Товарищи долго смеялись над ним, но все же
1. Гтзршие
“ и накормили*
0ТмыЛИ вая о случившемся, парень поклялся себе этой
------- __ ---------------------------------- — ...ч__________ _ гг _
V* вЗЯТЬ веревку и повеситься, уйти с обидой в
ночьЮ ® т і « її
■ердце. н0’
vcHY1 caIvt"
Я следуїошнй день в хижине остался Езак.
Ен за весь день поставил около полусотни петель, -обычная норма при охоте на соболя - и изрядно устал. Вернувшись, когда уже стемнело, он увидел Езака, мрачного,пираюшего лицо снегом. Хотел было съязвить по этому поводу но. заметив серьезное лицо Ынайе, несущего воду, сказал негромко: «Вот и ты попался».
Езак что-то недовольно пробурчал в ответ, встал, чуть покачиваясь, завязал ремешок на штанах и, нагнувшись, подставил ладони под воду, подаваемую старшим.
Завтра я здесь останусь, - негромко сказал Ынайе, когда все ложились спать...
* * *
Эй, охотник, смотри у меня мясо есть, свари что ли мне, старой. Сам поешь, меня накормишь-отогреешь, — маленькая старушка придвинулась к костру, вытягивая свои сморщенные ручонки.
Тебя греть, кормить - себе только хуже делать, - брезг-;!ИВ0^ль,бнулся Ынайе. Он схватил гостью и повалил на
Ночто СВЯЗЫВаЯ РУКИ‘ Старуха отчаянно сопротивлялась, она могла сделать против сильного, видавшего много
*4охотника?
На Н(^е Развернул противницу лицом к себе и поразился: смотрело чистое девичье лицо, в глазах которого
Ипнъ как зто случилось с его предики»,, охватило желание. Несмотря „а „р0Т( „ии«и. охотии1;» всхлипы.ани« девушки он
РазоРвал
CrvK3iu«e же , нЯ халате и мотными, крупными тоЛч. п^ельки-засте^ки и ^ ^ пор) пока не выбился из сил.ками вошел в нее,п ный в свои мысли. Старушка тихо
д после закурил- лежа у порога,
ныла и пускала слюн ,долг0пинаЛи ее ногами, вы-
Подошедшие ^MnV а потом младшии не поленился метая всю злость и ^ старуху.Кинза.взять палку иГ--ть на этом законченной, если б не
имела краткого слЫЛ удачливым охотником,
Старший Ынане с то к встретил сопротивления от ро-
А когда захотел взять «н* сво„ дом> извел «мулк мул- гй невесты. Он ввел ти)? женой сделал. Хорошо
Дителеи
Зажил, счастливо. _ на охоте к ним не шел зверь
Остальные двое отворачивались, как будто то, а девушки при встречеотвр осталось, не отмылось.
Самим решать, верить или
Так сказывают, а слуша не верить.
ЛЕГЕНДА О ГРЯДУЩЕЙ КАТАСТРОФЕ
Мифологию можно рассмотреть с позиции трех боль- ВС1°онологических периодов по несколько тысячелетий в иіиХ ^ервый период покажет жизнь людей до прихода Не-Шамана, и будет соответствовать верхнему палеолиту до 12 тыс. лет назад). Он заканчивается таянием ледника (°Ттастрофой, известной как Всемирный Потоп, вызванныйИ К3 потом земной оси. Мотив катаклизма часто используется П°мифах в качестве рубежа, после которого начинаются процессы налаживания быта и перестройки сознания.
U Водном предании сахалинских нивхов, записанном В. Санги, имеются детальные описания этого переломного момента:
В древности, когда родилась наша земля - Ых-миф (о. Сахалин), ее положение было другим: западный берег былвосточным, а восточный западным. Ее спинаcmaia животом и теперь омывается Пила-керкком - Охотским морем, живот с таї спиной и омывается Матькы-керкком - Татарским проливом. Когда земля перевернулась, все живое на побережье Пила-керкка погибло. Жизнь сохранилась только на горах Аркки-вовал - на Западном хребте -ив некоторых других высоких местах. Из селений сохранилось только два стойбища, отдаленные друг от друга. В одном селении - Щи чечовека, два брата и сестра, а в другом -муж с женой и младшая сестра мужа. И жили люди двух стойбищ, не имея ни огня, ни топора. Дохлую рыбу выбросит на берег волна - подберут и съедят сырой и усердно благодарят Тол- изнга - хозяина моря. Так они и жили».
Долгое время считалось, что поворот земной оси и Все- иРный Потоп являются мифологическими аллегориями,
„„ нс исспеД0Ши аревщ*
, «серед«нС АА Т“дачстановлено,чтоЪвд юй^
„«и Вре^ь , „са причем неоднократно,'вд^
«о мен*® св0" - на’ поверхности. Послешш сМеНї ?іа№«йЄ "а80даГв wpwoa мезолита. YpoaeHb ЦщЩь
1 н npO«omna ця 135 метров и поглотил отроми*
ИК !иа поД«*лся Т°Г1,1р^еи мост межвд АзиД и а*.
V0*' Череде Ьерипгией^. ^ обширной сушей с рю.
ВНСнтиЯ,по«Г;с%;ноЮдодиьМ —
,?1ой природ * ZJem M"wm' б“ Ш№
" паслись о^мн“е даоннаа зона, чер« котода, проходили, 6 0®0;. п *е
литические охотники на них. В обратную сторону, с востока на запад, также шли некоторые виды животных, например, верблюды, родиной которых является Америка, а не Азия Стремительное погружение Берингии в океан началось еще 13 тысяч лет назад и завершилось во время Всемирного Потопа
Прошедшая катастрофа открывает второй мифологический период жизни людей на земле, продолжавшийся до самого конца нового каменного века, а то и до эпохи бронзы. Он знаменуется утверждением учения Первого Небесного Шамана. Эру Великих Героев и Великих Шаманов сменяет последняя фаза, характеризующаяся упадком древних традиций. В сказительском материале она предшествует неясным апокалипсическим пророчествам о грядущей катастрофе, втором приходе Небесного Шамана и наступлении эпохи Возрождения.
В алтайской мифологии есть особые сказания о пророкепастухе Урсул-
Ойроте, который влюбляется в дочь земли Катын-Су. Катын-Су похищает
хан Нижнего мира Эрлик- Урсул-Ойрот просит силы у ветра и
превращается в гранитную скалу. Скала падает в священное озеро Джайлю, из
аются в страну орлика и высвобождают из if0poro сПУ Катын-Су становится рекой Катунью, бегу- іСаТЬ'онаМ горы Белухи, а Урсул-Ойрот, вместе с дру> по сК^ырЯми, остается лежать скалой «до положенного п'»"'Нужденного часа»: