Формирование и совершенствование спортивных
Навыков
Навыком называется целенаправленное действие, формируемое посредством повторения. Навык характеризуется степенью автоматизированности, т.е. снижением по мере повторения уровня поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Различают навыки исходно автоматизированные, формируемые без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, т.е. формируемые с предварительным осознанием компонентов действия. Осознание впоследствие становится предпосылкой контроля, обеспечивающего более быстрое совершенствование и перестройку навыка. В этом случае интериоризация охватывает многие факторы навыка делает навык более гибким.
Чаще всего педагогами и психологами с аналитическими целями выделяются тристадии динамики навыка.
Стадия первичного освоения структуры движения. В самом начале освоения движения спортсмен и его тренер довольствуются весьма приближенным сходством выполняемого движения с его эталонным исполнением. Тем не менее, в результате такого исполнения спортсмен имеет самое общее представление о цели данного действия, ему предлагается набор исходных понятий о технике выполнения двигательного действия, а в последующем педагогическом взаимодействии ему необходимо получить сведения об ошибках, лишних движениях, возможности использования его прошлого опыта. Все попытки выполнения движения выглядят неловкими, сам спортсмен плохо разбирается как в своих ощущениях, так и в способах улучшения качества движения. Чаще всего для контроля за собственными движениями спортсмен полагается на зрительные ощущения. Существуют возрастные особенности первичного освоения структуры движения: дети чаще всего действуют на основе подражания, а взрослые склонны к действиям на уровне интеллектуального постижения.
Стадия овладения навыком. Характеризуется освоением приемов выполнения навыка, повышающих его эффективность, сходство с эталонным движением, последовательным и постепенным созданием полного представления о движении, развитием полимодальной афферентации и восприятия при усилении интегративной, ведущей функции двигательного анализатора. По мере овладения навыком появляется возможность его автоматизированного выполнения, переключения внимания на другие объекты, распределения внимания между несколькими объектами. Спортсмен освобождается от лишних движений, все более частыми становятся попытки правильного выполнения движения. Появляется возможность включения навыка в состав других действий спортсмена и при этом качество выполнения навыка существенно не страдает.
Стадия закрепления и совершенствования навыка. Стадия своего завершения не имеет, поскольку совершенствование продолжается пока спортсмен тренируется и участвует в соревнованиях. Двигательный навык достигает высокой степени автоматизма при одновременной возможности вариативного его применения, обусловленного соревновательной ситуацией, состоянием трассы и т.п.. Спортсмен имеет отчетливое представление о всех факторах совершенствуемого движения, сам навык отличается высокой эффективностью, экономичностью, быстротой. Прогресс совершенствования навыка на начальных стадиях более очевиден, а на стадии закрепления и совершенствования (особенно у спортсменов, достигших вершин мастерства) постепенно приобретает характер весьма пологого плато с некоторыми колебаниями, обусловленными спецификой подготовки, мотивацией, степенью осознанности и интериоризации. Спортсменам это явление хорошо известно: когда не хватает «чуть-чуть» для попадания мяча в площадку, для того, чтобы планка осталась на стойках, для выигрыша нескольких сантиметров у соперника, для того, чтобы реализовать начатую атаку и т.п.. В то же самое время его сопернику буквально «везет» во всем: у него получаются все удары, он успевает сделать все необходимое, и даже ветер помогает ему своими порывами. Случаев, когда одновременно «везет» обоим соперникам, гораздо меньше, но эти моменты служат подлинным украшением поединка.
Вопросы и задания:
1.В чем состоит основная сложность формирования и совершенствования навыков в избранном Вами виде спорта? Каковы Ваши личные затруднения в освоении спортивных навыков?
2.Используя схему «Систематика соревновательных действий по критериям результатов», выделите наиболее существенные особенности избранного Вами вида спорта. После этого еще раз рассмотрите «Систематику ...», сделав акцент на Ваши собственные проблемы подготовки. Сопоставьте оба варианта, попытайтесь объяснить совпадение и разницу.
3.Опираясь на материал данного раздела, дайте характеристику особенностям ваших психических процессов и функций по отношению к занятиям спортом. Выделите благоприятные и нежелательные проявления психических процессов.
4.Выделите в своей технической подготовке навыки, которые в настоящее время находятся на разных стадиях динамики. Дайте приемлемое объяснение причин задержки их освоения и совершенствования.
Рекомендуемая литература:
1. | Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. ‑ М.: Физкультура и спорт, 1978. |
2. | Познавательные процессы у спортсменов. - Т. II. Самоконтроль и мастерство в спорте / Под ред. Б.Б. Коссова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. |
3. | Психология и современный спорт /Международный сб. научных работ по психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1982. |
4. | Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта . - М.: Физкультура и спорт, 1959. |
5. | Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 1971. |
6. | Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий по критериям результатов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 2. – С. 51 - 55. |
7. | Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. |
ГЛАВА 20.