Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.
Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия.
Значительный интерес в работе с детьми-логопатами с нарушениями речи представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Это взаимодействие мотивирует ребенка, формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Терапевтические куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры.
Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами.
С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу: «Покажи, как кукла радуется, (сердится, злится, боится, удивляется)?». Проигрывание с марионеткой может сопровождаться работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи.» Параллельно у детей развивается фантазия, относительно тех или иных ситуаций, эмоциональных состояний: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (и т.д.)». Таким образом осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.
«Проигрывая» состояния через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.
Арт-терапия - это метод воздействия посредством художественного творчества. Проведение атр-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии - во многих случаях применяются музыка, драматическое искусство, движения, танец и другие формы творческой активности человека, при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей; во-вторых, необходимо непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (аппатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизирует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции как взрослого, так и ребенка.
Арт-терапия развивает представление о деятельности как о игре, а игра неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению взаимоотношений между людьми. Одна из главных функций арт-терапии - создание защищенной, доверительной, комфортной обстановки.
Следующее направление - пескотерапия (sand-play). Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию*.
И последнее направление по описанию, но не по значимости - это сказкотерапия. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Последние годы отмечены активными поисками психологов-практиков, ученых разнообразных направлений в сказкотерапии. В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии, где доктором психологических наук Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой разработано практическое руководство по креативной терапии, изданы авторские программы.
Изучив опыт работы ведущих психологов со сказкой, творческая группа педагогов-психологов ДОУ г. Липецка переработала и адаптировала программу «Волшебная страна внутри нас» (автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) к условиям работы с детьми старшего дошкольного возраста в детском дошкольном учреждении.
При разработке адаптированной программы комплексно использовались разнообразные методы: сказкотерапия, sand-play (песочная терапия), куклотерапия, арт-терапия, ритмопластика и т.д. Программа построена на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологически комфортного пребывания детей в детском саду.
Программа прошла апробацию в восьми ДОУ г. Липецка в 2003-2003 учебном году. Работа проводилась с детьми от 5 до 7 лет, в том числе, посещающими логопедические группы (т.е. с нарушениями развития речи).
Целью программы является формирование нравственных ориентиров, развитие личности ребенка, развитие способностей контролировать свои переживания и поступки, осознавать переживания других людей. Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач: развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними чувства; формирование навыков произвольности, самоконтроля; развитие эмпатийных чувств, наблюдательности, воображения, образного мышления, коммуникативных навыков, способностей межличностного взаимодействия; формирование адекватной самооценки; снятие эмоционально-психического напряжения и телесных зажимов; развитие психических процессов (памяти, внимания, речи и т.д.); развитие умения использовать внутренние ресурсы.
Коррекционные группы формировались на основе наблюдений педагога-психолога, логопеда, воспитателей, запросов родителей с использованием следующих диагностических методик: «День рождения» (М.А. Панфиловой), «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» (модификация Н.Л. Кряжевой), «Лесенка самооценки» (В.Г. Щур), «Кактус» (М.А. Панфилова), «Почта» (модификация теста Бене) и др. План обследования и методики для каждого ребенка педагог-психолог выбирал самостоятельно. Кроме того, первое и последнее занятия можно целиком посвятить процессу диагностики (методика «Волшебная страна чувств» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Диагностическое обследование выявило детей, у которых имеются нарушения эмоционального и поведенческого характера.
Занятия длительностью 25-30 минут проводились 1-2 раза в неделю, с группой 5-6 человек, в кабинете психолога. Всего в программе 18 занятий.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач программы.
Каждое занятие, для создания позитивного эмоционального состояния у детей, начиналось и заканчивалось «ритуалом». Это могло быть и прохождение через обруч, оформленный «дождиком», через связанные цветные платочки, через «волшебные ворота» (физкультурная дуга, оформленная лентами). Либо нужно было дотронуться до куклы-марионетки, «волшебного кристалла» (ночника) и других «сказочных» вещей. Далее, в песочнице, обязательно шло восстановление сказочной страны: строились горы, копались реки, из веточек и сухих цветов сажались леса и луга, ставились на место дворец короля и дома его слуг. Все это было направлено на воспоминание прошлых занятий, развитие памяти, как зрительной, так и тактильно-кинестетической, мелкой моторики, восприятия. Затем шел сказочный рассказ о приключениях Короля и его слуг-чувствах. Соответственно к каждому чувству подбирались игры и упражнения («Грустное блюдо», «Спрячем злость под краску», «Картина страха», «Ссора», «Любящее сердце» и т.д.). Знакомство с каждым слугой-чувством сопровождалось релаксацией, которая была направлена на «проживание» этого чувства (его запах, звуки, образ, цвет и т.д.), а затем обязательно проходило обсуждение того, что и как каждый ребенок представлял и чувствовал. Практически на каждом занятии дети делали рисунки, коллажи, аппликации, так как для адекватной самооценки очень важно видеть продукт своего труда. Участники групп учились определять чувства по пиктограммам, фотографиям, рисункам. Хорошо запомнили дети и одного из героев занятий - Меру, которая помогала им контролировать свои чувства, развивать произвольность. Обязательно, в каждом занятии присутствовали и двигательные упражнения («Танцы злости», «Рубим дрова», «Дракон», «Танец с куклами» и др.). По окончании занятий проводилась повторная диагностика, которая показала, что даже если сейчас нет видимых поведенческих изменений, то работа во внутреннем плане идет практически у всех детей: выработалась более адекватная самооценка, дети стали более внимательны к своим чувствам и чувствам других, соотнося их с ситуацией. Кроме того, если на первых занятиях дети были малоактивны в обсуждении и интерес проявляли лишь к двигательным играм и рисованию, то после 5-6 занятий они стали осознанно выполнять практические задания типа: «опиши, что ты чувствовал», «расскажи, как это было у тебя», «представь, что будет, если...» и т.п. Все это, кроме прочего, говорит о расширении словарного запаса и развитии устной речи.
В целом, реализацию данной программы можно считать успешной и для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: «Знакомство со слугой по имени Вина».
Цели занятия: снятие эмоционально-психологического напряжения и телесного зажима; воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; учить осознанию, что каждая сказочная ситуация есть жизненный урок.
Оборудование: фигурка Вины, веточки цветов, листьев, волшебная палочка, осколки вазы в шкатулке, фигурки дочери Короля, собаки; аксессуары костюмов.
Ход занятия
1. Ритуал входа. Восстановление сказочной страны. (Дети входят в сказочную страну с веточками цветов, украшая пространство.)
2. Сказка о Вине. (Все действия показываются в песочнице с помощью фигурок.
- Вот мы опять в нашей Сказочной стране. Пока нас здесь не было, здесь произошла такая история. В королевстве, в тронном зале было много гостей, Король пригласил друзей отдохнуть, потанцевать. Все гости приехали нарядные с богатыми подарками. Из дальней страны Королю привезли красивую, большую вазу. Королю она очень понравилась. Ее поставили в центре зала, все любовались ею, делились впечатлениями. Вдруг в зал вбежала веселая, озорная дочка Короля, побежала прямо к вазе и толкнула ее нечаянно. Ваза покачнулась и упала, вокруг остались только осколки вазы. Девочка испугалась и убежала. Когда музыка смолкла, гости увидели разбитую вазу, а возле нее сидел придворный пес. Король рассердился на пса и погнал его. Понурив голову , пес вышел из дворца и побрел в королевский лес. Пес долго бродил, жалобно скулил не понимая, за что его прогнали. С тех пор в Королевстве поселилась новая слуга Вина. Девочка уже не веселилась, не пела, не танцевала и не радовалась ясному солнышку и птицам.
3. Обсуждение.
-Почему у девочки испортилось настроение?
- Как ей нужно поступить?
- Релаксация.
- Представим состояние девочки.
(Под музыку дети опускают плечи, склоняют голову, ровно дышат, вздыхают. Обсуждение проживания.)
-А как бы вы поступили? Что бы вы посоветовали девочке, чтобы она как прежде была радостная и веселая? (Введение чувства Меры.) «Милая, славная девочка,» - сказала Мера, - а дальше она что-то долго ей тихо говорила и девочка становилась все веселее и увереннее, сделала поклон, и ни побежали к Королю.
- Что сказала Мера девочке? Почему она стала такая веселая? (Размышления детей).
-Действия в песочнице:
Тут все зашумели, повернулись в одну сторону... и увидели, как в зал вбежала дочка Короля, пес вилял хвостом и, ласково повизгивая, шел рядом с Королем. В руках у дочки Короля что-то ярко блеснуло, она взмахнула волшебной палочкой, (что означало, что девочка призналась в своем поступке). Король ласково гладил ее по голове, пес лег к ногам Короля возле осколков вазы. Не было только Вины, она исчезла. А люди говорили о том, что надо уметь признавать свою вину, чтоб был мир и покой. Звучала музыка и гости продолжали танцевать. Давайте и мы, дети, поиграем в игру.
4. Игра «Бал принцессы». (Дети наряжаются, используя элементы костюмов, аксессуары и танцуют под музыку.)
-Дорогие друзья! Сегодня мы познакомились со слугой Короля по имени Вина. Надо уметь признавать свою вину, тогда будет добро и покой.
-Король часто приглашал в свой дворец гостей на бал, а гости дарили красивые подарки, а та маленькая дочка выросла и стала взрослой.
5. Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Знакомство со слугой по имени Радость (продолжение).
Цели занятия: настроить детей на общую игру. Закрепить умение различать эмоцию радость и связанное с ней состояние, продолжать воспитывать уверенность в себе, знакомство с чувством меры.
Оборудование: атрибутика ритуалов «входа» и «выхода», аудиозапись, фигурка, символизирующая Меру, цветок (подарок).
Ход занятия
1. Ритуал входа.
2. Восстановление Сказочной страны с дворцом Короля и домом Радости.
3. Проживание- обсуждение.
- В прошлый раз мы с вами познакомились со слугой Короля - Радостью. Проходила ли она к вам за то время, пока мы не виделись? (Дети рассказывают о радостных событиях, которые с ними произошли за это время.)
- Когда и как это происходило?
-Как вы думаете, какие запахи
приносит с собой слуга по имени Радость? Закройте глаза и представьте, как пахнет радость. Это может быть аромат волшебного цветка или вкус сладкой конфеты и т.д.
-Как вы думаете, что подают к столу, когда в гостях Радость?
-Видите, какая у всех разная радость, непохожая друг на друга. Это потому, что мы с вами все разные и слуга по имени Радость приходит к нам тоже по-разному.
4. Радость общения с Королем. Внесение подарка.
- Как вы думаете, что происходит с Королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость? Конечно он радуется, как он это делает? Танцует, хлопает в ладоши, улыбается, устраивает праздники?
(Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости).
-Как вы думаете, что у Короля может вызвать проявление радости? Что мы можем подарить?
(Ответы детей. Внесение подарка-цветка, символизирующего радость).
- Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе и значит, что к нам тоже пришел слуга по имени Радость. Слышите его? Звучит музыка. (Здесь можно предложить детям начать психодиагностические игры:
- танцевать;
- петь;
- подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику).
5. Знакомство и введение меры.
-Конечно, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но скажите, пожалуйста, что будет с королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?
- Да, вы правы, Король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?
-Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством - мерой. Они во всем знают Меру.
МЕРА
Мудрая, ответственная. Решает, позволяет, управляет, Вовремя домой слуг отправляет, Мне помогает.
Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить. В этот момент важно показать ребятам фигурку, символизирующую Меру. В дальнейшем ее можно использовать для восстановления дисциплины. В этом случае, показывая фигурку, ведущий может спросить у ребят: «Мне кажется, мы забыли о чем-то очень важном. Как вы думаете, о чем?»
- Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится нам в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру?
6. Ритуал выхода.
Итак, сегодня мы продолжили свое знакомство со слугой Короля по имени Радость. Радость у каждого своя, потому что мы с вами не похожи друг на друга. Мы с вами поняли, что хоть и приятно, когда приходит слуга по имени Радость, но если он забудет о своем доме, королевство от этого потеряет. Поэтому все слуги Короля обладают важным качеством - Мерой. Наши внутренние слуги так же обладают этим качеством. Будем об этом помнить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
3. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. С-Пб., 1998.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб., 2000.
6. Волшебная страна внутри нас. Программа эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста. Липецк, УМЦ, 2004.
Устилец