Тема 7. Биопсихосоционоэтическая модель психологической помощи

Биопсихосоционоэтическая модель психологической помощи, которая позволяет выделить четыре уровня работы с последствиями психотравмирующих событий и применить соответствующие этим уровням методы психологической помощи

Система (программа) предлагаемой психологической помощи основывается на следующих требованиях: комплексность, дифференцированность и этапность.

Тема 7. Биопсихосоционоэтическая модель психологической помощи - student2.ru

В предлагаемой модели основное внимание уделяется в начале первому уровню, а затем второму, третьему и четвертому уровням травмы.

1-й уровень психологической помощи – Телесно-ориентированная терапия
2-й уровень психологической помощи – Групповая работа. Позволяет решать более широкий круг общих для клиентов задач, в число которых входят следующие:

— Создание безопасного социального пространства.

— Снижение чувства изоляции и формирование чувства принадлежности, общности целей, комфорта и поддержки.

— Восстановление отношения к другому как к самоценности, что сопровождается формированием чувства доверия к себе.

— Формирование чувства универсальности собственного опыта.

— Прояснение общих проблем, обучение методам совладания с последствиями травмы.

— Возможность принять на себя роль «помогающего».

— Развитие «чувства локтя»: общие проблемы разделяются участниками группы.

— Возможность делиться с кем-то информацией о себе, говорить о любых чувствах другим людям.

— Укрепление уверенности в возможности успешного прохождения терапии.

3-й уровень психологической помощи. Разные психотерапевтические подходы.

Принцип выбора конкретных методов и приемов, необходимых при работке с конкретным клиентом, должен быть следующим:

— Применяемый метод или прием должен иметь определенную прагматическую подоплеку и не противоречить этическим требованиям.

— Методы и приемы, разработанные гуманистической психологией, являются общими для любой психотерапевтической работы, ими всегда следует руководствоваться во взаимоотношениях между психотерапевтом и клиентом. Однако для успешной помощи использование только этих методов оказывается зачастую недостаточным, и в таких случаях требуется привлечение иных приемов для достижения поставленных терапевтических целей.

— Методы, разработанные в психодинамическом подходе, являются обязательными во всех случаях, когда имеет место не просто нарушение, вызванное психологически травматической ситуацией, но наличествует и более или менее развитый невроз. Под психодинамическими методами подразумеваются и классические свободные ассоциации, и толкование сновидений, и так называемая «проработка», а также трансактный анализ Э. Берна и др.

— Методы, разработанные бихевиорально-когнитивной психологией, обязательны в применении для снятия симптомов. Они оказываются наиболее эффективными тогда, когда направлены и на сами симптомы, и на некоторые причинные факторы прошлого клиента, играющие большую роль в патогенезе конкретного случая, и когда они применяются при эмпатической атмосфере, созданной средствами эмпатической психологии. К бихевиорально-когнитивным методам можно отнести как первые варианты десенсибилизации, так и последние приемы – приемы нейролингвистического программирования.

Кроме изложенных подходов целесообразно в работе применять методы (техники) арт-терапи. Это необходимость обусловлена следующими причинами:

– применение методов вызывает в личности состояние максимальной креативности;

– методывоздействуют на психику на глубоком уровне и, если так можно сказать, «глобально»;

– методы способствует восстановлению целостности личности, выходу ее из состояния дезинтеграции;

– вид терапии практически не имеющий противопоказаний.

В арттерапии творчество позволяет выразить истинные, но глубоко запрятанные чувства, прожить их на символическом уровне. Тогда происходит глубинное принятие непринятого ранее – негативные свойства и переживания получают возможность не подавляться, а трансформироваться. Результатом оказывается некоторая форма психического существования, способствующая (и это особенно важно в контексте психологической травмы) дальнейшему оздоровлению клиента.

4-й уровень психологической помощи. Экзистенциальная терапия

Осмысление произошедшего, «придание смысла» – необходимый элемент для полноценного завершения фазы исцеления.

Главная задача для психолога – помочь найти человеку смысл произошедшего.

Для нахождения смысла необходимо чтобы клиент:

– Принял факт произошедшего с ним.

– Почувствовал контакт со своими ценностями.

– Принял ответственность за свое поведение (экстремальной ситуации и сейчас).

– Принял травмирующий опыт как «ресурс» в своей дальнейшей жизни.

Наши рекомендации