Операторский минимум» для тележурналиста

На телевидении изображение во всех случаях превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями звуковыми.

В.Саппак. Телевидение и мы.

На вопрос: «Кто на съемке главный?», можно, наверное, от­ветить так: конечно, оператор – после журналиста... Ведь в пер­вую очередь именно на репортере лежит вся ответственность за точность и достоверность материала, переданного в эфир, поэто­му он лидер команды, пусть даже в ней всего два человека – он сам и оператор. Оба должны ясно осознавать, что является ре­ально возможным в каждой конкретной ситуации, с учетом вы­деленного команде времени, имеющегося у нее оборудования, доступных ей источников информации и условий съемки.

Репортер делится с оператором имеющейся у него информа­цией, а оператор – доводит до сведения репортера все свои профессиональные соображения. Конечно, хорошо, если опе­ратор – активная и творческая личность, но это, скорее, некий идеальный вариант. Поэтому будем исходить из того, что жур­налист должен ВСЕГДА говорить оператору, какие конкретные сцены или кадры необходимы ему для подачи материала. И чем более четко и конкретно поставлены задачи – тем лучше, что­бы не вышло, как в старой журналистской байке: репортер по­просил оператора «снять чего-нибудь минут на десять яркого и красивого» и в результате получил 10 минут статичного плана изображения ГЦП (генератора цветных полос). А что – ярко и красиво...

Оба члена команды – и журналист, и оператор, как минимум, должны сходиться во мнении относительно таких вопросов, как: • смысл, цель сюжета ■ предполагаемый хронометраж сюжета

Чтобы говорить с оператором «на одном языке», репортеру следует хорошо представлять профессиональные требования, предъявляемые к видеоматериалу, соблюдение которых облегча­ет процесс монтажа.

1.ПРИ СЪЕМКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШТАТИВ, КОГДА ЭТО ВОЗМОЖНО И НЕОБХОДИМО.

2.Длина (хронометраж) любого снятого плана должна быть не менее 6 секунд.

3.В репортаже всегда выигрышно смотрятся статичные пла­ны, когда в кадре происходит какое-то движение, действие.

1.Панорамные планы нужны только в том случае, когда они дают возможность получить более детализированную информа­цию о происходящем. То же самое можно сказать и об исполь­зовании трансфокатора при съемке: «наезды» и «отъезды» преж­де всего не технический, а творческий прием. Для того, чтоб не возникло проблем при монтаже, необходимо иметь 5-6 секунд статичного изображения до и после панорамирования, а так же до и после «наезда» или «отъезда».

2.Действие, происходящее на экране, должно быть законче­но: например, если человек вошел в кадр, он должен или выйти из кадра, или остановиться, или, когда человек открыл дверь и входит в здание, дверь за ним должна закрываться, и т. п.

3.Репортер должен продумать, какой план будет устано­вочным (первый план, с которого он начнет свой сюжет). Лучше всего, чтобы это был четкий, статичный кадр с места события – он помогает зрителям понять, где произошло со­бытие, осознать взаимосвязи между различными объектами на месте события и представить себе его масштабы. Удачный установочный план позволяет репортеру непосредственно переходить к изложению необходимой информации не тратя времени на вступление.

4.Не менее важен и заключительный кадр – еще одна возмож­ность подчеркнуть смысл и значение сюжета. Этот кадр должен запомниться зрителю. Последний кадр обязательно длинный – чаще всего именно на этом плане журналисту надо успеть про­изнести не только заключительные слова закадрового текста ре­портажа, но и фамилии тех, кто работал над ним. Для экономии времени на съемке, можно договориться за­ранее о том, что, пока журналист занимается организационной работой, оператор может снять место действия, детали, имею­щие отношение к теме сюжета, жанровые сценки и пр.

5.Разумеется, для монтажа сюжета журналист должен распо­лагать достаточным количеством планов разной крупности, но особенно сильное впечатление на зрителей производят крупные планы. Например, если предполагается репортаж с какой-нибудь выставки, то обязательно надо снять крупным планом как мож­но больше представленных там экспонатов, а если это репортаж с футбольного матча – крупным планом детали: свистки, голы, падения, лица зрителей. Перечень выигрышных крупных планов может быть бесконечным, и журналисту стоит напоминать опе­ратору, чтобы он искал такие кадры.

10.Не следует снимать заведомо ненужные планы. Обилие материала затрудняет монтаж.

11.Каждый отснятый оператором кадр должен сопровождать­ся звуковым рядом – присутствие интершума в репортажных съемках обязательно.

Журналисту необходимо отсмотреть ВЕСЬ ОТСНЯТЫЙ ИС­ХОДНЫЙ ВИДЕОМАТЕРИАЛ, перед тем, как он начнет писать сценарий сюжета.

Наши рекомендации