Индивид и масса: что первично? 1 страница
МАСС
.
ПИТЕР*
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев • Харьков • Минск
Дмитрий Вадимович Ольшанский
ПСИХОЛОГИЯ МАСС
Серия «Мастера психологии»
Главный редактор Е. Строганова
Зав. психологической редакцией Л. Винокуров
Зам. зав. психологической редакцией И. Карпова
Ведущий редактор А. Борин
Редакторы С. Комаров
Художник обложки С. Маликова
Корректор Т. Брылева
Верстка Е. Кузьменок
ББК 88.5 УДК 316.6
Ольшанский Д. В.
О56 Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-318-00038-Х
Впервые в отечественной литературе за последние сто лет издается новая книга о психологии масс. Три части книги — «Массы», «Массовые настроения» и «Массовые психологические явления» — представляют собой систематическое изложение целостной и последовательной авторской концепции массовой психологии. От общих понятий до конкретных феноменов психологии религии, моды, слухов, массовой коммуникации, рекламы, политики и массовых движений, автор прослеживает действие единых механизмов массовой психологии. Книга написана на основе анализа мировой литературы по данной тематике, а также авторского опыта исследовательской, преподавательской и практической работы. Для студентов, стажеров, аспирантов и преподавателей психологических, исторических и политологических специальностей вузов, для специалистов-практиков в сфере политики, массовых коммуникаций, рекламы, моды, PR и проведения избирательных кампаний.
-© ЗАО Издательский дом «Питер», 2002
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-318-00038-Х
•
ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная. Подписано в печать 26.08.02. Формат 70x100 '/ю. Усл. п. л. 26,91. Доп. тираж 4500 экз. Заказ № 1136.
Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Содержание
Введение............................................................................................................. 7
Часть 1. Массы................................................................................................. 11
Глава 1.1. Массы и массовое сознание............................................................ 13
Теории «массы»................................................................................................................................ 14
Теории «массового общества»...................................................................................................... 17
Массовое сознание.......................................................................................................................... 20
Массы.................................................................................................................................................. 28
Основные выводы............................................................................................................................. 31
Глава 1.2. Человеке массе................................................................................ 33
Индивид и масса: что первично?................................................................................................. 34
Влияние массы на индивида......................................................................................................... 38
Феномен обезличивания................................................................................................................ 42
«Мы» и «они», «вы» и «ты», «он» и «я»........................................................................................ 43
Масса и ее вожаки........................................................................................................................... 46
Распад массы: освобождение индивида.................................................................................... 48
Основные выводы............................................................................................................................. 50
Глава 1.3. Массовые психические состояния и проявления........................... 51
Общие механизмы стихийного поведения................................................................................ 52
Основные субъекты стихийного поведения.............................................................................. 54
Психология толпы........................................................................................................................ 54
Психология собранной публики.............................................................................................. 59
Несобранная публика................................................................................................................. 60
Основные формы стихийного поведения................................................................................... 61
Массовая паника.......................................................................................................................... 61
Массовая агрессия....................................................................................................................... 65
Основные выводы............................................................................................................................. 68
Глава 1.4. Механизмы массовой психологии.................................................. 70
Заражение как механизм психологии массы........................................................................... 71
Подражание как следствие заражения................................................................................... 73
Внушение как следствие заражения....................................................................................... 75
Внушение как механизм психологии массы............................................................................. 77
Заражение как следствие внушения....................................................................................... 77
Подражание как следствие внушения.................................................................................... 79
Подражание как механизм психологии массы........................................................................ 81
Основные выводы............................................................................................................................. 86
Глава 1.5. Психология масс в прошлом и будущем........................................ 89
Интерлюдия: происхождение сознания..................................................................................... 89
Интермедия: индивидуализация деятельности........................................................................ 92
Апофеоз: двойственная роль развития речи............................................................................. 95
Психологическая эволюция в истории человечества............................................................ 98
Психология масс при рабовладении....................................................................................... 98
Психология масс при феодализме......................................................................................... 100
Психология масс при капитализме........................................................................................ 103
Психология масс при социализме.......................................................................................... 106
Психология масс в социально-психологической перспективе.......................................... 109
Основные выводы........................................................................................................................... 111
4 Содержание
Глава 1.6. «Русская душа» как особое состояние массовой психологии:
между Западом и Востоком.......................................................................... 113
Геоклиматические факторы........................................................................................................ 114
Фактор отставания в развитии................................................................................................... 116
Фактор ограниченности частной собственности.................................................................. 118
Фактор крепостного права.......................................................................................................... 121
Фактор татаро-монгольского ига и «враждебного окружения»....................................... 124
Слагаемые «русской души»......................................................................................................... 127
Историко-психологические этюды........................................................................................ 127
Литературно-философские размышления........................................................................... 130
«Счастье по-русски»...................................................................................................................... 133
Основные выводы........................................................................................................................... 137
Часть 2. Массовые настроения....................................................................... 139
Глава 2.1. Массовые настроения в истории и современность....................... 141
Массовые настроения в историческом развитии.................................................................. 141
Европейская история настроений.......................................................................................... 142
Настроения в русской истории............................................................................................... 145
Массовые настроения в XX веке............................................................................................ 146
К обобщению опыта.................................................................................................................. 147
Массовые настроения в современных условиях................................................................... 149
Настроения современного «человека массы».................................................................... 150
Современные настроения в политике................................................................................... 152
Массовые настроения и крах социализма.......................................................................... 155
Основные выводы........................................................................................................................... 156
Глава 2.2. Психология массовых настроений................................................ 158
Общепсихологические подходы................................................................................................ 159
Психофизиологические трактовки......................................................................................... 159
Индивидуальное и социальное в природе настроений................................................... 161
Настроения в теории деятельности....................................................................................... 164
Социальная природа настроений............................................................................................. 166
Попытки упрощенной социологизации................................................................................ 168
Генетическая трактовка «социальности»............................................................................ 169
Содержательная «социальность» настроений................................................................... 171
«Социальность» как свойство субъекта настроений........................................................ 174
Массовые политические настроения........................................................................................ 177
Основные выводы........................................................................................................................... 180
Глава 2.3. Массовые настроения в политике................................................. 183
Природа массовых политических настроений...................................................................... 183
Массовые настроения как сигнал.......................................................................................... 184
Настроения как оценка............................................................................................................. 184
Настроения как устремления.................................................................................................. 186
Субъект массовых настроений.................................................................................................. 187
Гетерогенность и ситуативность........................................................................................... 188
Формирование настроенческих масс.................................................................................... 189
От толпы — к «средним слоям».............................................................................................. 190
Возникновение и развитие массовых настроений................................................................ 191
Психологический аспект.......................................................................................................... 192
Социально-политический аспект........................................................................................... 194
Содержание 5
Динамика развития настроений............................................................................................. 196
Циклы развития настроений.................................................................................................... 198
Уровни развития настроений.................................................................................................. 199
Основные виды и функции массовых настроений................................................................ 200
Проблема типологии настроений.......................................................................................... 200
Основные функции массовых настроений.......................................................................... 203
Функциональные разновидности настроений................................................................... 204
Механизмы воздействия на массовые настроения1............................................................. 205
Игра на притязаниях.................................................................................................................. 205
Проблема осуществления притязаний................................................................................. 207
Прогнозирование массовых настроений................................................................................. 209
Прогнозирование на «проблемных сетях».......................................................................... 210
Основные выводы........................................................................................................................... 212
Глава 2.4. Массовые настроения в революциях, контрреволюциях
и «перестройках»......................................................................................... 214
Динамика массовых настроений в Чили (1970-е—1980-е гг.)........................................... 215
Притязания С. Альенде............................................................................................................. 215
Достижения А. Пиночета.......................................................................................................... 216
Крах А. Пиночета....................................................................................................................... 218
Массовые настроения и хомейнистская революция в Иране............................................ 220
Антишахские настроения......................................................................................................... 220
Притязания Р. Хомейни............................................................................................................. 222
Хомейнистская революция...................................................................................................... 223
Консервация настроений......................................................................................................... 224
Массовые настроения и «перестройка» в СССР................................................................... 225
Структуры и люди...................................................................................................................... 226
Перестройка настроений.......................................................................................................... 228
Превентивная акция................................................................................................................... 229
Провал............................................................................................................................................ 230
Основные выводы........................................................................................................................... 235
Часть 3. Массовые социально-психологические явления.............................. 237
Глава 3.1. Психология религии...................................................................... 239
Корни религии................................................................................................................................. 240
Социально-психологические функции религии..................................................................... 244
Психология веры............................................................................................................................. 246
Религиозный культ: психология религиозных действий..................................................... 248
Психология суеверий..................................................................................................................... 251
Мотивы обращения к религии.................................................................................................... 253
Основные выводы........................................................................................................................... 254
Глава 3.2. Психология моды ......................................................................... 256
В поисках сущности моды........................................................................................................... 257
Психологические механизмы моды........................................................................................... 259
Двойной механизм моды........................................................................................................... 259
Факторы модности..................................................................................................................... 260
Мода как массовое подражание............................................................................................ 261
Конформизм как фактор моды................................................................................................ 262
Социально-психологические функции моды.......................................................................... 263
Элементы распространения моды............................................................................................. 264
Парадокс модника......................................................................................................................... 266
Модник-антимодник (модник-индивидуалист).................................................................. 267
6 Содержание
Модник-суггестор (модник-массовик).................................................................................. 269
Влияние моды на психологию масс.......................................................................................... 271
Основные выводы........................................................................................................................... 273
Глава 3.3. Психология слухов и сплетен........................................................ 274
Слухи и их разновидности.......................................................................................................... 275
Источники и условия возникновения слухов.......................................................................... 279
Особенности циркуляции слухов.............................................................................................. 282
Противодействие слухам............................................................................................................. 284
Психология сплетни...................................................................................................................... 286
О пользе слухов и сплетен........................................................................................................... 289
Основные выводы........................................................................................................................... 290
Глава 3.4. Психология массовой коммуникации........................................... 292
Теоретическое осмысление......................................................................................................... 293
Система массовой коммуникации............................................................................................. 296
Коммуникатор............................................................................................................................. 297
Аудитория..................................................................................................................................... 298
Коммуникационное сообщение.............................................................................................. 299
Средства массовой коммуникации............................................................................................ 302
Обратная связь............................................................................................................................ 305
Эффекты массовой коммуникации............................................................................................ 306
«Эффект ореола»......................................................................................................................... 306
«Эффект бумеранга».................................................................................................................. 308
Основные выводы........................................................................................................................... 309
Глава 3.5. Психология рекламы и PR-воздействия....................................... 311
Немного истории............................................................................................................................ 312
Генеральная функция рекламы.................................................................................................. 314
Почему люди поддаются рекламе?........................................................................................... 315
Психологические механизмы рекламы.................................................................................... 317
Возбуждение желаний.............................................................................................................. 318
Внушение...................................................................................................................................... 318
Заражение..................................................................................................................................... 320
Подражание как итог................................................................................................................. 321
Политическая реклама................................................................................................................. 323
Политическая реклама как вид коммерческой рекламы................................................. 323
PR как политическая реклама................................................................................................. 325
Политик как специалист по PR............................................................................................... 327
Основные выводы........................................................................................................................... 328
Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений............ 329
Психология массовых движений................................................................................................ 330
Истоки возникновения движения............................................................................................ 332
Социально-психологические функции движения.............................................................. 333
Мотивы участия в движении................................................................................................... 334
Условия и этапы развития движений.................................................................................... 336
Политические партии.................................................................................................................... 340
Кадровые и массовые партии................................................................................................. 342
Партии и движения..................................................................................................................... 343
Основные выводы........................................................................................................................... 346
Заключение..................................................................................................... 348
Литература...................................................................................................... 351
Введение
Новой книги с таким названием не издавалось вот уже более ста лет. Близкие по тематике книги, пусть под другими названиями, но все-таки касавшиеся проблем психологии масс, также давно не издавались — примерно лет семьдесят. Таким образом, возник огромный провал в изучении важнейшей сферы социально-психологических явлений, составляющих огромную часть нашей повседневной жизни. Наша жизнь была так организована «сверху», что обо всем, что шло «снизу», предпочитали не говорить. Наше сознание было так заорганизовано, что о бессознательном было даже некогда думать.
Как-то незаметно сфера массовой психологии исчезла из учебных программ и университетских курсов. Оголились программы и курсы — социальная психология оказалась лишенной одного из своих четырех основных разделов (личность, малые и большие группы, массы1. Психология масс стала упоминаться только вскользь, как «массовидные явления» — прежде всего толпа. Отсутствие пристального серьезного внимания к этому предмету порождало привкус негативного отношения как к чему-то не слишком важному, находящемуся на обочине научного познания.
Минувший XX век выдался слишком рационалистическим. Наибольших успехов в нем добились западные страны и народы, психологически отличающиеся повышенной рациональностью мышления. Вследствие этого создалось впечатление, что эпоха явлений иррациональных, эмоциональных и не индивидуальных, а массовых, просто ушла далеко в прошлое. Массовым поведением научились управлять, сформировалась «массовая культура», а сами массы были раздроблены на отдельные группы и, далее, на отдельных индивидов. Возведя в культ права свободного индивида, на Западе решили, что навсегда избавились от массового человека, что просто «переболели» психологией масс. Однако для них, но в еще большей степени для нас все оказалось далеко не так просто.