Зрительный образ интегрального алгоритма чтения

Вы изучили интегрального алгоритма чтения, представ­ляете их смысл и содержание. Для создания зрительного образа алгоритма используйте любой предмет, картину, ситуацию. Очень важно нарисовать его своей рукой. Это дол­жен быть ваш рисунок. Изготовить нужно два экземпляра. Один из них укрепите на экран мысленного взора, другой постоянно носите с собой или укрепите перед рабочим сто­лом. Постоянно думайте, представляйте себе свой рисунок. Добейтесь того, чтобы, закрыв глаза, вы четко, ясно видели свой алгоритм. На рис. 8 показан пример алгоритма, который многие чаще всего используют на наших занятиях. Если он вам понравится, нарисуйте такой же.

Зрительный образ интегрального алгоритма чтения - student2.ru

Какой же рисунок выбрать? Давайте посмотрим, как практически это делают слушатели курсов быстрого чтения. Вот что написал в дневнике один из них «Зрительный образ алго­ритма - правильный шестиугольник. Это мое футбольное поле. Сначала за­полняются как бы ударами «мяча» по углам первые три блока: название, автор, источник. Затем, по мере чте­ния, еще три блока - три угла. Послед­ний блок - новизна - фиксируется мною в виде точки в центре. После недели тренировок почувствовал, что блоки заполняются содержанием словно сами собой - ярко, броско, сильно и динамично».

Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: и в пирамиде, и в этажах здания, и в картотеке, и в семи разно­цветных полосках радуги, и т.п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только инфор­мативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не получается? Вот пример удачного решения этой задачи, взятый из дневника одного из слушателей курсов быстрого чтения: «Зрительного представления алгоритма так и не полу­чилось. Конечно, я могу представить его в виде схемы или в виде ящиков, но в процессе чтения я этим зрительным представлением не пользуюсь. У меня запоминание идет совершенно по-другому:

1.Название.Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю. Если оно на пер­вый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом).

2. Автор. Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми. Или пытаюсь их запомнить зри­тельно.

3. Выходные данные. Название газеты, год, число, месяц за­поминаю, скольз1гув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого зрительного пред­ставления в момент фиксации.

Так я запоминаю три первых блока алгоритма, но не знаю, куда я все это посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее содержание, на что особенно обращаю внимание впоследствии.

4. Проблема. Кратко формулирую се в самом начале чтения. Иногда уточняю после окончания чтения всей статьи или книги.

5. Фактографические данные. В отличие от выходных данных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно.

6. Особенности, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза, согласен ли я с предлагае­мой идеей или отношусь к ней критически. Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, вес запоминается быстро и хорошо.

7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.

В целом, мне кажется, здесь хорошо работает «последова­тельность операций», но у меня нет зрительного представления блоков алгоритма».

Что ж, ситуация вполне возможная. Между тем, как показы­вает опыт, зрительное представление блоков интегрального алгоритма чтения значительно облегчает усвоение и запоми­нание прочитанного.

Итак, вы изучили алгоритм, нарисовали и запомнили его зрительный образ. Что же дает интегральный алгоритм чтения:

Главное - он формирует новую программу чтения, программа последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма, от первого до седьмого, - вот задача чтения. Многократные тре­нировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами.

Как же вырабатывается установка на чтение с применением алгоритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения склады­вается представление о том, какой проблеме посвящена статья;

основное содержание, тема войдут в четвертый блок Уже в первых абзацах могут быть различные факты, фамилии, параметрические данные. Все эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма.

В процессе чтения текста читатель как бы фиксирует его со­держание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названиям. Например, в тексте описывается конструкция нового электромобиля, имеющего принципиаль­ные отличительные особенности. Это материал для заполнения шестого блока.

Очень важно быть критически настроенным на содержание текста. Как считают некоторые психологи, без критического отношения вообще читать не следует. Ваша позиция - согласие или несогласие с автором - также фиксируется в этом блоке алгоритма. Наконец, вы закончили чтения. Что нового вы узнали из прочитанного, что можно практически применить в работе? Это данные для заполнения последнего, седьмого блока алгоритма.

Итак, чтение окончено? Для обычного, традиционного чтения, может быть, и так. Для быстрого чтения этого еще недоста­точно. Завершение чтения еще впереди. Читатель должен вновь представить зрительный образ интегрального алгоритма и проверить заполнение всех его блоков. Такой заключительный

акт анализа и синтеза текста помогает лучше его усвоить и запомнить. Психологи говорят: «Умей ставить точку». Очевидно, именно этот прием объясняет то, что быстро читающие лучше, полнее усваивают и запоминают прочитанное, чем те, кто читает медленно и, главное, неумело.

Как же практически работать с интегральным алгоритмом чтения? Мы предлагаем, читая тексты, карандашом выделять в них отдельные блоки алгоритма. Ниже приведен образец такой разметки текста. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения - student2.ru

Зрительный образ интегрального алгоритма чтения - student2.ru

Домашнее задание

1. Изучить интегральный алгоритм чтения. Представлять себе смысл и содержание каждого блока алгоритма.

2. Изготовить обязательно своей рукой рисунок зрительного образа интегрального алгоритма в двух экземплярах Один экзем­пляр укрепить на экране мысленного взора, второй экземпляр, маленький, носить с собой, постоянно видеть и представлять свой рисунок.

3. Читать ежедневно две небольшие статьи, различные по объему: первую статью читать очень медленно с карандашом или ручкой в руках и размечать текст по блокам интегрального ал­горитма чтения. Время не фиксировать;

вторую читать немного быстрее, но без карандаша. Читая текст, ищите в нем ответы на вопросы, поставленные блоками алго­ритма. Время не фиксировать. По окончании чтения закройте глаза и представьте свой зрительный образ алгоритма. Про­верьте заполнение его блоков.

4. Все остальные статьи читать без регрессий.

5.Продолжать упражнение «Созерцание зеленой точки», усложнив задачу: расширять поле зрения, пытаясь увидеть одно­временно с точкой 1-2 строки вверх и вниз по всей ширине страницы, затем 4-6 строк и т.д. Напоминаем: видеть - значит различать контуры строк.

6. В процессе чтения небольших газетных текстов произво­дить их разметку, обводя карандашом или ручкой блоки текста, Соответствующие блокам интегрального алгоритма чтения.

Продолжительность выполнения этого упражнения можно увеличить до 2-3 недель.

(Образец разметки текста по блокам интегрального алгоритма чтения был приведен выше).

7. В заключение прочитать контрольный текст 2, определить скорость чтения по известной вам формуле и занести резуль­таты в план занятий (см. приложение 1).

«Комсомольская правда» Текст 2, 30 августа 1990 г. Объем - 780 знаков

Секрет «молодой воды»

Толочь воду - не такое уж бесперспективное занятие, как вы­яснили эстонские ученые. Правда, вместо допотопной ступы они использовали дезинтегратор - своеобразную мельницу со стре­мительно вращающимися роторами.

Оказалось, что в активированной таким образом воде форель, например, растет в полтора раза быстрее. Из каждой сотни икринок форели обычно появляются лишь 50 мальков, а в активи­рованной воде - 90. Повышает она и урожаи различных культур.

Ученые пока не могут вполне научно объяснить это явление. Предполагают, что молекулы воды объединяются в некие цепоч­ки, которые с течением тысячелетий удлиняются. Вода как бы ста­реет, медленнее протекает в ткани растений и животных. А вот сотни миллионов лет назад, когда на земле бушевали смерчи и ураганы, вода была богаче энергией, моложе. Рыбы в ней лучше развивались, поэтому и достигали огромных размеров. Дезинтег­ратор, по-видимому, проделывает ту же работу - разрушает це­почки молекул.

И. Савельев

Итак, вы изучили интегральный алгоритм. Он обеспечивает новую программу чтения, программу последовательных мысли­тельных операций. Для формирования новой техники чтения в соответствии с блоками интегрального алгоритма чтения нужны многократные тренировки, с тем чтобы закрепить в процессе вашего чтения движение всегда по блокам интег­рального алгоритма.

Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше, и наконец они ис­чезают. В этот период надо изучить и запомнить второе правило быстрого чтения: читать по интегральному алгоритму.

Наши рекомендации