Изуверные «родноверы» Или «Русские язычники», как субъекты психиатрии
Психиатрия нео-язычества
Кто же они такие, современные язычники? Каков социально-психологический портрет человека, называющего себя «родновером»? Иными словами — как люди «доходят до жизни такой»? За время своей врачебной практики мне неоднократно приходилось сталкиваться с пациентами, в прошлом принадлежавшими к тем или иным сектам; в последние семь-восемь лет немало среди них нередко можно встретить и лиц, являющихся адептами «учения» родноверов. Рассказать об этом я считаю не только необходимостью, но и своим профессиональным долгом. По понятным причинам, я не буду называть фамилии пациентов. Все эти лица проходили курс стационарного лечения в разное время (первый пациент наблюдался мною с февраля по октябрь 2004 года) в психоневрологических диспансерах Иркутска, Красноярска и Новосибирска.
Причина явления – бегство от реальности
Говоря о людях, именующих себя «родноверами», я выделю две четко обозначенных группы. К первой группе относятся люди со здоровой психикой, однако, в силу своего характера склонные к протесту, желающие выделиться среди окружающих и привлечь внимание к своей персоне. Другая, более многочисленная группа (соотношение первой и второй групп, примерно, 1 к 5) — это, безусловно, люди с врождёнными психическими заболеваниями, либо лица, перенесшие тяжелые душевные травмы. Как правило, во второй группе доминируют подростки, воспитывавшиеся в социально неблагополучных семьях, с трудом адаптирующиеся в среде сверстников, испытывающие сильные затруднения в общении с ровесниками противоположного пола. В т. н. «общинах» «родноверов», как правило, представители первой группы занимают роль явных или неявных лидеров, а представители второй группы выполняют роль «паствы». Что объединяет этих людей? Ответ предельно ясен: и те и другие не очень уютно чувствуют себя в социуме, законы которого вызывают у них не только подсознательный протест, но и желание «уйти в параллельный мир», «создать иную реальность». Впрочем, это свойственно не только «родноверам». «Славянское язычество» — это лишь одна из множества социальных ниш, в которую стремятся люди, неуютно чувствующие себя в реальном мире. И если рассматривать данное явление именно с этой стороны, то «родноверы» мало, чем отличаются не только от молодёжи, разыгрывающей по ролям книги Дж. Толкиена, но и от домохозяек, постоянно пребывающих в мире «мыльных опер» и «больших стирок».
Во всём виноваты комплексы
Известно, что если человека сто раз назвать свиньей, то на сто первый раз он сам поверит в это, и захрюкает. Комплекс собственной неполноценности, толкающий человека к уходу от реальности, развивается с раннего детства, и способен вырасти до огромных размеров. Самый простой пример: в результате неправильного зачатия (скорее всего, будущий отец был пьян) рождается больной ребенок, физическое и умственное развитие которого отстает от сверстников. В советское время таких детей отправляли в специальные «вспомогательные» школы; сейчас они обучаются вместе с психически здоровыми и нормально развивающимися детьми.
Понятно, что такой ребенок, оказавшись среди сверстников, опережающих его в умственном и физическом развитии, будет подвергаться насмешкам, унижениям и издевательствам. А это, в свою очередь, не только провоцирует развитие комплекса неполноценности, но и делает человека на ранней стадии развития замкнутым, озлобленным и мстительным. Понятно, что развиваясь, такой ребенок будет вынашивать планы мести тем, кто унижал его в детстве. Понятно также, что у подростка с неустойчивой психикой начнут развиваться садистские наклонности, а также различные мании – мания собственного величия, мания преследования…
Среди наблюдаемых мною пациентов было более двух десятков «родноверов», и у всех развитие заболевания выглядело приблизительно на одинаковом социальном фоне: неблагополучная семья, изгой в классе, неуспевающий ученик, подвергающийся насмешкам; замкнутость в себе, отсутствие друзей, стремление мучить и убивать животных — кошек и собак. В период полового созревания — неспособность общаться со сверстницами, повышенная (даже на фоне юношеской гиперсексуальности) возбудимость, которая остается неудовлетворенной, что, в свою очередь, вызывает озлобленность на противоположный пол и стимулирует сексуальные фантазии садистского характера.
Направляемая сила
Меня могут спросить, при чем здесь т. н. «славянское язычество»? Охотно отвечу: именно эта секта дает выход тем фантазиям и той энергии, которую больные на протяжении долгих лет подавляли в себе. Здесь и ритуальные жертвоприношения животных, и ритуальные же оргии, но самое главное — именно в сектах неоязычников самой важной частью ритуала является надругательство над христианскими святынями. Происходит сублимация; больной «переадресует» свои многолетние обиды на социум, отвергавший его, христианскому Богу; «мстит» ему за свои унижения в созданном Богом мире. В отличии от сатанизма в «чистом», так сказать, виде, неоязычество, «родноверие» позволяет своим адептам, хотя бы, в собственных глазах, быть не извергами, служащими диаволу, но адептами «света», приверженцами «родной веры». Кроме того, выступая в роли именно «хранителей сокровенных тайн предков», гораздо легче вербовать себе сторонников и неофитов; легче и оправдывать грязные групповые оргии и убийства бессловесных животных — «мы, мол, вовсе не садисты и не развратники — просто мы соблюдаем древние ритуалы, установленные предками многие тысячи лет назад».
Отрицание же Христианства автоматически влечет за собой отрицание христианской этики, т. е., тех норм поведения, которые были выработаны христианской цивилизацией за два последних тысячелетия. И которыми, кстати, руководствуются в повседневной жизни не только христиане, но и атеисты. Объявив себя «язычником», человек становится «по ту сторону добра и зла», для него уже не существует норм и запретов, принятых в обществе. Куда это может завести человека с расстроенной психикой, страшно даже представить.
И еще один существенный нюанс. Известно, что психически больные люди легко поддаются внушению, особенно, если процесс внушения происходит в условиях необычных, когда на психику больного оказывают дополнительное воздействие различные явления, вызывающие сильные эмоции – восторг, страх, удивление. Языческие ритуалы с яркими ночными кострами, доводящими до исступления плясками, криками и заклинаниями, агонией жертв под ножом «жреца» с древнейших времен были тем самым эмоциональным фоном, подчиняющим волю собравшихся. Ничего не изменилось и сегодня – участники разнообразных «ночных радений» являются потенциально направляемой силой. О том, кто, куда и для каких целей эту силу готовил, популярно объяснил в своей статье г-н Днепровский.
Заключение
В последние несколько лет Россия переживает второй после наблюдавшегося в 80-е годы прошлого столетия, пик моды на «славянское язычество». К сожалению, этот второй пик более опасен, чем первый. Если тогда государство «держало руку на пульсе», а сами «язычники» до поры — до времени сдерживались «органами», то сегодня они предоставлены сами себе. Более того, сегодня «общины» имеют возможность проводить «молитвенные собрания», рекламировать свою «религию» в Интернете, нео-язычники могут практически беспрепятственно заниматься издательской деятельностью.
Не стоит думать, что нео-языческий психоз захватит сколько-нибудь заметную группу населения – однако, нельзя и игнорировать это явление. Для начала, нужно понять, что к славянскому язычеству, которое совершенно безболезненно отмерло два тысячелетия назад, возврата быть не может. Необходимо также помнить о том, что большинство адептов «перунова культа» — это люди, страдающие тяжелыми психическими расстройствами; воспринимать всерьез их заявления не нужно, а вот к их поведению стоит приглядеться – среди людей, страдающих психическими заболеваниями, нередко попадаются и лица, представляющие опасность для окружающих. Всякая мода проходит — пройдет и мода на язычество. Нужно только помнить, что люди, следующие этой «моде», не совсем адекватно воспринимают окружающую реальность. А чтобы «языческое беснование» не охватило и здоровую, но не воцерковленную, часть общества, нужна совместная просветительская работа общественности, представителей Церкви и медиков. Только таким путем можно победить социальную болезнь и загнать языческих бесов обратно в преисподнюю.
Ольга Либавская, доктор медицинских наук