Соловки — священные и ужасные
Соловки— это своеобразный архипелаг при входе в Онежскую губу Белого моря. Название одного из самых больших островов распространялось и на всю группу — четыре крупных и два мелких, "заяцких". "Соло" по-фински означало "глухой, безлюдный лес", или "солос" — сруб, или "суолов" — остров. Места здесь благодатные, хоть климат и холодноватый, переменчивый. Берега изрезаны бухтами и заливами. Зеленоватая же вода, прозрачная на три сажени, изобилует рыбой. Одних озер более 300. Обширные луга, лес, кустарники и "ягодное царство" — черная и красная смородина, малина, рябина, морошка, брусника, голубика, вороника, клюква. У подножия горы Секирной, у Гремячего кряжа в 1429 году осели два инока — Герман и Савватий. Со временем к ним примкнули и другие отшельники. Спустя полтора десятка лет у Секирной горы поднялся монастырь. Восемь огромных башен с амбразурами и семь церквей были окружены стеной с семью воротами. Стены были сложены из громадных диких камней и гранитных глыб. Год от года ширилась обитель, росло хозяйство. Служба и жизнь возглавлялись умными наставниками и настоятелями.
Основным "местом силы" тут слывет Заяцкий остров , где расположены "северные лабиринты", построенные, по преданиям, древними кельтами. У людей, попавших внутрь этих сооружений, все функции организма приходят в норму. При этом у мужчин активизируется мозг, а женщины якобы могут излечиться от бесплодия.
Сам Петр Великий вставил камень в один из Соловецких "узел-ков"-"лабиринтов". А потом в одиночестве совершил особый обряд, чтобы узнать свою судьбу. И вдруг прямо на его глазах внутри лабиринта появилось озерцо. Царь нагнулся над водой и увидел перед собой будущий град, который суждено ему построить. Случилось это в 1702 году, за год до основания Санкт-Петербурга.
К концу XIX века в обители, кроме теплиц-огородов, работали кирпичный, гончарный, кожевенный, свечной заводы, кузница, смолокурня, мельница, молочная ферма, мастерские, док. Имелось четыре своих парохода и несколько парусных судов для сообщения с Архангельском. В монастыре и округе было налажено прекрасное водоснабжение. Озеро Святое сообщалось каналами с 70 озерами. Постоянно здесь обитало около 250 монахов и 500 так называемых трудников — добровольных даровых работников. А летом сюда наезжало более 12 тысяч богомольцев. В монастыре была своя большая библиотека с ценными книгами, начальное училище и иконописная мастерская. При Екатерине II соловецкие монахи владели пятью тысячами крестьян и немалыми площадями земель Поморья.
Кроме того, Соловки являлись и стратегическим пунктом. В 1571 году здешние монахи отбили нападение шведов. В 1854 году выдержали бомбардировку англичан с моря — на штурм крепостной обители бритты не решились. Есть шутливое предание о том, что обороне, мол, способствовали и чайки… Они плотными стаями налетали на вражеские корабли и криками своими и обильным испусканием помета сеяли растерянность и ему-щение в рядах неприятелей. По палубам, преследуемые огромными птицами с широко разверзнутыми клювами, метались бравые артиллеристы королевы Виктории в испачканных мундирах и с заляпанными белыми подтеками лицами.
Еще при царях на Соловки ссылали неугодных лиц. Могилы некоторых знатных узников могли служить "предметом гордости" обители. Так, у стен Преображенского собора уцелела плита, под которой покоились останки Петра Кальнышевского. Это последний атаман Запорожской Сечи, заточенный сюда при Екатерине II. После многолетней отсидки и последующего помилования он не пожелал возвращаться на родину, на Украину, и дожил здесь до 112 лет.
В 90-х годах XIX века ссылать сюда перестали. Но при советской власти эта традиция возобновилась. На острове был построен "Соловецкий лагерь особого назначения" — сокращенно СЛОН. Чекисты игриво сделали лагерной эмблемой изображение этого животного. Позже появилось более соответствующее наименование — СТОН (Соловецкая тюрьма особого назначения). Эти слова, как и сам застенок, обрели мировую известность.
Вот воспоминания одного из бывших соловецких заключенных, московского интеллигента, переводчика Олега Волкова, отбывшего срок по "валютной" статье:
"Вход в бухту вершили каменные глыбы с огромными крестами из лиственницы. Открылись белые силуэты обезглавленных соборов и колокольни. Купола заменены пирамидальными тисовыми крышами. Но неизменными, такими же, как на старых гравюрах, высились на монастырской стене тяжелые башни с конусным верхом. Эта сложенная из гранитных валунов ограда, казалось, стоит вне времени. И когда потом доводилось вновь и вновь ее видеть, первое впечатление — вечности созданного — не сглаживалось…
…В глубь нетронутых лесов, вдоль берегов разбросанных бессчетных озер шли обставленные крестами тропы. Вели они к потаенным скитам, где длинные годы молились и спасались старцы. Здесь в двадцатом веке продолжалось начатое еще в Киевской Руси. Здесь жили легенды о Сергии Радонежском, Кирилле Белозерском, Нилах и Пафнутиях, Иосифах, рубивших в глухих дебрях кельи, расширявших границы православия и русской государственности. Каждая пядь соловецкой земли, каждый монастырский камень говорили о горстках подвижников, радевших о духовности. Подвиг веры сочетался с трудами, приносившими земные плоды. Тысячи и тысячи богомольцев — мужиков архангельских, вятских, олонецких, пермских, со всего севера России — встречали здесь своих земляков. Видели их в подрясниках и скуфьях, ухаживающими за скотом, возделывающими землю, искусных рыбаков и плотников, мореходцев, гончаров, кожевников, скорняков, каменщиков… Каналами монахи соединили цепь озер для сплава бревен. По всему рукотворному водотоку развели красную рыбу и хариусов. Вдоль Святого озера тянулись огороды, ряды длинных монашеских теплиц".
Новую суть Соловков олицетворяла Секирка, Секирная гора. Волков пишет: "Для тех, кто сидел на острове, не было страшнее слова. Именно там, в церкви на Секирной горе, достойные выученики Дзержинского изобретательно применяли целую гамму пыток и изощренных мучительств, начиная от "жердочки" — тоненькой перекладины, на которой надо было сидеть сутками, удерживая равновесие, без сна и без пищи, под страхом зверского избиения, до спуска связанного истязуемого по обледенелым каменным ступеням стометровой лестницы: внизу подбирали искалеченные тела, с перебитыми костями и проломленной головой. Массовые расстрелы тоже устраивались на Секирной".
Когда-то именно на Секирной, на церковной колокольне, был устроен маяк. На вершине горы находился скит. Однако новые хозяева удалили с островов последних монахов, понастроили бараков, дополнили укрепления колючей проволокой…
Однажды Волков с партией заключенных был снаряжен на рытье могил.
"Эпидемия сыпного тифа косила зэков невозбранно. В законченную яму спешно сбрасывали привезенные трупы. А рядом возвышалась прошлогодняя земляная насыпь. Возчик объяснил: под ней останки массовых расстрелов на Секирной. В памяти запечатлелись суровые силуэты башен монастыря. Грозные и насупленные, они высились над озером в сером тусклом небе, словно с тем, чтобы каменной своей неподвижностью напомнить людям, ничтожествам, копошащимся у их подножия, о нависшем над ними роке. Мнилось: не сизые клубы холодных морских туманов застят четкие очертания башен и колокольни, а испарения скопища пришибленных людишек, зловонное облако ругани и богохульств. Кровавая изморозь, оседающая на холодных валунах… Каторга стерла призрак святой обители".
Через полвека, уже известным журналистом, Олег Васильевич вновь побывал на Соловках. "Рекламные туристские проспекты зазывали: "Спешите посетить жемчужину Беломорья, живописный архипелаг с уникальными памятниками зодчества!" И разумеется — слава Партии, обратившей гнездо церковного мракобесия в привлекательный туристский аттракцион. Кто это взывал к теням Бухенвальда? Кто скорбным голосом возвещал о стучащем в сердце пепле Освенцима? Почему оно осталось глухо к стонам и жалобам с острова Пыток и Слез? Почему не велит оно склонить обнаженную голову и задуматься над долгим мартирологом русского народа, столбовой путь которого пролег отсюда — с Соловецких островов?.."
Мифический Сахалин
Остров Сахалинна востоке России окружен множеством мифов и преданий. Любопытно, что по форме он напоминает существо, одновременно похожее на человека и на рыбу. Коренные жители Сахалина — нивхи — говорят, что их остров — это лежащий на правом боку Миф Ыз — дух, который является хозяином всей Земли. Мысы Анина и Крилъон — это ноги Миф Ыза, а мыс Марии — его голова. Когда-то в незапамятные времена Миф Ызу надоело лежать на одном боку, и он повернулся к Азии другим боком. И тогда на Земле погибло много людей и животных. Может, речь идет о Великом потопе? Когда же дух-хозяин шевелится, то происходят землетрясения. И они действительно не редкость для Сахалина.
Различные исследователи до сих пор спорят, какое место послужило прообразом Зоны в знаменитом фильме Андрея Тарковского "Сталкер". Одним из полноправных претендентов на это звание является район Весточки , который называют энергетическим центром Сахалина. Туда ежегодно стекаются туристы, уфологи, народные целители для того, чтобы помедитировать или заняться исследованиями.
Ходить в Зону без проводника не рекомендуется. Роль "гидов" играют, как правило, уфологи, неоднократно побывавшие в Зоне (так, без преувеличения, принято называть это место).
Вход обозначен двумя половинками огромного валуна — он носит название Титра. Перед тем как шагнуть в узкий проход, обязательно следует поздороваться: "Здравствуй, Зона!" Дальше путь по дороге, вдоль которой трава растет строго по прямой линии, словно на газоне, хотя тут ее никто не сажал.
Открывается приятный глазу ландшафт — журчащая горная речка, а рядом Солнечная поляна , которая каждый день меняет цвет — то желтая, то ярко-зеленая… Она совсем не зарастает луговыми травами, будто кто-то регулярно ухаживает за ней.
Есть здесь и Лунная поляна , которая всегда почему-то окутана тенью. На ней лежит "волшебный" камень. Если присесть на него, то можно увидеть особые знаки, определяющие энергетическую ориентацию человека в пространстве. Обычно это прямые красные полосы.
На вершинах сопок, что на берегу реки Айичка (в честь жившего здесь в древности народа — айнов, потомки которых, как говорят, и по сей день живут на японском острове Хоккайдо), обращают на себя внимание девять огромных камней, выложенных по кругу. В центре — десятый. "Схема" в точности повторяет расположение планет вокруг солнца. Центральный камень зовется Лягушка . Согласно преданию, когда-то здесь умерла местная шаманка. На камне остался отпечаток ее тела. Вот этот-то "шаманский" камень и исполняет желания. Нужно всего лишь прикоснуться к нему и попросить о сокровенном…
Однако подобраться к Лягушачьему камню довольно трудно: сначала надо переправиться по тросам через бурную речку, потом подниматься вверх по крутой тропе. К камню ведут два пути. По тому, какой путь выбрал человек, о нем можно многое поведать. Например, "левую" тропку выбирают романтики. "Правую" — прагматики. Сколько раз, поднимаясь, путник остановится передохнуть — столько переломных моментов было в его жизни.
Как ни странно, спускаться с горы гораздо легче, чем подниматься, хотя обычно бывает наоборот. Такова здесь энергетика.
29 июля 1992 года в Зоне побывала группа из 11 уфологов. У троих из них произошел контакт с неизвестной формой разума.
В голове внезапно возник калейдоскоп картинок. Люди увидели, что происходило в этих местах в далеком прошлом. Сначала им показали здания древней постройки, потом деревню айнов IX столетия нашей эры, высоких светловолосых и синеглазых воинов на низкорослых лошадях…
Разумеется, наблюдаются в Зоне и НЛО. Первые наблюдения зафиксированы 11 и 13 июня 1985 года радистом Исмагиловым, Он описывает неопознанный летающий объект размером с вертолет, двигавшийся, снижаясь, с запада на восток со скоростью около 50 км в час.
Совсем недавно, в январе 2005 года, на Сахалине было зафиксировано массовое наблюдение НЛО. Объект засняли на пленку.