Модели сравнительных семантических признаков

как модели долговременной семантической памяти. Одна из первых таких моделей придуманная Алленом Коллинзом и Россом Квиллианом на основе принципов организации памяти в компьютерах. В этой модели каждое слово помещалось в конфигурацию других слов, хранящихся в памяти и значение каждого слова представлялось по отношению к другим словам(например: инфа о «канарейке»: это «желтая птица, которая может петь»). Плюс этой модели в том что из нее ясно видно каким образом инфа воспроизводится из семантической памяти; Пропозиционные сети: Андерсон определил пропозиции как наименьшие единицы знания которые могут быть выделены в отдельные высказывания, пропозиции- наименьшие из значимых единиц. В пропозиционных репрезентациях основная форма записи информации форма «субъект - предикат»; ЭЛИНОР: созданная Линдслеем, Норманном, Румельхартом возникла на стыке компьюьерной науки и описательной лингвистики. Семантическая память в этой модели представлена в виде сложной сети узлов и линий. Узлы означают понятия и события, а линии – смысловые связи. Отдельные слова хранящиеся в семантической памяти имеют свои компоненты. В ДВП представлено три вида инфы: понятия, события и эпизоды. Понятия – конкретная идея и она определяется тремя типами отношений: а) быть; б) иметь; в) обратной быть; Событие- это ситуация, где есть действие, действующие лица и объекты. Происходящие действие обычно описывается глаголом; Эпизоды- события которые объединены препозиционными связями: а) отношением затем, ведущем к новому событию; б) отношение во время или в то время как, позволяющая соединить текущие событие с новым событием; в) отношение время, позволяющая соединить события с неопределенным временным порядком.

Модели сравнительных семантических признаков , как модели долговременной семантической памяти. Под семантической организацией понимается разделение близких по значению элементов на кластеры или группы: например Кеннеди, Форд, Никсон- президенты США; Кластерная модель: Понятия представленные в памяти в виде слов, хранятся систематизировано- виде кластеров, или скоплений сходных элементов. Например название университета- вместе с названием других университетов; Групповая модель: они тоже предполагают что понятия(слова) представлены в памяти в виде групп. Отличие заключается в особенностях групп. Понятия объединяются в памяти не только по категориям(например: малиновка и канарейка находятся в группе «птицы»), но и по признакам(например: «имеет крылья», «летает»); Модель сравнительных семантических признаков: ее предложили Рипс, Шобен, Смит. В ней постулируется два типа признаков, хранимые в семантической памяти: определяющие признаки(те, что образуют существенные аспекты значения слова, без которых слово не может быть отнесено к данной категории) и характерные признаки(то, что свойственно элементу, но не существенно для отнесения его к данной категории) Например: определяющие- «имеет перья», «имеет красную грудку», а характерные- «безвредна», «гнездится на деревьях». Здесь еще есть такие термины как «грубо говоря», «видимо, является»- лингвистически ограждения, используемые для расширения объема понятий. Плюсы модели сравнительных признаков и групповой: во первых, эти модели содержат конкретную инфу о множестве параметров семантической памяти. Во вторых, они используют классификацию семантической информации как отправной пункт для общей теории семантической памяти, способной охватить широкий круг функций памяти. В третьих, предполагая наличия в памяти сложный операций, они тем самым затрагивают более широкую проблему строения человеческой памяти, наиболее важной частью которой является вопрос о хранении семантических символов и о законах, управляющих их воспроизведением.

Семантические сети

Теория структуры памяти должна включать 2 аспекта: то, что имеется немедленный, очевидный ответ, и то, что мы можем долго взвешивать и уточнять почти любой ответ.

Сп-б ответа на некот. вопросы – сначала отнести объект к опред. классу. затем определить св-ва данного класса и заключить, что все его представители должны обладать этими св-вами. Семантическая сеть – структура, в кот-й нужные куски информации соединены между собой надлежащим образом. Семантические сети дают возм-ть представить отношения между понятиями и событиями в системе памяти. Но они не во всем верно опис-т человеч. поведение. Это гипотеза, а не факт (сем. сеть).

Важными частями сети явл-ся узлы и отношения. Человек à имеет две ноги. Зд. чел-к и ноги – узлы, а стрелка – отн-е.

Важным св-вом семантич. сетей явл-ся наследование. Св-ва понятия наследуются его «потомками», т.е. частными случаями и подклассами.

Семантич. сети нужно модифицировать, чтобы они годились для более крупных единиц знания. В рез-те создается новый метод, называемый схемой.

Схемы: пакеты знания

Такой пакет информации, как, Н., определение какого-л понятия из справочника, образ-т организованный комплекс знаний – схему. Схемы соответ-т более глубокому уровню знания, чем простые структуры семантич. сетей, и значительно укрепляют репрезентационую теорию. По существу схемы – это комплексы знаний, относ-ся к некот. ограниченной области (схема книги, клавиатуры компьютера. игры в бейсбол). Осн. св-ва схем:

1) схемы м/содержать как знание, так и правила его использования

2) схемы м/состоять из ссылок на др. схемы (схема пишущей машинки отсылает нас к схемам ее составных частей, Н., клавиатуры)

3) схемы м/б специальные (мой компьютер) или общие (компьютер вообще)

Чтобы делать выводы, недостаточно простого использования средств памяти. Имеющееся знание должно быть рассмотрено, переформулировано, применено по-новому.

53. Теории «абстракции» и теории «примеров»(52).

Теория абстракций: классификация объектов по категориям, у каждой категории есть набор характерных признаков.

Теория примеров: Люди хранят в памяти единственный прототип того, на что похож пример из данной категории и оценивают отдельные примеры в терминах их сходства с этим прототипом.

Наши рекомендации