По реформированию пенсионной системы

2000 год был весьма продуктивным в плане принятия нормативных законодательных актов по пенсионной проблематике: было принято 24 акта, из них 4 федеральных закона, 14 указов Президента РФ, 6 постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на улучшение пенсионного обеспечения.

Реализуя нормативные законодательные акты, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, провели большую работу по перерасчету пенсий в связи с новыми нормами права, выплатив пенсии в новых размерах в установленные сроки. Выплата пенсий осуществлялась без каких-либо задержек.

В 2000 году продолжалась работа по назначению пенсий по данным персонифицированного учета на основе индивидуальных лицевых счетов граждан.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения, приведения пенсионной системы в соответствие с реально складывающимися социально-экономическими условиями, укрепления конституционных гарантий пенсионных прав граждан проводится реформирование пенсионной системы.

В 1995 году была одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, в которой был дан анализ состояния системы пенсионного обеспечения, определены цели и принципы пенсионной системы, а также основные черты будущей пенсионной системы.

В 1998 году была принята Программа пенсионной реформы в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации"), реализация которой уточнена в 1999 году с учетом последствий финансового кризиса 1998 года.

Указанными документами предусматривается создание смешанной пенсионной системы, основой которой должно стать обязательное пенсионное страхование, направленное на усиление связи размеров пенсий с трудовым вкладом каждого застрахованного лица.

Гарантии дохода в старости в отсутствие необходимого стажа для всех нетрудоспособных граждан предусматриваются в системе государственного пенсионного обеспечения.

Смешанная пенсионная система также предполагает развитие дополнительных форм пенсионного страхования и обеспечения, в том числе региональных.

В 2000 году, в связи с принятием Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, начата работа по уточнению основных положений Программы пенсионной реформы.

Стратегическая задача и главная цель пенсионной реформы в новых условиях — повышение уровня пенсионного обеспечения населения и обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, с учетом предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации после 2015—2020 годов.

На основе данных долгосрочного макроэкономического прогноза Минэкономразвития России и прогноза Пенсионного фонда Российской Федерации по финансовому обеспечению пенсионной реформы в Российской Федерации в 2000 году были подготовлены предложения по вариантам развития пенсионной системы на период до 2010 года.

Правительством Российской Федерации в сентябре-октябре 2000 года рассмотрены эти варианты и одобрен сценарий, предусматривающий рост среднего размера трудовых пенсий в предстоящем десятилетии с 95% до 125— 140% прожиточного минимума пенсионера и допускающий введение ставки отчислений на накопительное финансирование трудовых пенсий, с ее поэтапным увеличением при одновременном снижении ставки единого социального налога на пенсионные цели. Указанные суммы должны зачисляться на именные счета граждан и с учетом полученного от их размещения дохода учитываться при исчислении размера трудовых пенсий. При этом пенсия будет состоять из двух частей: финансируемая за счет единого социального налога и накопительным методом. Доля накопительной пенсии составит в 2010 году 14—15% общего размера выплаты и к 2020—2030 годам — 50%.

Ключевые положения уточненной Программы пенсионной реформы должны быть рассмотрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе, созданным в соответствии с Указом Президента РФ от 8 февраля 2001 года № 137 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе".

Уточнения касаются того, что отличительными чертами пенсионной системы Российской Федерации в процессе ее преобразования должны стать следующие принципиальные положения:

▾ введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из двух составляющих — базовой пенсии, гарантированной государством в размере, соотносимом с прожиточным минимумом, и накопленной пенсии, зависящей от уплаченных взносов и не ограничиваемой в размере;

▾ преобразование в расчетный начальный пенсионный капитал ранее приобретенных пенсионных прав;

▾ проведение индексаций пенсий с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции;

▾ развитие дополнительного пенсионного страхования и обеспечения в первую очередь работников, условия труда которых отклоняются от нормативных.

Отмечая положительные стороны пенсионного законодательства 90-х годов, необходимо подчеркнуть, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий (с учетом индексации и индивидуального коэффициента пенсионера), не обеспечивали в полном объеме нужды пожилого человека.

В 2002 году вступили в силу новые пенсионные законы, подготовленные в соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации:

▾ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

▾ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации;

▾ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Эти законы, внесенные Президентом Российской Федерации в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, закрепляют новую структуру пенсионной системы Российской Федерации:

▾ государственное пенсионное обеспечение — предоставление за счет сумм единого социального налога базовой части трудовых пенсий, а также за счет ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц;

▾ обязательное пенсионное страхование — предоставление за счет обязательных страховых взносов страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;

▾ дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" создает условия любому лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, в течение всей трудовой деятельности формировать свой пенсионный капитал для обеспечения достойной старости. Вводится новая формула пенсий:

▾ базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу;

▾ страховая часть трудовой пенсии зависит от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности;

▾ накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и выплачиваемая по достижении установленного пенсионного возраста.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите виды пенсий, действующие в РФ.

2. В чем состоит сущность пенсионной реформы?

3. Какие доплаты осуществляются к пенсиям в регионах России?

РАЗДЕЛ III

Подготовка к пожилому

Возрасту

Глава I.

Наши рекомендации