Психологическое определение

Ричард Броуди

Психические вирусы

Моей матери,

Мэри Энн Броуди,

которая научила меня думать…

Осторожно

В этой книге содержится живой психический вирус. Не читайте ее, если не хотите заболеть. Инфекция может повлиять на склад ваших мыслей — возможно, не сильно, а возможно, и серьезно. Она может даже перевернуть ваше представление о мире.

Введение

Кризис разума

Так что же страшнее — потерять разум, или вовсе не иметь его?

Дэн Квейл,

обсуждая девиз

United Negro College Fund:

«Страшно потерять разум»

В этой книге есть хорошая новость. Так что прежде чем я расскажу о том, как психические вирусы распространяются в мире, — поражая людей нежелательными «программами», как известный компьютерный вирус «Микеланджело», который заражает компьютеры и уничтожает данные в них, — я начну с хороших вестей.

Хорошие вести состоят в том, что появилась долгожданная научная теория, объединяющая в себе биологию, психологию и когнитивистику. Междисциплинарные труды ряда ученых, работающих в перечисленных областях знания, на протяжении последних двух десятилетий (в действительности же эта работа восходит к 1859 г., к «Происхождению видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина) привели к созданию новой дисциплины, названной меметикой (наука о мемах).

Меметика основывается на концепции эволюции. Теория Дарвина о естественном отборе и эволюции видов перевернула биологию. Теперь же ученые используют современную концепцию эволюции для объяснения способов функционирования нашего разума, процессу обучения и воспитания человека, развития культуры. Благодаря этим усилиям специалистов по меметике психология будет преобразована в той же мере, в какой биология была видоизменена теорией Дарвина.

Безусловно, огромное удовлетворение от знакомства с меметикой получат те, кто стремится познать себя. Кроме того, я полагаю, что овладевший меметикой получит еще большую пользу — он не даст собой манипулировать и его не так легко будет «использовать». Чем лучше вы представляете, как работает ваше сознание, тем проще вам будет пройти по жизни, в которой нами «манипулируют» все более изощренными способами.

Теперь обратимся к плохим вестям. Они состоят в том, что эта книга поднимает больше вопросов, чем дает ответов. Дело в том, что меметика выявляет существование психических вирусов, но дает нам мало указаний в отношении того, что с ними делать.

Психические вирусы существовали на протяжении всей человеческой истории, постоянно эволюционируя и изменяясь. Психические вирусы — такие «инфекционные» частицы нашей культуры, которые мгновенно поражают людей, изменяя их мысли и судьбы. Иногда психические вирусы относительно безвредны — такова, например, мода на мини-юбки и сленговые словечки, — иногда они серьезно воздействуют на ход жизни людей: такова, например, мода на благотворительность среди незамужних женщин, популярность среди молодежи разного рода бандитских группировок или таких сект, как «Ветвь Давида». Когда эти «культурные частицы» нам по вкусу, все в порядке. Но не стоит забывать, что в некоторых случаях психические вирусы могут «запрограммировать» наше мышление и поведение, как компьютерный вирус «Микеланджело», только при этом они будут уничтожать не данные памяти на винчестере, а наши жизни.

Самое поразительное и глубокое открытие меметики заключалось в том, что наше мышление далеко не всегда состоит из наших, собственных мыслей. Часто мы не думаем — нам инфицируют мысли: мы заражаемся либо непосредственно от других людей, либо косвенным образом. Нас поражают психическими вирусами. Похоже, людям не очень нравится такое положение дел, что они не всегда контролируют ход своих мыслей. Внутреннее сопротивление, которое мы испытываем, услышав эту фразу, вероятно, является главной причиной того, что проделанная к настоящему моменту работа ученых до сих пор не получила широкой огласки. Как мы вскоре убедимся, сейчас не самое лучшее время для того, чтобы люди усваивали мысли, которые им не нравятся.

Проблему усложняет и тот факт, что никогда не известно заранее: является ли «программа», которой инфицирует вас психический вирус, вредоносной или полезной. Далеко не каждый вступает в религиозную секту с намерением подвергнуться промывке мозгов, уехать в Гайану и покончить с собой. Мог ли предположить подросток Билл Гейтс, заразившись в Гарварде психическим вирусом игры в покер, что забросит учебу? Принесло ли это ему вред? Или напротив, в конечном итоге эта инфекция оказалась плодотворной — ведь благодаря ей он ушел из университета, основал Microsoft и стал мультимиллиардером?

НОВАЯ ПАРАДИГМА

Время от времени в мире науки происходит то, что ученые называют сменой парадигмы. Это происходит при изменении одной из основных, базовых концепций, с которой мы жили, — например, так было в тот момент, когда выяснилось, что не солнце вращается вокруг земли, а земля вокруг солнца. Другое изменение произошло после открытия Эйнштейна, который выявил связь между пространством и временем и между энергией и материей. Для принятия каждой из этих «новых парадигм» научным миром потребовалось некоторое время, и еще медленнее происходило их усвоение широкой публикой.

Меметика, как и понятие психического вируса, является одной из основных новых парадигм науки об умственной деятельности человека.

Поскольку меметика требует существенных перемен в самом образе мысли человека о своей умственной деятельности и культуре, ее крайне сложно «усвоить с ходу». Меметика не согласуется с нашими представлениями о вещах и с нашим обыденным пониманием мира. И в этом она напоминает многие другие «новые парадигмы», возникавшие в прошлом.

Чтобы усвоить эту новую парадигму, нужно пойти на маленькую хитрость. Не пытайтесь согласовать новое учение с вашей сегодняшней моделью мира — усваивая новую парадигму, забудьте о том, что вы знали. Со старой моделью эта парадигма не согласуется! Если же вы согласитесь на время забыть о своих старых представлениях, чтобы усвоить четыре новых концепции, из которых отдельные, а может быть, и все окажутся для вас новыми, то в награду вы сможете понять основы меметики. Надеюсь, что их осознание побудит к действию всякого, кому не безразлична судьба рода человеческого.

Главное понятие — гвоздь нашей программы — называется мемом. Речь о нем пойдет в Главе 1. Во всей этой книге ему отведена главная роль. Мемы являются базовыми структурными элементами культуры, подобно тому, как ген является базовым структурным элементом жизни. Как мы узнаем в Главе 2, мемы образуют не только такие крупномасштабные явления, как культура, взятая в целом — государство, язык и религия, — из них составлены явления более мелкого масштаба: мемы являются структурными элементами вашего разума, программами вашего умственного «компьютера».

Еще одно важное понятие этой книги — психический вирус. Хорошо известно, как вирусы действуют в области биологии и в мире компьютеров. Теперь же мы увидим, как они «работают» в сознании и в культуре, в сфере меметики. В Главе 3 мы проведем параллели между различными сферами, в которых живут вирусы, чтобы показать, что нам могут принести психические вирусы в будущем.

Третье основное понятие, которое играет немаловажную роль в новой парадигме, это эволюция. Эволюция — одно из таких понятий, которые люди употребляют не думая, понимая, что имеют в виду что-то одно, хотя на самом деле они говорят о разном. В Главе 4 мы обсудим наиболее известные современные теории эволюции, а в Главе 5 покажем, какое отношение они имеют к мемам.

Четвертая концепция, которая понадобится нам для объяснения природы психических вирусов, это новая наука эволюционной психологии. В этой сфере познания рассматриваются те механизмы и методики функционирования нашего разума, которые возникли для того, чтобы помочь человеку выжить и воспроизвести себя. Отдельные механизмы приобрели форму психических «кнопок», — на них можно «нажать» и таким образом преодолеть защитные механизмы нашей психики. Я назвал этот раздел книги «Кризисом разума», а не «Введением», потому что определение «нажимает на кнопки» сильнее, чем второе. Оно привлекает больше внимания, чем второе, и больше людей прочтут текст. По этой же причине я назвал книгу «Психическим вирусом», а не «Введением в меметику».

Эволюционная психология поднимает многие острые вопросы. В ней разъясняется ряд типичных различий между мужчинами и женщинами, особенно в области сексуального поведения. Глава 6 посвящена половому аспекту эволюционной психологии; в Главе 7 рассматривается взгляд эволюционной психологии на борьбу за выживание.

Меметика исходит из этих четырех базовых концепций и на их основе создает новую парадигму, в рамках которой можно дать ответ на ряд вопросов о том, как происходила эволюция культуры и каким образом она продолжается в настоящее время. Человечеству пора дать ответ на важный вопрос, и эту необходимость подчеркивает меметика.

Позволим ли мы естественному отбору управлять эволюционным процессом беспорядочно, забыв о своем счастье, чувстве удовлетворения и духовности? Или же мы сами встанем у руля эволюции и зададим ей нужное направление?

Меметика дает нам те знания и открывает перед нами те возможности, которые позволят управлять собственной эволюцией в большей степени, чем когда-либо это происходило в истории человечества. И теперь, когда перед нами открылись эти возможности, вопрос в том, как мы их используем.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ

Психические вирусы не передаются оттого, что кто-то рядом чихнул, как передается грипп. Они не передаются половым путем, как СПИД. Психические вирусы не материальны. Они распространяются в процессе коммуникации. В Главе 8 показано, как психические вирусы «программируют» наше сознание. По большому счету, психические вирусы — это та цена, которую мы платим за одну из самых дорогих для нас свобод — свободу слова. Чем больше свободы предоставляется для коммуникации того или иного рода, тем более благоприятной оказывается среда для психических вирусов.

Некоторые психические вирусы возникают спонтанно — об этом мы расскажем в Главах 9 и 10. Другие психические вирусы создаются преднамеренно, и им посвящена Глава 11. Однако у всех психических вирусов есть одна общая черта.

После того, как психический вирус создан, он становится независимым от своего создателя и стремительно эволюционирует, чтобы заразить как можно больше людей.

Психические вирусы — вовсе не какая-то отдаленная угроза, как взрыв Солнца или столкновение Земли с кометой. Они рядом с нами, здесь и сейчас — они живут с нами на протяжении всей известной истории. Психические вирусы постоянно развиваются, они становятся все совершеннее, и все глубже проникает их заражение. Теперь инфекция попадает в наше сознание новыми путями — через телевидение, поп-музыку, новые методики продаж продуктов и услуг. Но они не брезгуют и старыми испытанными путями: образование, религиозные учения и даже общение с нашими друзьями. Наши родители, против своего желания, заражают нас этими вирусами в детстве. Если у вас есть дети, то вы, безусловно, ежедневно передаете им «свои вирусы».

Читаете газеты? — Заражаетесь психическими вирусами. Слушаете радио? — Инфицируетесь психическими вирусами.

Встречаетесь с друзьями и болтаете с ними? — Цепляете вирус за вирусом. Если ваша жизнь не сложилась, можно биться об заклад: психические вирусы сыграли в этом немаловажную роль. Проблемы в общении с близкими? Психические вирусы парализовали ваш мозг и мешают вам заметить то, что могло бы дать вам счастье не на один день. Проблемы на работе, не сложилась карьера? — Психические вирусы покрыли тучами ваше будущее и всю вашу трудовую карьеру. Они ведут вас по пути, который наметили они сами — можете не сомневаться, эта «дорожка» к повышению качества вашей жизни не ведет.

Во всем мире то и дело возникают новые религиозные секты — это результат действия все более мощных психических вирусов. Эти секты завладевают человеческими умами и заставляют своих членов вести себя довольно необычно: иногда совершать странные ритуалы, иногда — даже массовые самоубийства. Если вы думаете, что у вас иммунитет, помните: никто и никогда не вступает в секту сознательно, чтобы его одурачили. Это проделки злобных и коварных психических вирусов. Основатель секты только запускает процесс, потом психические вирусы начинают жить собственной жизнью.

Работа СМИ и непрерывный процесс прямых выборов делают правительство США и других стран все более уязвимыми перед воздействием психических вирусов. В наше время политик не может добиться успеха у избирателей, если он не использует эффективный образ, который «нажимает на кнопки» избирателей и таким образом заставляет их отдать ему свои голоса. Политики говорят так: «Мы в глубоком кризисе, и только я смогу справиться с проблемами» или «Все эти проблемы появились благодаря тем, кто сегодня у власти. Безусловно, любые перемены будут лучше, чем проводимая сегодня политика!». Просчитанный до мелочей имидж политика — это своего рода боксерский «хук», который задействует самые сложные и глубокие психические вирусы, которыми заражено современное общество.

Какие безалкогольные напитки вы предпочитаете? Самые популярные бренды стоят в два раза дороже нерекламируемых напитков. Эта наценка — стоимость телевизионной рекламы, рассеивающей споры вокруг глубоко проникающих в сознание психических вирусов. Эти вирусы в буквальном смысле слова овладевают мозгом людей, они заставляют их подкатывать свою тележку в супермаркете к полкам с этими брендами. Рекламные агентства, которым удается запрограммировать ваше сознание таким образом, чтобы вы поверили, будто вы действительно предпочитаете данный бренд, — это бесстыжие и расчетливые распространители психических вирусов.

Неконтролируемое распространение психических вирусов вызывает особую тревогу и в связи с тем, что они оказывают серьезное воздействие на состояние наших детей. В городах рождаются и стремительно распространяются разнообразные психические вирусы, поражая всех без разбора. Потом мы удивляемся, кто внушает детям состояние безнадежности, откуда берутся матери-одиночки и враждующие между собой молодежные группировки. Похоже, что сегодня многие молодые люди потеряли собственную систему ценностей — их общие устремления не могут не вызывать у нас крайней обеспокоенности. В Главе 12 рассказывается о том, каким образом можно «дезинфецировать» не только наше сознание, но и сознание наших детей.

МОЯ ПРОГРАММА

Позвольте мне с самого начала признаться в том, что цель написания этой книги состоит в том, чтобы что-то изменить в наших «человеческих» перспективах. Кое-что в этой книге поможет читателям усовершенствовать свою жизнь. Наверное, вы не ожидали встретить в научно-популярной книге мысли о способах развития собственной личности. Однако в рамках меметики исследуется умственная деятельность человека, и шире — человеческая жизнь. Естественно, что основы меметики могут улучшить качество жизни многих людей.

Прежде всего, стоит отметить, я никогда не написал бы ни эту книгу, ни мою первую — Getting Past OK («Прими свое прошлое»), если бы мне не удалось сознательно осуществить «дезинфекцию» своего собственного сознания от ряда мемов, усвоенных мною в детстве и юности, и не «перепрограммировать» себя новыми. Какие новые мемы вы изберете для своей «новой программы», если вам выпадет такой шанс, решить можете только вы сами. Лично я даже не знал такого слова — «мем», когда начинал эту работу. Теперь же я предпочитаю программировать свое сознание теми мемами, которые соответствуют моим жизненным ценностям, и я отказываюсь от тех мемов, которые существуют благодаря психическим вирусам. Возможно, вам подойдет этот путь, возможно — другой. Но вы фактически будете лишены права выбора, если не усвоите основ меметики.

Причина написания этой книги состоит в том, что мне действительно нравится менять что-то в наших перспективах. Такова моя программа, которой я руководствовался при создании «Психического вируса». Я считаю, что знание основ меметики настолько важно, что я должен приложить свои усилия для того, чтобы добиться их большей известности. Для меня это не просто «интеллектуальное упражнение». Речь идет о науке, но «Психический вирус» — безусловно, не «научно-исследовательский труд». Я написал эту книгу с одним намерением — содействовать распространению новой парадигмы меметики. Дело в том, что мне эта задача представляется крайне важной.

Сознательное распространение идей, которые представляются вам важными, является одним из эффективных способов борьбы с психическими вирусами.

Не задумывались ли вы когда-нибудь, почему сегодня жизнь кажется такой сложной? Почему с каждым годом жизнь становится все сложнее, запутаннее, напряженнее? Одна из причин — постоянно растущая армия психических вирусов, которая с каждым годом завладевает все большей частью вашего сознания. Именно она мешает вам добиться счастья. Ее влияние на следующие поколения будет еще сильней.

Не задумывались ли вы когда-нибудь, почему колоссальный прогресс и технологии вовсе не упрощают жизнь, а, наоборот, усложняют ее? Дело в том, что каждый раз, когда ваше сознание подвергается воздействию психического вируса, вы подвергаетесь новому стрессу и волнению.

Люди бросаются к любым средствам — к психотерапии и мистицизму, — лишь бы немного облегчить неподъемное бремя стресса. Врачи уже не сомневаются: именно чрезмерный стресс становится нашим главным убийцей. Однако ученые все еще спорят — что именно вызывает у нас стресс и как бороться с ним. Как говорят медики, есть два типа людей — тип А постоянно подвержен стрессу, тип Б стрессу не подвержен. Но никакого четкого представления о том, что же именно приводит тех или иных людей в одну из этих групп, у медиков нет. Даже у людей типа Б иногда появляются симптомы, свидетельствующие о наличии стресса. Новая наука — меметика — дает ответы на многие вопросы, связанные с проблемой стресса.

Занимая «биты» вашего сознания, направляя вас в неверную сторону, психические вирусы отвлекают вас от самого важного в вашей жизни и вызывают замешательство, стресс и даже отчаяние.

Психические вирусы инфицируют ваше сознание, они таким образом программируют его. В результате вы начинаете двигаться далеко не туда, куда собирались. Поскольку это происходит подсознательно, вы замечаете, старея, только то, что в жизни все больше стресса, все меньше радости, что вы спускаете свою жизнь на тормозах и в ней почти нет никакого смысла. Мотивация поступков все чаще ускользает от сознания. Теперь жизнь приносит намного меньше радости, чем раньше. Я перечислил лишь некоторые последствия психических вирусов. И укрыться от этой инфекции можно лишь в том случае, если вы будете жить в полной изоляции с момента рождения.

Тем не менее, вы можете начать «дезинфекцию» своего сознания самостоятельно. Я надеюсь, что вашим первым шагом к обеззараживанию будут те знания, которые вы почерпнете из этой книги. Однако придется приложить немного усилий, чтобы усвоить новую парадигму.

ПОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ

Ученым всегда было трудно добиться от широкой общественности признания своих новых идей. По своей природе наука является «искусственным отбором» идей, и в этом отборе ученые руководствуются тщательным анализом их полезности, а не ощущениями тех или иных людей. Поэтому новые научные концепции нередко приходятся публике не по душе и вызывают вполне прогнозируемую отрицательную реакцию. Когда в 1859 г. Чарльз Дарвин изложил свою концепцию естественного отбора, общественная реакция была неоднозначной. Похоже, что до момента принятия и усвоения широкой публикой любой новой и революционной научной парадигмы она должна пройти несколько стадий развития.

1. Снисходительной отношение/Маргинализация. Поначалу новая теория кажется чем-то ошеломляющим: странной идеей, которая, однако, ничем не угрожает общепринятому мировоззрению. Высказываются мнения, что новая концепция — лишь один из вариантов уже существующих теорий. Сейчас, когда я пишу эти строки, меметика только начала выходить из этой стадии. Редакторы The New York Times Magazine (номер от 22 января 1995 г.) выступили с критикой по поводу все более частого использования слова «мем» и попытались маргинализировать само понятие: «Скептически настроенный читатель, возможно, задумается, что нового вносит понятие „мем“ в парадигму культурной эволюции. Что и говорить, ничего под Солнцем не бывает нового». Когда вы прочтете эту книгу, вы узнаете, что меметика не столько дополняет известную парадигму культурной эволюции, сколько создает новую и более сильную парадигму.

2. Высмеивание. Если новая идея упрямо цепляется за жизнь, то снисходительного отношения к ней уже не достаточно. Парадигма осмеивается, когда люди с улыбкой осознают, что она противоречит тому, в истинности чего они были убеждены. Современники насмехались над Дарвином, который никак не мог понять, что для осуществления отбора необходимо вмешательство самого Всевышнего. Дарвин был глубоко поражен очевидной невозможностью передать широкой публике новую парадигму. Подобное издевательское отношение время от времени можно видеть в тех местах, где о ней дискутируют, например, в одной из конференций в интернете — alt. memetics.

3. Критицизм. Когда новую концепцию усваивает широкая публика, люди, обладающие противоположным мировоззрением, а также те, кто немало потратил сил на усвоение и распространение старой парадигмы, снимают белые перчатки. Дарвинизм по-прежнему находится под огнем критики со стороны последователей креационизма, полагающих, что эта теория противоречит известной им Истине. Возможно, «Психический вирус» станет причиной серьезной критики в отношении самой меметики. Не стоит этого бояться, поскольку таков естественный ход событий при смене парадигмы.

4. Одобрение/Усвоение парадигмы. В конечном счете новая парадигма увлекает достаточное количество людей, чтобы общество могло принять ее как психологически, так и интеллектуально. Последователи новой концепции теперь не чувствуют себя столь же одинокими и непризнанными, как Колумб среди людей, считавших землю плоской. Новый мир принимает новую парадигму, и общественное мнение переходит на ее сторону. На этой стадии ее начинают изучать в школах, а ученые готовятся бросить миру новый вызов.

По-видимому, наше сознание недостаточно приспособлено для того, чтобы понимать механику своей работы. Поначалу, возможно, вы испытаете замешательство или тревогу или чтение внезапно вас утомит. Возможно, что-то вызовет гнев. И хотя в настоящий момент это утверждение покажется вам абсурдным, но такого рода чувства и симптомы — всего лишь защитная реакция психических вирусов вашего сознания. Дело в том, что развитие психических вирусов протекает таким образом, чтобы впоследствии они смогли «отстоять» ту часть вашего сознания, в которой они закрепились. Любая попытка избавиться от них может послужить для вирусов «спусковым крючком».

Если при чтении этой книги вы испытаете некоторые из описанных реакций, не переживайте: это пройдет, если вы сможете с этими вирусами справиться. И если вы выдержите, то получите в подарок мощный инструмент, который позволит вам изменить не только свое будущее, но и, возможно, будущее всего Человечества.

Глава 1

Мемы

Не бывает «абсолютных» истин, все истины наполовину состоят из лжи. Если же к ним относиться как к «абсолютным» истинам, все пойдет насмарку.

Алфред Норт Уайтхед

Слово «мем» я впервые услышал несколько лет назад во время одной из ожесточенных политических дискуссий, которые мы вели с коллегами в кафе компании Microsoft. В те годы во время обеденного перерыва мне не часто доводило слышать какие-либо незнакомые слова. Я самоуверенно считал себя достаточно начитанным (и не стоит забывать о трех с половиной годах, проведенных в Гарварде!), чтобы знать все слова, которые могут быть произнесены в кафетерии во время обеденного перерыва.

Я обедал с Чарльзом Саймони и Грегом Казником, двумя наиболее мною уважаемыми коллегами из Microsoft. Возможность совершать ланч с этими прекрасно образованными и блестящими людьми была далеко не из последних причин, почему я работал на Microsoft. Именно Чарльз, кстати говоря, содействовал моему устройству на работу в эту фирму в 1981 г. и годом позже поручил мне написать первую версию программы Microsoft Word. (Следует признать, что это у меня неплохо получилось. Теперь я понимаю, что за программой Word стояли «хорошие мемы».)

Мы говорили о политике и правительстве, которое по-прежнему финансирует проекты, основное назначение которых — увеличение популярности отдельных политиков. Почему, задавали мы вопрос, общество избирает неэффективных и коррумпированных политиков? Может, избиратели попросту дураки? (В Microsoft действовал негласный «мем», согласно которому одной из вероятных причин, по которой что-либо не было сделано должным образом, является чья-либо глупость.) Чарльз, как обычно, ответил энергично, со своим венгерским акцентом, не прекращая уплетать «салат Цезарь» (без анчоусов, но зато с красным перцем):

— Хорошие мемы.

— Будьте здоровы, — сказал я, как если бы он чихнул.

— Нет, хорошие мееемы, — повторил Чарльз.

— Хорошие что? — переспросил я.

— Меемы, меееемы! — снова повторил Чарльз.

— Мемы, — как эхо, повторил Казник.

— Ты смеешься над нами! — добавил Чарльз. — Ты что, никогда не слышал о мемах?

— Ты не знаешь, что такое мемы? — снова откликнулся Казник.

— Мемы? — замычал я непонимающе, поскольку это все, что я на тот момент мог внести со своей стороны в дискуссию. — Что такое мемы?

— Мем — это как Пятая симфония Бетховена, — нашелся Чарльз.

Казник возразил:

— Подожди-ка, я с этим не согласен. Я сомневаюсь, что Пятая симфония Бетховена является мемом. Возможно, она содержит хорошие мемы, но сама симфония — это не мем.

Чарльз сдвинул брови, обдумывая это возражение.

— Хорошо, — сказал он, — хо-ро-шо.

Это его «хо-ро-шо» тоже было мемом (если это действительно мем), который он усвоил еще на своей работе в исследовательском центре Xerox Palo Alto (PARC). Этим «хо-ро-шо» он в действительности пользовался для того, чтобы его не перебивали в тот момент, когда он обдумывает ответ.

— Ну, хорошо, ты прав, — уступил он наконец. — Пятая симфония Бетховена мемом не является. Но ее первая тема, это «та-та-та-ТАМ» — самый настоящий мем.

Казника этот ответ не устроил.

— А я думаю, что даже «та-та-та-ТАМ» — это не мем. И если и мем, то далеко не в полном смысле этого слова. И вообще это плохой пример.

— А что может быть хорошим примером? — от любопытства я уже переходил на крик.

— Ладно, — сказал Казник, — сейчас я все объясню. Если ты постоянно напеваешь «та-та-та-ТАМ», то это будет примером хорошего мема. Но Чарльз, вероятно, имел в виду другое. Я тут уточню: факт наличия миллионов копий Пятой симфонии Бетховена на пластинках и компакт-дисках еще не делает нее хорошим мемом.

— Позволю себе не согласиться, — запротестовал Чарльз.

Казник ответил ему:

«Уточним. Иными словами, ты хочешь сказать, что библиотеки — это лишь способ из одних книг производить другие? — Я еще не успел усвоить эту формулировку, как Казник продолжил: — Понимаешь, мне кажется, это философский вопрос — что именно мемы делают с людьми. Если ты сделаешь целую папку фотокопий[1]какого-либо документа, то только этим ты не сделаешь из него хороший мем. Но если ты раздашь эти копии и люди их запомнят и начнут повторять, это будет хороший мем».

Пока сознание Чарльза обрабатывало эту мысль, он произносил свое «хо-ро-шо» и всем своим видом внушал благоговейный трепет. Наконец он согласился:

— Порядок. Хорошо сказано.

— Спасибо за внимание.

Воцарилась тишина, а я между тем запаниковал: мои коллеги, очевидно, сочли беседу законченной, я по-прежнему не знал, что такое мем. Я понял только, что он имеет нечто общее с информацией, и наудачу спросил:

— Иными словами, мем — это любая информация?

Чарльз и Казник открыли рты одновременно. Казник заговорил первым:

— Разрешишь? Мем — это то, чему подражают. Мем — это основная единица имитации.

— То есть мой зевок является мемом? — привел я первый пример, пришедший мне в голову.

— Пожалуй, нет. Впрочем, не знаю, это неудачный пример, — засмеялся Казник.

— Ха-ха, — загоготал Чарльз. — Ты попался на собственную удочку.

— Вовсе нет, — защищался Казник. — Дело в том, что зевок — это поведенческая практика, а мемы, как я полагаю, это мысли.

— Давай еще! — обратился ко мне Чарльз. — Ты поставил неправильно вопрос. Кого волнует, является ли зевок мемом! Правильно было бы спросить: какие мемы являются наиболее интересными.

— Вот именно, — поддакнул Казник.

— Ну, какие мемы интересны? — спросил я столь же послушно, как я соблюдаю прочие инструкции.

— Интересный вопрос, — сказал Чарльз.

В попытке ответить на этот вопрос я провел два следующих года.

МЕМЫ И МЕМЕТИКА

Мем — это секретный код человеческого поведения, своего рода Розеттский камень, с помощью которого мы можем разобраться в сути религии, политики, психологии и культурной эволюции. К сожалению, этот же ключ открывает ящик Пандоры и позволяет изобрести новые изощренные методики манипулирования массовым сознанием. Возможно, что вскоре мы будем с умилением вспоминать «старые добрые дни» и сегодняшнюю навязчивую рекламу по телевидению, речи современных политиков и телевизионных евангелистов.

Термин «мем» впервые был использован в 1976 году оксфордским биологом Ричардом Доукинсом в книге «Эгоистичный ген» (Richard Dawkins, The Selfish Gene). Затем изобретение Доукинса подхватили другие ученые, занимающиеся эволюционной биологией и психологией — например, Генри Плоткин (Henry Plotkin), а также такие видные когнитивисты, как Дуглас Хофстедтер (Douglas Hofstadter) и Дэниел Деннетт (Daniel Dennett). Эти ученые попытались применить данную модель человеческого сознания и мысли в рамках существующих биологических, психологических и философских теорий.

Понятие мема играет центральную роль в новой парадигме социокультурных наук. В рамках данной новой парадигмы мы рассматриваем культурную эволюцию с точки зрения самого мема, а не с точки зрения индивидуума или общества.

Почему же мы решили взяться за этот труд — посмотреть на жизнь под этим новым, непривычным и неудобным углом? По той же причине, по которой ученые древности признали, что Земля не плоская, а круглая, исходя из тех же побуждений, которые заставили астрономов отбросить гипотезу, согласно которой вся Вселенная вращается вокруг земли. Дело в том, что эти новые теории позволяли лучше объяснить мир. И когда новая модель мира найдена, она позволяет дать ответ на большое количество вопросов. Подобного рода моделью является теория мема, или меметика.

В рамках меметики исследуется принцип действия мемов: их взаимодействие, репликация (самовоспроизведение) и эволюция.

Меметика является социокультурным аналогом генетики — науки, посвященной рассмотрению схожих процессов в сфере биологии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕМЕТИКИ

— Что же это такое — мем? — спросите вы.

Ответить на этот вопрос не так-то просто. Если бы вы задали этот вопрос биологу, то его ответ был бы похож на первое определение мема, данное Доукинсом:

Биологическое определение мема (по Доукинсу): Мем — это основная единица передачи культурной информации, то есть имитации.

Согласно этому определению, все, что входит в понятие «культуры», составлено из атомов — мемов, которые находятся в постоянной конкуренции между собой. Распространение мемов осуществляется посредством передачи от сознания одного человека к другому, — как гены при оплодотворении яйцеклетки. И те мемы, которые выиграли эту конкуренцию — добились успеха и покорили наибольшее количество умов, — образуют собой те практики и творения, которые мы называем современной культурой.

Для биологов интереснее всего те мемы, которые относятся к поведению. Доукинс приводит следующие примеры мемов:

Мелодии, идеи, крылатые выражения, моды, способы изготовления посуды и постройки арочных конструкций.

Если следовать данному определению биологов, в одном сезоне женщины носят длинные юбки, а на следующий год по какой-либо причине их охватывает «мем коротких юбок», и они носят мини-юбки. Песни, которые сражаются друг с другом за то, чтобы попасть в хит-парад, являются мемами, а иногда — целым рядом мемов. Затем люди начинают напевать легко запоминающиеся мелодии и распространяют эти мемы далее. Инженеры проектируют консольные мосты, затем изобретается висячий мост, и его мем стремительно распространяется и завоевывает позиции для данного нового стандарта мостостроения.

Биологическое определение можно счесть вполне достаточным, поскольку оно позволяет нам свести культуру как целое к ряду удобных в обращении компонентов, дать им название и провести наблюдение за процессом воздействия и развития. К сожалению, это определение не дает нам четкого ответа на важный вопрос — почему одни мемы распространяются, тогда как у других этого не получается. Поэтому оставим на время это определение и рассмотрим другие.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Если спросить у психолога, что такое мем, то он даст несколько иной ответ, в котором будет в большей степени отражены особенности деятельности человеческого сознания, а не составляющие элементы поведения. Психолог Генри Плоткин определяет мем следующим образом:

Психологическое определение мема (по Плоткину): Мем является единицей культурной наследственности, аналогичной гену. Мем — это внутренняя репрезентация знания.

В этом определении подчеркивается аналогия с генами, химическими по своей природе участками молекулы ДНК. Если эти «факторы» отличия ДНК определяют такие внешние черты, как цвет глаз или волос, группу крови и даже то, кем вы вырастете — человеком или Лабрадором, то мемы определяют особенности вашего поведения. Если уподобить ваше сознание компьютеру, мемы будут отвечать за ваше «программное обеспечение», software, а гены — за «железо», hardware: мозг и центральную нервную систему.

В соответствии с этим определением, мемы живут не во внешних атрибутах культуры, а в самом сознании. И действительно, ведь именно в сознании человека происходит конкурентная борьба между мемами. В соответствии с этим определением, мемы женщины, носящей мини-юбку, можно разделить на три группы: первый мем — «надо быть в курсе, какие сейчас моды», второй мем — «на модных женщин больше обращают внимание», третий мем — «я хочу, чтобы на меня обращали внимание». И если женщина надевает короткую юбку, то это свидетельствует о наличии в ее сознании трех перечисленных мемов. При наличии достаточного количества женщин, с сознании которых работают эти мемы, возникает еще один мем: «мини — это модно». И этот мем приводит к реальному укорочению юбок.

В мостостроении также действуют свои мемы, и это приводит к эволюции методов постройки мостов. Сознание архитектора «программируют» следующие мемы: «именно висячий мост будет лучшим решением для данного типа работы», «архитектор, выполнивший свою работу хорошо, получает одобрение своего начальства», «важно получить одобрение начальства». Если в сознании архитектора не будет действовать хотя бы один из этих мемов, он не будет проектировать висячий мост. Только взаимодействие трех этих мемов повлечет за собой возведение той или иной конструкции. Безусловно, архитектор действует не в одиночку — с ним трудятся много других людей: инженеры, рабочие, водители, и каждый из них действует в соответствии со своими собственными мемами.

Психологическая формулировка предполагает, что мемы играют ту же роль в нашем поведении, какую исполняют гены в нашем теле. Мемы — это внутренняя репрезентация знания, их существование приводит к определенным последствиям во внешнем мире. Гены — скрытые внутренние единицы информации, заложенной в эмбрионе, и ее особенности имеют свой «результат» — при участии окружающей среды из нее развиваются плоть и кровь молодого организма. Мемы тоже являются скрытой, внутренней репрезентацией знания, которая также при воздействии среды имеет определенные проявления во внешнем поведении человека и его культурных артефактах — например, юбках и мостах. Если я где-нибудь замечу мини-юбку, то в моем сознании может возникнуть мем: «мини — это модно». Следует помнить, однако, что этот мем возник в моем сознании, что он не воплотился в теле Мэг Райан.

Если вы в своей жизни столкнулись с серьезными проблемами, психолог-меметик постарается определить, какие именно мемы пациента привели к нежелательным результатам. После того, как эти мемы установлены, их можно скорректировать[2].

Такой подход к мемам облегчает понимание действия человеческой психики. Тем не менее он не дает ответа на целый ряд вопросов, относящихся к теории эволюции человеческого знания. Основное внимание в рамках этой модели уделяется человеческому сознанию, в нем не рассматривается человеческое знание как единое целое, как информация, которая принадлежит большому числу людей. Люди получают другие виды информации — например, сведения о географии, природе Вселенной или генетических данных, заложенных в ДНК каждого организма. Это знание как-то влияет на наше поведение и культуру, но как?

Наши рекомендации