Пример практического занятия по теме 5. Профилактика и решение конфликтов
Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»
Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.
Порядок проведения игры
Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.
1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.
2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.
Тест . Оценка глубины конфликта
В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
1. Стороны осознают причину конфликта | Стороны не осознают 1 причину конфликта | |
2 Причина конфликта имеет эмоциональный характер | Причина конфликта имеет материальный характер | |
3 Цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости | Цель конфликтующих — получение привилегий | |
4. Есть общая цель, к которой стремятся все | Общей цели нет | |
5 Сферы сближения выражены | Сферы сближения не выражены | |
6 Сферы сближения касаются эмоциональных проблем | Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем | |
7. Лидеры мнений не выделяются | Замечено влияние лидеров мнений | |
8 В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения | В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения |
Оценка результатов
Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
а) если вы руководитель, то:
— при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;
— при сумме баллов 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;
— при сумме баллов менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.
б) если вы являетесь медиатором, то:
— при сумме баллов 35-40 — следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 136) до снижения накала борьбы между ними;
— при сумме баллов 25-34 — можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;
— при сумме баллов менее 24 — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.
В ходе занятия.
1. Проводится игровая разминка. В течение 10-15 минут заслушиваются и анализируются задания студентов, выполненные ими на подготовительном этапе.
2. Создаются и анализируются игровые ситуации.
Игровая ситуация. Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — роль менеджера и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку:
• конфликтующим — определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);
• менеджеру и медиатору — сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.
На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10-15 минут. Каждый игровой сюжет обсуждается.
Ролевая игра «Распределение сердец»
Время проведения игры: 2-3 часа.
Цель: Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.
Инструкция: Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.
У всех ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.
Этапы игры:
Деление группы на 4 команды.
Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.
Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.
Обсуждение итогов игры:
· какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?
· каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?
· какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?
7. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
В РУП не предусмотрено выполнение курсовой работы.
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная, дополнительная, интернет-ресурсы)
А) основная литература:
1. Невеев А.Б. Тренинги в организации. М.: Инфра-М., 2012.
2. Светлов В., Семенов В. Конфликтология. – СПб., 2011.
б) Дополнительная литература:
1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: Социально-психологический центр, 2006. – 380 с.
2. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Вачков И.В.Психология тренинговой работы.–М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учеб. пособие. – М. : Ось-89, 2005. –256 с.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2005. – С. 29–33.
6. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2010. – С. 156–234.
7. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. – СПб.: Речь, 2007. – 336с.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://www.trepsy.net/training/stat.php?stat=2576 психологические упражнения для тренингов
http://www.syntone.ru/library/article_other/content/2468.html сайт центра тренингов «Синтон»
http://www.treningoff.ru/articles_318.html сайт центра подготовки персонала «Фактор-П»