Формирование и совершенствование спортивных

Навыков

На­вы­ком на­зы­ва­ет­ся це­ле­на­прав­лен­ное дейс­твие, фор­ми­ру­емое по­средс­твом по­вто­ре­ния. На­вык ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сте­пе­нью ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­сти, т.е. сни­же­ни­ем по ме­ре по­вто­ре­ния уров­ня по­эле­мент­ной со­зна­те­ль­ной ре­гу­ля­ции и кон­тро­ля.

Раз­ли­ча­ют на­вы­ки ис­ход­но ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ные, фор­ми­ру­емые без осо­зна­ния их ком­по­нен­тов, и на­вы­ки вто­рич­но ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ные, т.е. фор­ми­ру­емые с пред­ва­ри­те­ль­ным осо­зна­ни­ем ком­по­нен­тов дейс­твия. Осо­зна­ние впо­следс­твие ста­но­вит­ся пред­по­сыл­кой кон­тро­ля, обес­пе­чи­ва­юще­го бо­лее бы­строе со­вер­шенс­тво­ва­ние и пе­ре­строй­ку на­вы­ка. В этом слу­чае ин­те­ри­ори­за­ция охва­ты­ва­ет мно­гие фак­то­ры на­вы­ка де­ла­ет на­вык бо­лее гибким.

Ча­ще все­го пе­да­го­га­ми и пси­хо­ло­га­ми с ана­ли­ти­че­ски­ми це­ля­ми вы­де­ля­ют­ся триста­дии ди­на­ми­ки на­выка.

Ста­дия пер­вич­но­го освое­ния струк­ту­ры дви­же­ния. В са­мом на­ча­ле освое­ния дви­же­ния спортс­мен и его тре­нер до­во­льс­тву­ют­ся ве­сь­ма при­бли­жен­ным сходс­твом вы­пол­ня­емо­го дви­же­ния с его эта­лон­ным ис­пол­не­ни­ем. Тем не ме­нее, в ре­зу­ль­та­те та­ко­го ис­пол­не­ния спортс­мен име­ет са­мое об­щее пред­став­ле­ние о це­ли дан­но­го дейс­твия, ему пред­ла­га­ет­ся на­бор ис­ход­ных по­ня­тий о тех­ни­ке вы­пол­не­ния дви­га­те­ль­но­го дейс­твия, а в по­сле­ду­ющем пе­да­го­ги­че­ском вза­имо­дейс­твии ему не­об­хо­ди­мо по­лу­чить све­де­ния об ошиб­ках, лиш­них дви­же­ни­ях, воз­мож­но­сти ис­по­ль­зо­ва­ния его про­шло­го опы­та. Все по­пыт­ки вы­пол­не­ния дви­же­ния вы­гля­дят не­лов­ки­ми, сам спортс­мен пло­хо раз­би­ра­ет­ся как в сво­их ощу­ще­ни­ях, так и в спо­со­бах улуч­ше­ния ка­че­ства дви­же­ния. Ча­ще все­го для кон­тро­ля за собс­твен­ны­ми дви­же­ни­ями спортс­мен по­ла­га­ет­ся на зри­те­ль­ные ощу­ще­ния. Су­ще­ству­ют воз­раст­ные осо­бен­но­сти пер­вич­но­го освое­ния струк­ту­ры дви­же­ния: де­ти ча­ще все­го дейс­тву­ют на осно­ве под­ра­жа­ния, а взрос­лые склон­ны к дейс­тви­ям на уров­не ин­тел­лек­ту­аль­но­го постижения.

Ста­дия овла­де­ния на­вы­ком. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся освое­ни­ем при­емов вы­пол­не­ния на­вы­ка, по­вы­ша­ющих его эф­фек­ти­вность, сходс­тво с эта­лон­ным дви­же­ни­ем, по­сле­до­ва­те­ль­ным и по­сте­пен­ным со­зда­ни­ем пол­но­го пред­став­ле­ния о дви­же­нии, раз­ви­ти­ем по­ли­мо­да­ль­ной аф­фе­рен­та­ции и вос­при­ятия при уси­ле­нии ин­те­гра­ти­вной, ве­ду­щей функ­ции дви­га­те­ль­но­го ана­ли­за­то­ра. По ме­ре овла­де­ния на­вы­ком по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность его ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го вы­пол­не­ния, пе­ре­клю­че­ния вни­ма­ния на дру­гие объ­ек­ты, рас­пре­де­ле­ния вни­ма­ния меж­ду не­ско­ль­ки­ми объ­ек­та­ми. Спортс­мен осво­бо­жда­ет­ся от лиш­них дви­же­ний, все бо­лее час­ты­ми ста­но­вят­ся по­пыт­ки пра­ви­ль­но­го вы­пол­не­ния дви­же­ния. По­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность вклю­че­ния на­вы­ка в со­став дру­гих дейс­твий спортс­ме­на и при этом ка­че­ство вы­пол­не­ния на­вы­ка су­ще­ствен­но не стра­дает.

Ста­дия за­креп­ле­ния и со­вер­шенс­тво­ва­ния на­вы­ка. Ста­дия свое­го за­вер­ше­ния не име­ет, по­ско­ль­ку со­вер­шенс­тво­ва­ние про­дол­жа­ет­ся по­ка спортс­мен тре­ни­ру­ет­ся и учас­тву­ет в со­ре­вно­ва­ни­ях. Дви­га­те­ль­ный на­вык до­сти­га­ет вы­со­кой сте­пе­ни ав­то­ма­ти­зма при од­но­вре­мен­ной воз­мож­но­сти ва­ри­ати­вно­го его при­ме­не­ния, обус­лов­лен­но­го со­ре­вно­ва­те­ль­ной си­ту­аци­ей, со­сто­яни­ем трас­сы и т.п.. Спортс­мен име­ет от­чет­ли­вое пред­став­ле­ние о всех фак­то­рах со­вер­шенс­тву­емо­го дви­же­ния, сам на­вык от­ли­ча­ет­ся вы­со­кой эф­фек­ти­внос­тью, эко­но­мич­но­стью, бы­стро­той. Про­гресс со­вер­шенс­тво­ва­ния на­вы­ка на на­ча­ль­ных ста­ди­ях бо­лее оче­ви­ден, а на ста­дии за­креп­ле­ния и со­вер­шенс­тво­ва­ния (осо­бен­но у спортс­ме­нов, до­стиг­ших вер­шин мас­терс­тва) по­сте­пен­но при­об­ре­та­ет ха­рак­тер ве­сь­ма по­ло­го­го пла­то с не­ко­то­ры­ми ко­ле­ба­ни­ями, обус­лов­лен­ны­ми спе­ци­фи­кой под­го­тов­ки, мо­ти­ва­ци­ей, сте­пе­нью осо­знан­но­сти и ин­те­ри­ори­за­ции. Спортс­ме­нам это яв­ле­ние хо­ро­шо из­ве­ст­но: ког­да не хва­та­ет «чуть-чуть» для по­па­да­ния мя­ча в пло­щад­ку, для то­го, что­бы план­ка оста­лась на стой­ках, для вы­иг­ры­ша не­ско­ль­ких сан­ти­ме­тров у со­пер­ни­ка, для то­го, что­бы ре­али­зо­вать на­ча­тую ата­ку и т.п.. В то же са­мое вре­мя его со­пер­ни­ку бук­ва­ль­но «ве­зет» во всем: у не­го по­лу­ча­ют­ся все уда­ры, он успе­ва­ет сде­лать все не­об­хо­ди­мое, и да­же ве­тер по­мо­га­ет ему сво­ими по­ры­вами. Случаев, когда одновременно «везет» обоим соперникам, гораздо меньше, но эти моменты служат подлинным украшением поединка.

Вопросы и задания:

1.В чем состоит основная сложность формирования и совершенствования навыков в избранном Вами виде спорта? Каковы Ваши личные затруднения в освоении спортивных навыков?

2.Используя схему «Систематика соревновательных действий по критериям результатов», выделите наиболее существенные особенности избранного Вами вида спорта. После этого еще раз рассмотрите «Систематику ...», сделав акцент на Ваши собственные проблемы подготовки. Сопоставьте оба варианта, попытайтесь объяснить совпадение и разницу.

3.Опираясь на материал данного раздела, дайте характеристику особенностям ваших психических процессов и функций по отношению к занятиям спортом. Выделите благоприятные и нежелательные проявления психических процессов.

4.Выделите в своей технической подготовке навыки, которые в настоящее время находятся на разных стадиях динамики. Дайте приемлемое объяснение причин задержки их освоения и совершенствования.

Рекомендуемая литература:

1. Крет­ти Дж. Б. Пси­хо­ло­гия в со­вре­мен­ном спор­те. ‑ М.: Физкультура и спорт, 1978.
2. Познавательные процессы у спортсменов. - Т. II. Самоконтроль и мастерство в спорте / Под ред. Б.Б. Коссова. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
3. Пси­хо­ло­гия и со­вре­мен­ный спорт /Международный сб. научных ра­бот по пси­хо­ло­гии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
4. Пу­ни А.Ц. Очер­ки пси­хо­ло­гии спор­та . - М.: Физкультура и спорт, 1959.
5. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 1971.
6. Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий по критериям результатов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 2. – С. 51 - 55.
7. Цзен Н.В., Па­хо­мов Ю.В. Пси­хо­те­хни­че­ские иг­ры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

ГЛАВА 20.

Наши рекомендации