Операторский минимум» для тележурналиста
На телевидении изображение во всех случаях превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями звуковыми.
В.Саппак. Телевидение и мы.
На вопрос: «Кто на съемке главный?», можно, наверное, ответить так: конечно, оператор – после журналиста... Ведь в первую очередь именно на репортере лежит вся ответственность за точность и достоверность материала, переданного в эфир, поэтому он лидер команды, пусть даже в ней всего два человека – он сам и оператор. Оба должны ясно осознавать, что является реально возможным в каждой конкретной ситуации, с учетом выделенного команде времени, имеющегося у нее оборудования, доступных ей источников информации и условий съемки.
Репортер делится с оператором имеющейся у него информацией, а оператор – доводит до сведения репортера все свои профессиональные соображения. Конечно, хорошо, если оператор – активная и творческая личность, но это, скорее, некий идеальный вариант. Поэтому будем исходить из того, что журналист должен ВСЕГДА говорить оператору, какие конкретные сцены или кадры необходимы ему для подачи материала. И чем более четко и конкретно поставлены задачи – тем лучше, чтобы не вышло, как в старой журналистской байке: репортер попросил оператора «снять чего-нибудь минут на десять яркого и красивого» и в результате получил 10 минут статичного плана изображения ГЦП (генератора цветных полос). А что – ярко и красиво...
Оба члена команды – и журналист, и оператор, как минимум, должны сходиться во мнении относительно таких вопросов, как: • смысл, цель сюжета ■ предполагаемый хронометраж сюжета
Чтобы говорить с оператором «на одном языке», репортеру следует хорошо представлять профессиональные требования, предъявляемые к видеоматериалу, соблюдение которых облегчает процесс монтажа.
1.ПРИ СЪЕМКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШТАТИВ, КОГДА ЭТО ВОЗМОЖНО И НЕОБХОДИМО.
2.Длина (хронометраж) любого снятого плана должна быть не менее 6 секунд.
3.В репортаже всегда выигрышно смотрятся статичные планы, когда в кадре происходит какое-то движение, действие.
1.Панорамные планы нужны только в том случае, когда они дают возможность получить более детализированную информацию о происходящем. То же самое можно сказать и об использовании трансфокатора при съемке: «наезды» и «отъезды» прежде всего не технический, а творческий прием. Для того, чтоб не возникло проблем при монтаже, необходимо иметь 5-6 секунд статичного изображения до и после панорамирования, а так же до и после «наезда» или «отъезда».
2.Действие, происходящее на экране, должно быть закончено: например, если человек вошел в кадр, он должен или выйти из кадра, или остановиться, или, когда человек открыл дверь и входит в здание, дверь за ним должна закрываться, и т. п.
3.Репортер должен продумать, какой план будет установочным (первый план, с которого он начнет свой сюжет). Лучше всего, чтобы это был четкий, статичный кадр с места события – он помогает зрителям понять, где произошло событие, осознать взаимосвязи между различными объектами на месте события и представить себе его масштабы. Удачный установочный план позволяет репортеру непосредственно переходить к изложению необходимой информации не тратя времени на вступление.
4.Не менее важен и заключительный кадр – еще одна возможность подчеркнуть смысл и значение сюжета. Этот кадр должен запомниться зрителю. Последний кадр обязательно длинный – чаще всего именно на этом плане журналисту надо успеть произнести не только заключительные слова закадрового текста репортажа, но и фамилии тех, кто работал над ним. Для экономии времени на съемке, можно договориться заранее о том, что, пока журналист занимается организационной работой, оператор может снять место действия, детали, имеющие отношение к теме сюжета, жанровые сценки и пр.
5.Разумеется, для монтажа сюжета журналист должен располагать достаточным количеством планов разной крупности, но особенно сильное впечатление на зрителей производят крупные планы. Например, если предполагается репортаж с какой-нибудь выставки, то обязательно надо снять крупным планом как можно больше представленных там экспонатов, а если это репортаж с футбольного матча – крупным планом детали: свистки, голы, падения, лица зрителей. Перечень выигрышных крупных планов может быть бесконечным, и журналисту стоит напоминать оператору, чтобы он искал такие кадры.
10.Не следует снимать заведомо ненужные планы. Обилие материала затрудняет монтаж.
11.Каждый отснятый оператором кадр должен сопровождаться звуковым рядом – присутствие интершума в репортажных съемках обязательно.
Журналисту необходимо отсмотреть ВЕСЬ ОТСНЯТЫЙ ИСХОДНЫЙ ВИДЕОМАТЕРИАЛ, перед тем, как он начнет писать сценарий сюжета.