Судебно-психиатрическая оценка алкогольного опьянения, алкогольной зависимости.
Судебно-психиатрическая оценка простого и патологического алкогольного опьянения лиц, совершивших преступление после употребления спиртного, проводится в ходеСПЭ.
Криминогенное значение алкоголизма обусловлено как увеличением в последнее время количества лиц, злоупотребляющих алкоголем, так и частотой совершаемых ими правонарушений. Почти ¼ (23,4%) лиц, поступающих на СПЭ, составляют больные с зависимостью от алкоголя. Они часто совершают противоправные действия и по этому признаку относятся к группе повышенного риска. ООД ими чаще осуществляются в состоянии алкогольного опьянения.
СПЭ лиц, страдающих зависимостью от алкоголя, как правило, не представляет значительных трудностей. Учитывая отсутствие у них грубых изменений восприятия, мышления, сознания, двигательно-волевой сферы, критики, они не лишены способности отдавать себе отчёт в своих действиях и руководить ими. Поэтому, как правило, психиатрами-экспертами они признаютсявменяемыми. Более того, алкогольное опьянение усугубляет вину подследственного.
При СПЭ лица, совершившего правонарушение в состоянии простого алкогольного опьянения, учитывают все особенности клинической картины опьянения, для чего существенны следственные, а также анамнестические и клинические данные, полученные при СПЭ, которые могут или подтвердить диагноз этого состояния, или его исключить, что особенно важно в случаях ДТП.
В соответствии с УК Республики Беларусь «лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя…. подлежит уголовной ответственности». Эта формулировка исключает простое алкогольное опьянение из тех состояний, которые относятся к психическим расстройствам, предусматривающим невменяемость.
При проведении СПЭ лиц, совершивших ООД в состоянии опьянения должны учитываться данные тщательного опроса свидетелей о поведении испытуемого во все периоды (до, во время и после правонарушения).
Больной, страдающий зависимостью от алкоголя, признаётся невменяемым при одновременном наличии двух критериев: медицинского (биологического) и юридического (психологического). Первый критерий предполагает наличие у лица болезненного состояния психики. Имеется 4 вида такого состояния: хроническое психическое расстройство; временное психическое расстройство; слабоумие и иное болезненное состояние психики.
Юридический (психологический) критерий невменяемости означает, что вследствие болезненного состояния психики субъект «не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Состояние невменяемости закон связывает с фактом совершения ООД. Никто не может быть признан «невменяемым вообще» вне связи с конкретным деянием. Лица, совершившие ООД в состоянии как патологического опьянения, так и других алкогольных психозов, признаются невменяемым и не подлежат уголовной ответственности. В большинстве же случаев лица, страдающие зависимостью от алкоголя, вне этих состояний признаются вменяемыми.
При признании лица невменяемым суд выносит определение о прекращении уголовного дела и одновременно назначает принудительные меры медицинского характера. Основания для выбора вида принудительного лечения следующие: данные о характере социальной опасности больного; повторность правонарушений; длительность течения алкогольной зависимости; тенденция к рецидивирующему или хроническому течению психоза; наличие в клинике течения хронического психоза стойкого бреда ревности, преследования, отравления; неэффективность ПАЛ в прошлом; выраженность изменений личности (алкогольной деградации).
Основаниями для отмены принудительного лечения являются: исчезновение социальной опасности больного; достижение планируемого терапевтического эффекта: полное купирование продуктивной психопатологической симптоматики; смягчение интеллектуально-мнестического и эмоционально-волевого дефекта; дезактуализация патологического влечения к алкоголю; выработка установки на трезвость; реальная возможность реадаптации в окружающей среде.
При решении вопроса о дееспособности зависимых от алкоголя они обычно признаются способными понимать значение своих действий и руководить ими. Иначе обстоят дела у больных с хроническими алкогольными психозами (галлюциноз, параноид), а также с алкогольным слабоумием, которые признаются недееспособными. Сделки, совершаемые этими лицами, признаются недействительными.
При острых алкогольных психозах решение вопроса о дееспособности обычно откладывается до исчезновения психотической симптоматики.