График производственной практики
Производственная практика предусмотрена в 3 семестре (2 курс), ее объем составляет 360 часов (10 зачетных единиц). Учебным планом предусмотрен экзамен в 3 семестре.
Практика курируется выпускающими кафедрами (кафедра общей и клинической психологии, кафедра психологии развития) ПГНИУ.
Перед началом практики проводится вступительная конференция, на которой магистрантам сообщается вся необходимая информация по прохождению производственной практики.
Продолжительность и сроки прохождения практики определяются учебным планом.
Содержание производственной практики
Организация практики
Организационно выделяются следующие этапы практики.
Первый этап практики–подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются цель, объект, задачи, виды практик, методы, средства, формы отчётности.
Второй этап практики–это включение в профессиональную среду, знакомство с организацией, структурой, местом психолога в ней, установление контакта с непосредственным руководителем производственной практики в организации, определение и выполнение задач, поставленных руководителем организации – базы производственной практики.Освоение необходимой научно-методической литературы с целью актуализации теоретических знаний.
Третий этап практики– реализация цели практики, реализация поставленных задач. Непосредственное прохождение практики.
При прохождении производственной практики магистранты выполняют несколько видов работ, являющихся основой работы психолога:
1. Организационная работа предполагает:
а) решение с руководителем практики на базе практики организационных вопросов по её прохождению;
б) знакомство с организацией, её структурой, руководителями психологической службы, потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами, условиями профессиональной деятельности;
в) знакомство с должностными обязанностями психолога и нормативными документами, регламентирующими его деятельность, кругом решаемых задач, сферой деятельности, проблемами, имеющими место в данное время, спецификой конкретных ситуаций;
г) планирование профессиональной деятельности, составление графика
мероприятий, их методическое обеспечение, реализация поставленных задач;
д) организация и проведение мероприятий обратной связи для получения объективной оценки эффективности собственной деятельности.
2. Психодиагностическая работа психолога может включать:
а) диагностику личности клиента или испытуемого: личностных черт, способностей, направленности, состояний и других психологических характеристик;
б) оценку внешней среды клиента или испытуемого, диагностику социального статуса, межличностных отношений, социальных факторов труда и деятельности, адаптации и дезадаптации;
в) оценку организационной среды клиента, факторов влияющих на его поведение и состояние в организации, социализацию, адаптацию, мотивацию, общую направленность и личностное развитие;
г) оценку ближайшего окружения клиента: семьи, друзей, анализ их влияния на личность и состояния клиента; оценку возможности ближайшего окружения в поддержке, социальном сопровождении, адаптации, личностной самореализации клиента;
е) составление психодиагностического заключения.
При выполнении психодиагностической работы студентом используются профессиональные методы:
• свободного и стандартизированного наблюдения,
• клинической беседы и стандартизированного интервью,
• индивидуального и группового тестирования,
• экспертного оценивания,
• социометрии,
• групповой диагностики личности и др.
3. Консультативная работа психолога может включать:
а) обсуждение с клиентами результатов психодиагностики личности и (или) группы;
б) определение и анализ проблемных точек в конкретной ситуации клиента или группы, их анализ и оценка возможностей преодоления негативных факторов адаптации и самореализации;
в) анализ и совместное обсуждение с клиентом внутренних проблем его личностного, социального и профессионального развития, оценка возможностей преодоления данных проблем, оценка внутренних ресурсов совладания;
г) анализ и совместное обсуждение с клиентом внешних факторов, ограничивающих его личностное, социальное и профессиональное развитие, оценка социальных ресурсов совладания, поиск внешней поддержки;
д) психологическое сопровождение клиента, оказание ему моральной, психологической, организационной поддержки и помощи, формирование социального круга соучастия, обучение навыкам саморегуляции, техникам раскрытия личностного потенциала, развитие личностных ресурсов совладания, формирование творческого отношения к жизни;
е) составление психологического заключения по конкретной ситуации и практических рекомендаций по сопровождению личности клиента, включающих предложения по профилактике и коррекции, а также по изменению внешней среды и устранению деструктивных факторов развития.
При выполнении консультационной работы студентом при необходимости используются методы:
• активного слушания, психотерапевтического контакта,
• методы анализа конкретных ситуаций,
• методы анализа конструктивных и деструктивных факторов среды,
• саморегуляции психических состояний,
• психологической коррекции.
4. Просветительская работа психолога может включать:
а) ознакомление лиц, с которыми психолог работает, с психическими явлениями, механизмами их вызывающих, особенностями протекания психических процессов, значениями тех или иных психических состояний, со структурой личности, её развитием и совершенствованием, адаптацией, социализацией, межличностным взаимодействием и др.;
б) проведение групповых мероприятий просветительского характера с целью знакомства с теми или иными фактами психологии (лекции, семинары, дискуссии и др.);
в) проведение обучающих мероприятий с целью развития определенных качеств, способностей, умений, навыков (тренинги, игры, творческие мастерские, психологические практики и др.);
г) составление просветительских материалов обучающего характера (плакаты, мультимедиа и видеодемонстрации, раздаточный материал для самостоятельного ознакомления и др.).
При выполнении просветительской работы магистрантом используются методы:
• индивидуального обучения (беседа),
• группового обучения (лекции, семинары, коллективные обсуждения),
• психологического развития и коррекции (тренинги, игры, групповое взаимодействие, творческие мастерские).
Четвёртый этап практики–оформление проведённого исследования в виде отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), помимо краткой письменной характеристики того, что и как сделано и что при этом получено, используются наглядные формы представления материала, такие, как схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.
Пятый этап практики–это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других практикантов.