Отбросьте все второстепенное

Сосредоточьтесь на ключевых моментах!

Используйте прием многовариантности мышления. проработайте хотя бы три основных варианта развития событий: первый - негативный, вто­рой - средний, как говорится - ни то ни се, третий - успешный.

Постарайтесь выстроить логическую цепочку своих действий, прос­читать эффективность своих дальнейших шагов.

Наконец, расширьте горизонты своего видения проблемы. Предс­тавьте, что вы идете по узкому коридору, но при желании можете разд­винуть стены руками и ощутить податливость пространства. Так и ваш интеллект способен на большее нежели те рамки, в которые вы его заг­нали.

Ко всему прочему, не стоит забывать, что на каждом шагу нас подкарауливают и смысловые ловушки.

Люди в процессе общения постоянно обмениваются информацией. Но одни больше внимания обращают на слова (вербальное восприятие), дру­гие - на те чувства, которые она вызывает (невербальное восприятие).

Не стоит забывать, что в русском языке одно и то же слово может означать совершенно разные вещи. К примеру, слово "курс" имеет шесть значений.

Восприятие информации с помощью пяти органов чувств имеет ряд преимуществ. Часто за "правильными" словами скрывается совсем иной смысл.

Самый лучший диалог тот, когда вы откликаетесь не на слова, а на мысли.

Вы, вероятно, не единожды замечали, что от общения с одними людьми заметно тупеешь. А с другими - наоборот: откуда только и бе­рутся умные мысли, острота мышления, юмористический взгляд на обыч­ные вещи!

Самые серьезные проблемы предпочтительнее решать в компании лю­дей, которые способны стимулировать ваше мышление,которые сами мыс­лят всегда позитивно и автоматически настраивают на это вас.

Закройте глаза и сосредоточьтесь на некой нерешен­ной проблеме, над которой вы ломаете голову уже длитель­ное время.Воочию - интеллектуальный тупик!

С какими образами ассоциируется у вас этот ту­пик? Что это - стена, закрытая дверь?..

Какие тона превалируют в вашем подсознании : серый, коричневый, черный?

А теперь вспомните свой интеллектуальный и эмоцио­нальный подъем в момент, когда вы блестяще справились с какой-то задачей в прошлом.

Какая цветовая гамма ?

Какие образы ?

Ваше подсознание выбрасывает в память много света, много пространственной информации, не так ли?

Если вы попали в интеллектуальный тупик, представь­те, что у вас в голове произошел некий взрыв - и вот вы уже видите образ решения своей проблемы!

Французский философ Монтень заметил однажды:

- Видимо, всего справедливей распределен в мире разум.

- Почему вы пришли к такому выводу?

- Никто ведь не жалуется на нехватку разума, - ответил Монтень.

Обратите внимание на качество ваших мыслей!

" Кто не исследует движение своих мыслей , не может быть счаст­лив."

Марк Аврелий.

Можете ли вы вспомнить, о чем вы думали час назад? два часа на­зад? пять часов назад?

Каким образом вы в течение дня решали свои проблемы:быстро, эф­фективно или мучительно, долго,а потом и вовсе бросили эту затею?

Сколько времени вы думали активно, сосредоточившись на пробле­ме, а не на своих эмоциональных переживаниях по поводу ее возникно­вения?

Если бы день начался заново - ваши мысли были бы такими же? Если бы перед вами стоял диктофон, какие бы из них вы записали

для памяти?

Если бы вас записывали в радиостудии - какие бы вы назвали вслух?

Не поленитесь и запишите те, которые посетили вас в течение се­годняшнего дня.

Так ли много окажется действительно ценных, достойных внимания? А сколько слов было потрачено? Да-да,когда мысль не впечатляет, при­водят тысячу доводов… Кто ясно мыслит - тот и ясно излагает.

Подумайте, прежде чем задуматься !

Разминка для ума

Александр Дюма на спор мог написать пьесу за одну ночь. Если собрать все ,что он создал, получится 1200 томов.

Альфред де Мюссе мог написать за несколько дней поэму.

Лопе де Вега , автор 18ОО пьес, говорил, что на каждую он тра­тил по 24 часа.

Безусловно, Муза была к ним благосклонна. Но скорость создания известных читателям произведений , в основном, зависела от их собс­твенной необыкновенной работоспособности.Когда к Александру Дюма в момент написания романа наведывался какой-либо приятель, он протяги­вал ему в знак приветствия левую руку, а правой продолжал строчить по бумаге.

Эти знаменитые люди не тратили время на почесывание пером за ухом. Они брались за него в тот момент, когда разогрев умственной деятельности достигал пика, и скоропалительно сканировали свои мысли и чувства, распределяя их между персонажами нового произведения.

Кстати, как известно, Дюма никогда не употреблял алкоголь, не пил кофе и не курил.

А сколько чашек кофе мы выпиваем, сколько сигарет выкуриваем , прежде чем приступаем к решению той или иной проблемы?

Сколько времени мы теряем?

Этот тренинг для разогрева умственной деятельности должен стать для вас столь же привычным, как необходимость каждое утро чистить зубы.

Каждое утро в быстром темпе считайте от 100 до 1.Быстро назовите 20 редко встречаю- щихся женских и 20 таких же мужских имен.

Назовите 20 слов, начинающихся с одной буквы.Назовите слово, начинающееся с каждой буквы алфавита.

Составьте 20 предложений с одним и тем же словом.Прочитайте перевернутой утреннюю газету.

Пройдитесь по комнате задом наперед.

Придумайте 20 способов использования стула.

А теперь вспомните, какая музыка усиливает ваши творческие способности? Какой цвет благоприятствует это­му процессу? Какое время суток у вас наиболее продуктив­ное? Где, в каком месте вы соображаете лучше всего-в парке, за письменным столом, у быстрой реки?

Используйте эти резервы постоянно.

Что наша жизнь? - Игра!

"Лиши ум девственности и устрой камасутру в голове," - совето­вал студентам один известный архитектор.

Кто из нас не держал в руках кубик Рубика? Гениальность этого изобретения заключается как раз в том, что вырабатывается привычка к многовариантности мышления и цель достигается путем перебора различ­ных вариантов сочетаний цветов. Это оказывается под силу каждому, поскольку воспринимается как игра.

Но жизнь - тоже игра, игра человека с Фортуной. Часто эффектное решение и содержит в себе элемент игры, шутки.

Когда покажется, что вы зашли в тупик, и ничего нового приду­мать не способны - не верьте минутной слабости! Если бы все населе­ние земного шара круглые сутки играло в шахматы, то даже делая еже­секундно по одному ходу, оно и за 10 000 веков не переиграло бы все варианты шахматных партий. Вот на что способен человеческий мозг!

Чертик из коробочки

Эйнштейна однажды спросили, как по его мнению появляются изобре­тения, которые переделывают мир.

- Очень просто, - ответил он. - Все знают, что сделать это невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает.

Он-то и делает это открытие.

"Многие истины были в начале кощунством."

Бернард Шоу.

Созвучно этой шутливой реплике и серьезное заверение Фарадея. Фарадей как-то был всецело поглощен одной идеей.Все его столы были завалены грудами маленьких трубочек, с которыми он возился днем

и ночью. Но вот наступил день, когда все эти трубки были сброшены на пол . Результат был достигнут.Фарадей сказал своему помощнику Девил­лю: "Запомните мои слова : самые безумные мысли иногда оказываются верными."

Извилины мозга надо тренировать, как и бицепсы.

Закройте глаза и представьте, что при решении конк­ретной проблемы вы попали в интеллектуальный тупик. Соз­дайте образ этого тупика, возможно это будет коробочка, внутри которой вы оказались. А теперь представьте мощный взрыв, разрушающий образ тупика или ловушки и постарай­тесь увидеть мощный хлынувший на вас поток света.

Принцип Эдисона

Томас Эдисон учился в школе фактически три месяца. Учителя были в отчаянии от его тупости. Но впоследствии он развил замечательную память к научной информации и исключительную способность к сосредо­точенности. Он забывал обо всем, кроме конкретной темы, которой он в данный момент занимался. Ученый искренне признавался,что в такие ми­нуты он не смог бы вспомнить свою фамилию даже если бы от этого за­висела его жизнь.

Он обладал удивительной волей и терпением в достижении резуль­тата. Он мог думать 24 часа подряд.Он способен был провести 1000 экспериментов дабы получить один положительный результат.Только ре­гистрируя опыты с лампочкой, Эдисон исписал в 200 записных книжках 40 000 страниц.А за каждой короткой записью кроются кропотливая под­готовка к опыту и сам опыт.

Но терпение терпению рознь.

Одни постоянно,терпеливо,но пассивно ждут некоего момента пере­лома, однако все продолжается по-прежнему очень долго, и в кон­це-концов они утопают в безысходности.

Другие используют терпение как надежный резерв для решения проблемы.

"Найдется ли такой человек, который бросая дротик целый день напролет, не попадет хотя бы разок в цель?" - риторически вопрошал Цицерон.

Разложите самый сложный карточный пасьянс, какой вы знаете. Проследите - насколько у вас хватит терпения да­бы добиться того, чтобы он сошелся? Хватит ли его вооб­ще?

Принцип Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи, один из величайших умов человечества, не мог ничего вспомнить, не записав. А записи эти потом попросту терял. Современники поражались. Последователи сокрушались.

Но никому и в голову не приходило, что великий ученый вовсе не был растеряхой! Его попросту не интересовали эти записи. Он уже не особо дорожил тем, что впоследствии терялось.

Почему?

Леонардо да Винчи приписывают такую фразу: " Только дураки на­чинают с начала."

Гениальный ученый великолепно пользовался таким приемом: он мысленно заглядывал в будущее и в мельчайших подробностях представ­лял, что проблема уже решена.Он вживался в это состояние , а потом как бы просто вспоминал, как ему удалось справиться с задачей. Сог­ласитесь, вспоминать всегда легче, чем придумывать что-либо или изобретать.

Вы и сами замечали, что в начале любого пути нам видится мно­жество препятствий, но стоит нам достичь уели - и мы готовы рассме­яться над своими страхами.

Усложнять - просто. Упрощать - сложно.

Кстати, в этом контексте и известная пословица - "Русский чело­век задним умом крепок"- приобретает совсем иной смысловой оттенок. Отбросьте иронию - и вы в чистом виде получите предпосылку гениаль­ности! Ведь именно так и поступал Леонардо да Винчи, он как раз включал этот самый "задний ум". С той только разницей, что он снача­ла думал, а потом делал.

Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда у вас включался реактивный "задний ум". Какие эмоции вы при этом испытывали: удивления, раздражения, злобы или же вы потешались над своими прежними страхами и комплексами?

Сосредоточьтесь на положительных эмоциях.Раскачайте их, усильте в пять, десять, сто раз.Расслабьтесь. И вызовите их снова.

Принцип Уолта Диснея

Уолт Дисней - создатель самой мощной в мире империи детских развлечений, постоянно пользовался приемом " трех стрел."

Он великолепно демонстрировал своим партнерам по бизнесу модель многовариантного, альтернативного мышления.В нем постоянно жили как бы три человека(то есть три субличности):фантазер, критик и реа­лист.Он мог целый день фонтанировать безумными идеями, напоминая со­бой барона Мюнхаузена. А на следующий день подвергнуть свои же идеи самой острой и беспощадной критике.Но зато на третий день пожинал плоды реалист Уолт Дисней.

И фантасмогория воплощалась потом в реальность.

"Часто изменяй стиль."- советовал Квинт Гораций Флакк.

Сосредоточьтесь на какой-либо важной задаче, кото­рую вам предстоит решить в короткий срок. Ситуация экс­тремальная! Но в этой ситуации вы оказались не в одино­честве: вас трое - три ваших собственных "Я".Три сублич­ности, живущие в вас разделились на критика, реалиста и фантазера. Что предлагает каждый из них?

Что в конце-концов предпочтете вы - ведущий?

Действительно ли это самый эффективный вариант?

Принцип Эйнштейна.

Альберт Эйнштейн об"яснял свою теорию относительности на прос­том примере. Когда вы проводите время с девушкой в течение часа, вам кажется, что прошла минута. Но когда вы в течение одной минуты сидите на раскаленной сковородке, вам кажется, что прошел целый час.

Работая над теорией относительности, Эйнштейн представлял себя "верхом" на луче света, пронизывающего космическое пространс­тво.Наблюдая за процессами, происходящими во Вселенной со стороны, да еще и с присущим ему чувством юмора, ученый постигал сокрытые от других законы Космоса.

Теорию относительности Эйнштейн постоянно применял и в практи­ческих целях.

Чтобы решить ту или иную проблему, Эйнштейн пользовался обычно таким приемом. Он сознательно абстрагировался от ситуации, смотрел на нее как бы со стороны. Старался увидеть ее в целом. Потом эмоцио­нально дистанцировался от нее и представлял, какой вариант решения проблемы он предложил бы кому-то другому.

И в этом заложен здравый смысл.

"Что легко делать ? - Давать советы другим." - утверждал древ­негреческий философ Фалес. А помните нашу пословицу:" Чужую беду ру­ками разведу, а к своей - ума не приложу"? Действительно, помочь се­бе самому бывает порой чрезвычайно сложно, но зато другому человеку всегда есть что подсказать!

Умному человеку совет не нужен, глупец им не воспользуется.

А вам он как раз и пригодится!

Включите диктофон. Обозначьте свою проблему, сформулируйте как можно более четко и "проговорите" ее вслух.Несколько раз прослушайте запись.

Голос на диктофоне явно будет отличаться от ваше­го.Это создаст иллюзию того, что в умном совете нуждает­ся кто-то другой. Так дайте же совет - и воспользуйтесь им!

Вновь закройте глаза и припомните какую-либо свою "нерешаемую проблему.

А теперь представьте ,как бы эту проблему решил ваш сосед, ваш ребенок, лучший друг или просто знакомый.

А как бы эту проблему решил американец, китаец или инопланетянин?

Вы, как наблюдательный человек, заметили уже, что в большинстве своем люди на протяжении жизни совершают одни и те же ошибки?

И не странно ли, что мы защищаем свои заблуждения с большим упорством, чем свою правоту? Поистине остается загадкой - почему лишь очень немногие решают­ся вырваться за пределы стереотипов мышления! Складывается впечатление, что попросту теряется здравый смысл от хождения по кругу. Это же сродни добровольному пожизненному заключению!

Практика показывает, что большинство людей тратит всего 5-7 процентов времени на интеллектуальное решение проблем. Остальное время расходуется неэффективно: они либо бесцельно тасуют прошлое, либо бездарно предаются фантазиям,либо безрассудно варятся в эмоцио­нальных переживаниях настоящего.

Внутренние диалоги и монологи конструируются по выработанным годами шаблонам. Стереотипы мышления неизбежно порождают одни и те же проигрышные ситуации.

Для гениального да и просто талантливого человека никаких барьеров в мышлении не существует.

А как дела обстоят у вас?

Вообразите, что в метро или в троллейбусе вы вдруг раздеваетесь донага и начинаете петь неприличные частушки…

Слабо?

Тогда представьте очень значимого в вашей жизни человека, эта­кого непререкаемого авторитета. И вообразите,что вы непринужденно входите в его кабинет, забираетесь с ногами на стол и начинаете его учить, как жить.

Талантливому человеку все это вообразить - пара пустяков.

Ведь нужно всего лишь представить это мысленно, а вовсе не от­калывать подобные номера номера в действительности!

Боязнь разорвать замкнутый круг - еще одно подтверждение того факта, что

многие люди не умеют, даже боятся! - д у м а т ь!

Тут, пожалуй, уместно вспомнить притчу, столь любимую великим русским художником Николаем Рерихом об умении думать.

… Правитель Монгольской империи Акбар провел на земле линию и задал своему советнику Бирбалу неразрешимую задачу: уничтожить или укоротить линию, не прикасаясь к ней. Ни слова не говоря, Бирбал провел рядом с ней более длинную линию и тем самым линия Акбара была умалена.

Просто?

Впрочем, как все гениальное.

Отточи свою бритву разума, иначе чужая перережет тебе горло. (Доцент кафедры философии)

Наши рекомендации