И. Моткова (Мотков О.И., 1998-2003): Оценка силы признаков гармоничности личности; Личностная биография; Образ жизни; Психологическая культура личности; Базовые стремления; Культурологические тенденции; Жизненное предназначение; Самооценка личности; Ценностные ориентации (совм. с Т.А. Огневой); Картина мира (совм. с М.М. Манухиной).
Помимо главной цели создания методики ИГЛ – изучения интегральной гармоничности личности – ставилась и дополнительная цель замены нескольких методик изучения гармоничности различных аспектов личности одним диагностическим инструментом, объединяющим в себе все эти показатели.
Таблица 1.Изучаемые показатели личности и соответствующие им
пункты опросника(КЛЮЧ)
№ № | Показатель личности | №№ пунктов | Число пунктов в показателе |
Шкала лжи (реалистичности) Л | 5а, 16а, 36а, 46а, 66а, 86а, 96а | ||
Ценности личностной гармонии ЦГЛ | 1, 13, 25, 37, 49, 61, 71 | ||
Ценности духовные ЦД(нравственные, эстетические, творчество, реалистичная картина мира) | 2, 14, 26, 38, 50, 62, 72, 73--, 78, 82, 90, 91, 93--, 98, 99, 100, 101, 102 | ||
Образ жизни (его оптимальность) ОЖ | 3, 15, 27, 39, 51, 63-- | ||
Саморегуляция эмоций и др. СР | 4, 16--, 28, 40, 52, 64--, 74, 81, 85, 87 | ||
Конструктивность общения КО | 5, 17, 29--, 41, 53, 65, 84--, 86 | ||
Самогармонизация личности СГ | 6, 18--, 30, 42, 54, 66, 75, 76, 80, 83, 89, 92, 94, 97 | ||
Умеренность силы желаний и достижений Ум | 7, 19, 31, 43, 55 | ||
Самостоятельность (опора на себя, внутренний локус контроля) Сам | 8, 20, 32--, 44, 56--, 67 | ||
Удовлетворённость жизнью и отношениями с людьми Уд | 9, 21, 33, 45, 57, 68--, 77, 79, 95-- | ||
Жизненное самоопределение ЖСО | 10, 22--, 34, 58, 69 | ||
Жизненная самореализация ЖСР | 11, 23, 35, 47, 59 | ||
Позитивность самооценки ПС | 12, 24, 36, 46, 48, 60, 70, 88, 96 | ||
Интегральная гармоничность личности ИГЛ | все пункты методики: 1…– …102 |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Шкала лжи (Л) или, точнее, реалистичности ответов респондента введена для определения наличия у него тенденции слишком высоко, нереалистично оценивать себя. Очень высокие оценки по большинству пунктов этой шкалы указывают на слабую дифференцированность представления о себе, на неадекватность самооценки, что может приводить и к неадекватно завышенным оценкам по основным шкалам. Сначала вычисляем среднее по шкале Л: суммируем баллы по пунктам 5а, 16а, 36а, 46а, 66а, 86а, 96а и делим сумму на число вопросов, т.е. на 7. Если среднее равно или больше 4 баллов, то данные считаются не достоверными.
2. Далее балльные оценки по пунктам в Ключе со знаком минус ( -- ) переводим по Обратной шкале:
в 5, 2 → 4, 3 → 3, 4 → 2, 5 → 1.
Например, в показателе 2 (ЦД) это только пункты 73-- и 93--. Баллы по остальным пунктам учитываются в дальнейших расчетах как есть (по обычной прямой шкале).
3. Затем по каждому показателю подсчитываем среднее арифметическое – т.е. сумму баллов по показателю делим на число входящих в него пунктов (см. в табл. № 1 в колонке «Число пунктов»), сохраняя два знака после запятой. Таким образом получаем выраженность данных испытуемого (или группы) по 13 показателям методики в виде средних, включая и общий показатель интегральной гармоничности личности ИГЛ.